Конспекты непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Родной город» «Социально – личностное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Булгакова Раиса Алексеевна

Серия конспектов занятий по ознакомлению с городом Малоярославец

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx52.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты

непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы

«Родной город»

 «Социально – личностное развитие»

Тема: «Историческое прошлое родного города»

Программное содержание: закреплять знания детей об истории возникновения родного города, его основателя. Уточнять знания об исторических событиях 1812г. Формировать уважительное отношение к гербу Малоярославца, вспомнить его символическое значение. Формировать понимание выражения «Малая родина». Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории города, экскурсия в военно-исторический музей, рассматривание герба города Малоярославца, дидактические игры.

Оборудование и материалы: фотография с изображением герба Малоярославца; фотографии князя В.А. Храброго - Донского, М.И. Кутузова. Фотографии с изображением Городища, реки Лужи.

Ход

НОД проходит в мини – музее «Малоярославец – моя малая Родина».

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об истории нашего родного города.

- Как он называется?

- Правильно, у нашего города красивое старинное название - Малоярославец.

- Мы с вами, его жители, называемся - малоярославчане.

- Как называется область, в которой мы живем?

- Назовите главный областной город?

- Когда появилось первое упоминание о нашем городе?

- Сколько же сейчас лет нашему городу?

- Кто основал наш город?

- В честь кого он был назван?

Чтение стихотворения: «Князь Владимир Храбрый».

Город Малый - город славный!

Знают это стар и млад.

Основал его князь Храбрый

Много лет тому назад.

Был Владимир смелый воин-

Патриот Руси святой.

Он на поле Куликовом

Как и Дмитрий стал - «Донской».

К созиданью благосклонен,

Уважаем и любим,

К вражьим стаям непреклонен,

Грозен, непоколебим.

Много раз ходил в походы

На татар и на Литву

Преграждал для них проходы

В стольный город наш Москву

Его Малоярославец

Пред врагом не пасовал.

За любовь и честь страдалец –

Сам сгорал, а Русь спасать

И всегда он возрождался,

Сам Господь помочь был рад.

Вновь из пепла поднимался,

Превращаясь в город - сад!

-На какой реке расположен наш город Малоярославец?

- Что являлось началом города, интересным археологическим памятником?

- Уточнение знаний о символике нашего города.

Показать герб Малоярославца, рассказать о гербе.

Физкультминутка

У нашего города богатое историческое прошлое.

- Чем знаменит наш город?

(В октябре 1812 года произошло знаменитое Малоярославецкое сражение между армией Наполеона и русской армией)

- Кто был Главнокомандующим русской армии?

(Русскими войсками командовал великий полководец Михаил Илларионович Кутузов)

- Какое значение имело сражение под Малоярославцем в истории Отечественной войны 1812 года?

- Каковы результаты Малоярославецкого сражения?

(У берегов реки Лужи русской армией была остановлена армия Наполеона, которая следовала из Москвы в Калугу. Храбрые русские воины заставили французские войска отступать)

- Таким образом, в Малоярославце был сорван план Наполеона: французам не удалось пройти в Калугу и захватить собранные там богатые запасы продовольствия.

- Судьба войны решилась в Малоярославце, который стал «пределом нападения, началом бегства и гибели врага». Поэтому великий полководец М. И. Кутузов считал день Малоярославецкого сражения «одним из самых знаменитейших в сию кровопролитную войну»

- Мы гордимся нашим родным городом, нашей малой родиной.

- Почему, мы называем город родиной?

(Мы здесь родились и живем. Это наша малая родина. Самое родное место на земле).

                                  Тема: «Улицы родного города»

Программное содержание: формировать интерес к своей малой Родине, уточнить знания о названиях улиц, показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории района, города, закреплять знания о знаменитых земляках нашего города.

Предварительная работа: целевая прогулка по близлежащим улицам, беседа о названиях улиц города, о том, как давали названия улицам, составление рассказов «История названия улиц города», рассказ о знаменитых земляках нашего города, о великих людях, в честь которых названы улицы, площади города, дидактические игры «Кто, где живет?», «Знаешь ли ты улицы?», игра – викторина «Их имена в памяти улиц».

Оборудование и материалы: кассета с записью песни, фотографии города, бумага, цветные карандаши, краски, кисточки.

Ход

НОД проходит в мини – музее «Малоярославец – моя малая Родина».

Звучит песня  «Родные места» в исполнении Ю. Антонова.

Воспитатель:

- Как называется наш город?

В городе Малоярославце много улиц и у каждой улицы свое название. Сегодня мы поговорим об улицах нашего города.

- На какой улице вы живете?

- На какой улице находится наш детский сад? (ул. Школьная)

- Почему он так называется?

- Назовите, какие еще улицы есть в нашем микрорайоне?

(ул. Мирная, ул. Энтузиастов, ул. Станционная, ул. Дружбы …)

- Почему они так называются?

- Какие еще названия улиц нашего города вы знаете?

- А теперь посмотрите на картинки и скажите, какие улицы изображены на них?

- Вы видите, какие разные названия улиц?

- Название каждой улицы с чем-то связано. Например, с особенностями микрорайона, с названиями растущих здесь деревьев.

Назовите эти улицы?

(ул. Лесная, ул. Парковая, ул. Вишневая, ул. Березовая аллея …)

Название улиц связаны с названиями дорог ведущих в другие города.

Назовите эти улицы?

(ул. Московская, ул. Калужская, ул. Медынская, ул. Боровская …)

Названия улиц связанны с предприятиями, зданиями, расположенными на этих улицах.

Какие это улицы?

(ул. Почтовая, ул. Школьная, ул. Заводская, ул. Стадионная, ул. Станционная, ул. Дачная …)

Физкульминутка.

Есть замечательные люди, которые трудом и талантом прославили свое имя. В их честь тоже названы улицы, площади.

Скажите, какие улицы, площади в нашем городе названы в честь знаменитых людей?

(ул. Гагарина, ул. Ленина, ул. Жукова, ул. Кутузова, ул. Радищева, ул. Беляева, ул. Гоголя, ул. Маяковского, ул. Достоевского, ул. Крупской, ул. Чистовича …)

Есть улицы, которые названы в честь знаменитых земляков, прославивших наш город.

Назовите эти улицы? Расскажите о наших знаменитых земляках.

Василий Петров – наш земляк, пограничник, совершил подвиг на пограничной заставе. 4 часа огнем своего пулемета сдерживал наступление немецкой пехоты, а когда его окружили немцы, подорвал себя и врагов гранатой

Григорий Соколов – летчик, возвращался с боевого задания, возле города Малоярославца неожиданно в небе появилось 20 немецких самолетов. Они направлялись к Москве. Завязался неравный бой. Загорелся самолет Соколова. Внизу город Малоярославец – люди, дома. Летчик повел самолет к лесу. Там прогремел взрыв. Соколов геройски погиб. На месте падения поставлен памятник

Улица 17-й Стрелковой дивизии (бойцы этой дивизии участвовали в освобождении Малоярославца от немецких захватчиков)

Улица О. Колесниковой (эта школьница была партизанской связной и погибла от рук фашистов)

Улица 53-й Саратовской дивизии.

Улица Подольских курсантов (курсанты Подольского училища стойко держали оборону под Малоярославцем)

Люди благодарны своим землякам, героям и хотят, чтобы об их подвиге знали через много, много лет.

Рисование «Улица моя».

Тема: «Достопримечательности города Малоярославца»

Программное содержание: расширять и закреплять знания детей о родном городе, уточнить знания детей о достопримечательностях  родного города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Предварительная работа: экскурсия по городу, рассматривание иллюстраций, просмотр фильма о городе, дидактическая игра «Знаешь ли ты город?», «Памятники родного города».

Оборудование и материалы: открытки, иллюстрации с видами родного города, фотографии памятников, оформление выставки «Путешествие по родному городу», бумага, цветные карандаши, краски, кисточки.

Ход

НОД проходит в мини музее – музее «Малоярославец – моя малая Родина».

- Как называется наш город?

- Чем знаменит наш город?

Мы с вами были на экскурсии, давайте вспомним, какие  достопримечательности мы видели в нашем городе.

Беседа сопровождается показом иллюстраций.

- Памятник археологии - Городище.

- Памятник основателю города князю Владимиру Андреевичу Храброму.

- Памятник А. Н. Радищеву.

- Здание бывших Присутственных мест.

- Дом купцов Давыдовых.

- Почтовая станция.

- Монумент славы в память о Малоярославецком сражение. Один из шести, поставленных на местах самых важных сражений 1812 года.

- Свято – Николаевский Черноостровский монастырь. Во время сражения у стен монастыря бились русские и французские войска. Монастырь был почти полностью разрушен и сожжен, сохранились лишь Святые Голубые ворота монастыря. Во время боя в ворота попало много пуль и следы от пуль остались до сих пор. После войны началось строительство нового храма в память о героях, погибших у стен монастыря.

- Храм – памятник церковь Успения Пресвятой Богородицы. Служит свидетельством мужества и героизма русского народа – защитника России.

- Храм Рождества Иоанна Предтечи.

- Собор во имя иконы Казанской Божьей Матери.

Храмы земли Малоярославецкой сыграли огромную роль для жителей нашего края. Вера стала опорой, помогла выстоять в годы тяжелых испытаний.

- Кому возведен этот памятник?

(Памятник Савве Ивановичу Беляеву)

(Задержал французские войска у стен нашего города на много часов до подхода русских войск. Он уничтожил платину городской мельницы, вода хлынула на французов и они не смогли попасть в город.

Еще он после сражения помогал раненым солдатам)

- В нашем городе есть целый мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года.

- Где находится этот комплекс?

(В сквере «Памяти павших в 1812 году»)

- Как называется этот памятник?

(Памятник на братской могиле)

Воспитатель: Тела 1300 русских воинов погибших в сражении за Малоярославец были захоронены в братских могилах. Первый памятник находится в центре сквера, второй памятник - немного дальше, в глубине сквера, третий - находится на окраине города.

- Какой еще исторический памятник находится в сквере?

(Это здание бывшей часовни)

- Что размещается в здание бывшей часовне в настоящее время?

(В этом здание расположена диорама «Малоярославецкое сражение»)

- Какой памятник находится на 1-м плане сквера?

(Памятник великому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову)

Память о грозных событиях Отечественной войны 1812 года на Малоярославецкой земле хранит военно-исторический музей 1812 года, в котором мы были. Экспонаты музея рассказывают об отваге, смелости русских воинов.

Физкультминутка.

- Кому возведен этот памятник?

Памятник Георгию Константиновичу Жукову.

(Этот памятник возведен нашему земляку, великому полководцу, маршалу Г. К. Жукову. Он руководил обороной Москвы. Награжден всеми орденами и медалями нашей страны)

Память воинов погибших в Великой Отечественной войне увековечена памятниками на братских могилах.

Курган Славы и монумент «Скорбящая Родина – мать»

Памятник воинам и жителям Малоярославца, которые погибли в боях с немцами за Малоярославец.

- У подножия Кургана Славы - Вечный огонь. 

- Памятник малолетним узникам концлагерей.

- Памятник – воинам – интернационалистам, участникам Афганской войны.

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением достопримечательностей родного города.

- Я буду называть достопримечательность, а вы должны найти соответствующую иллюстрацию и показать ее.

Рисование «Любимый город».

Тема: «Городские здания и предприятия города Малоярославца»

Программное содержание: продолжать формировать интерес к своей малой родине, закрепить знания о разных видах зданий, их назначении, расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции, расширить представления о профессиях людей нашего города, воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Предварительная работа: просмотр фильма о родном городе, рассматривание иллюстраций, прогулки по микрорайону к зданию школы, почты, завода, сюжетно – ролевые игры, беседы о профессиях, чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы: иллюстрации, дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

Ход

НОД проходит в мини – музее «Малоярославец – моя малая Родина»

Воспитатель:

- Как называется наш город?

- Назовите улицы нашего города?

- Что находится на улицах?

- Кроме жилых домов, в которых мы с вами живем в нашем городе много других зданий. И сегодня мы поговорим о том, какие важные и интересные здания и предприятия есть в нашем городе.

- Назовите, какие вы знаете городские здания?

(Детский сад, школа, музыкальная школа, больница, библиотека, почта, аптека, магазины, парикмахерская, Малоярославецкий центр Российского кино …)

Проводится беседа о городских зданиях, о том, люди каких профессий там работают и с какой целью туда приходят горожане.

Все эти учреждения необходимы людям для учебы, лечения, работы, жизни.

Вспомните, какие предприятия, заводы есть в г. Малоярославце.

Малоярославецкий молочный завод

- Что производят на этом предприятие?

- Люди, каких профессий там работают?

Малоярославецкий хлебокомбинат.

- Что производят на этом предприятие?

- Люди, каких профессий там работают?

Малоярославецкий завод резиновой обуви.

- Что производят на этом предприятие?

- Люди, каких профессий там работают?

Малоярославецкая швейная фабрика.

 - Что производят на этом предприятие?

- Люди, каких профессий там работают?

Малоярославецкая мебельная фабрика.

- Что производят на этом предприятие?

- Люди, каких профессий там работают?

«Газпром»

Предприятие «МОПАЗ» (производство испытательного оборудования).

УПН «Водоканал» (являются шефами нашего детского сада)

- Что производят на этом предприятие?

- Люди, каких профессий там работают?

- Как называется микрорайон, в котором расположен наш детский сад?

- Почему он так называется?

- Почему именно в нашем городе построили кирпичный завод?

(На территории Малоярославецкого района богатые месторождения кирпичных глин)

- Что производят на кирпичном заводе?

«Малоярославецкий завод соединительных и крепежных деталей» (СКД).

«Агрисовгаз» (производство теплиц).

«Росметалл» (производство стальных металлоконструкций).

Таким образом, в микрорайоне кирпичного завода промышленная зона, связанная с выпуском металлоконструкций, но есть и деревообрабатывающий, кирпичный завод и автотранспортное предприятие.

Физкультминутка.

Очень много людей самых разных профессий работают в нашем городе. Трудятся хорошо, чтобы сделать наш город еще лучше.

- Где и кем работают ваши родители и что они делают?

- Дети рассказывают, и делается вывод, что каждая профессия очень важна и нужна всем.

- А кем станете вы, когда вырастите и какую пользу принесете своему городу.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?» (с картинками).

Тема: «Культурное наследие родного города»

Программное содержание: продолжать формировать представления детей о знаменитых земляках, прославивших родной город. Уточнить знания о произведениях местных поэтов, музыкантов, художников. Закрепить знания о предметах домашнего быта, о костюмах Калужской губернии, о Калужской народной вышивки.

Предварительная работа: посещение музеев, городской картинной галереи, рассматривание иллюстраций, беседы о творчестве знаменитых людей, заучивание стихов, песен о г. Малоярославце, организованная деятельность в мини-музее «Русская изба».

Оборудование и материалы: иллюстрации, фотографии.

Ход

НОД проходит в мини – музее «Малоярославец – моя малая Родина»

- Что такое музей?

- Для чего нужны музеи?

- Какие музеи нашего города вы знаете?

(Военно-исторический музей отечественной войны 1812г.,

Музей – диорама «Малоярославецкое сражение»,

Историко-краеведческий музей)

- Как называется музей, в котором собраны только картины?

(Картинная галерея)

- Какая галерея находится в нашем городе?

(«Малоярославецкая городская картинная галерея имени Елизаветы Чернявской»)

- Кто это – Е. А. Чернявская?

(Заслуженный художник России, почетный гражданин г. Малоярославца, подарила нашему городу более 70 картин)

- Вспомните, имя, какого художника еще связано с нашим г. Малоярославцем?

(Афанасий Ефремович Куликов)

В одном из залов галереи представлены работы художников отца и сына Афанасия Ефремовича и Владимира Афанасьевича Куликовых – наших земляков.

- Как наш город хранит память о замечательном художнике?

(Сохранен дом – мастерская  А. Е. Куликова, его именем названа одна из улиц города и детская художественная школа)

- Скажите, какой еще художник живет и работает в г. Малоярославце?

(Сергей Анатольевич Бауэр)

- Какие картины этого художника вы знаете?

«Весна в Малоярославце»

«Разлив на реке Луже»

«На Ивановском лугу»

«Первая зелень в Малоярославце»

«Заметался пожар голубой» (улица Почтовая)

«Улица Успенская» …

- Какие еще художники рисовали наш замечательный город?

Солдатенков Игорь Алексеевич

 - Назовите его картины?

«Река Лужа под Малоярославцем»

«Успенская церковь» …

Митяшкин Владимир Валентинович

«Улица Калужская» …

Стасевич Александр Михайлович

«Улица Ивановская. Малоярославец» …

Елецкий Владимир Иванович

«Черноостровский монастырь»

«Малоярославецкий дворик» …

Пугачев Владимир Николаевич

«Осень»

«Теплый вечер»

Савинова И.

«Вид на Малоярославецкое городище»

Таким образом, каждый художник по-своему видел и рисовал наш любимый город.

О нашем прекрасном городе написано много стихов, песен.

- Каких поэтов города Малоярославца вы знаете?

Поэт Валентин Ермаков

- Какие стихотворения этого поэта мы читали, заучивали наизусть?

«Речка Лужа»

«В Малоярославце»

«На Ивановском лугу»

«Малоярославецкий марш»

«Ода Малоярославцу»

Чтение детьми стихотворений.

Поэт Борис Валентинович Бусаров

«Малоярославец»

«Город мой старинный»

Поэт Сергей Николаевич Васильев

«Край родной»

«Город над Лужей»

«Мой город»

«Вишня расцвела»

«Малоярославецкое сражение»

«Память»

Поэт Л. Авсеев

«Малый Ярославец»

Поэт Олег Чупров

«Нет милее Малоярославца»

Поэт Юрий Геннадьевич Дудников

«Уютный Малоярославец»

«Улица Кутузова»

«Слава героям»

«Музею 1812г.»

Поэт Виталий Андреевич Попов

«Есть у нас в России город небольшой»

«Ивановская улица»

- А кто написал нашу любимую песню о Малоярославце – «На русской земле городов есть немало …»?

Давайте ее сейчас споем. Музыкальная пауза.

Дети переходят в мини – музей «Русская изба».

Ребята называют предметы быта прошлого времени, рассматривают иллюстрации с изображением народного костюма Калужской губернии, фотографии с изображением Калужской народной вышивки, отвечают на вопросы.

- Кто автор современных произведений с Калужской вышивкой?

(Художница Н. М. Гумелевская)

- Как выполнялась народная вышивка Калужской области?

(На крестьянском холсте льняными и бумажными нитками, изредка шерстью).

- Как называется основной прием вышивания? («Цветная перевить»)

На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки четко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера.

- О чем мы с вами сегодня говорили. В выходные дни старайтесь с родителями посещать музеи, картинную галерею в нашем городе.

Тема: «Животный мир родного края»

Программное содержание: Закреплять представления о животном мире нашего края. Развивать лексика – грамматические средства языка. Воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением животных, насекомых, птиц родного края, беседы, дидактические игры.

Оборудование и материалы: картинки с изображением животных, птиц и насекомых; дидактические игры «Чей, чья, чье?», «У кого, кто?», «У кого, какой домик?»

Ход

- Ребята, мы с вами уже много узнали о природе Малоярославецкого края.

- Есть у нас и реки и луга и поля и леса.

- Почему надо беречь лес?

В наших лесах живут птицы, насекомые, животные и их очень много.

- Скажите, какие животные живут в лесах Малоярославецкого района?

(Дети называют животных, а воспитатель раскладывает картинки с их изображением.)

Заяц – русак                        лоси

Заяц – беляк                        кабаны

Белка                                        косули

Олени пятнистые                        благородные олени

Маралы                                хорек

Норка                                куница

Бобр                                        ондатра

Лиса                                        волк (изредка встречается) и т. д.

- Дидактическая игра «У кого, кто?»

У лисы – лисята

У волка – волчата

У белки – бельчата

У зайца – зайчата

У лося – лосята и т. д.

- Дидактическая игра «Чей, чья, чье?» (С использованием картинок)

Чей хвост? (лисий хвост)

Чья голова? (лисья голова) и т. д.

Физкультминутка.

- Назовите птиц нашего Малоярославецкого района (дети называют птиц, а воспитатель раскладывает картинки с их изображением).

Воробьи                        рябчик                        коростель

Голуби                        тетерев                        перепелка

Вороны                        куропатка                        дупель

Сорока                        глухарь                        кряква

Нырки                        утки                                кукушка и т. д.

Покажите их на картинках.

- Какие птицы называются перелетными?

- Какие птицы называются зимующими?

- Что общего у всех птиц?

- Чем отличаются?

Дидактическая игра: «Узнай по описанию».

- Вспомните, чем питаются птицы?

Но зимой корма очень мало, если не помочь птицам они могут умереть.

- Скажите, как можно им помочь?

- Чтение стихотворения: «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

- Большое значение в природе имеют полезные насекомые.

- Каких насекомых вы знаете?

Рассмотрите картинки и скажите

- Кто из них ползает, летает, прыгает?

- Какие насекомые приносят пользу людям, а какие вред?

- Каких насекомых называют «санитарами леса»?

- Куда насекомые прячутся зимой?

- Вот такой богатый и разнообразный животный мир нашего края!

Тема: «Растительный мир родного края»

Программное содержание: закреплять представления детей о растительном мире родного края, о лекарственных растениях, их использованием в лечебных целях, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций с изображением растений леса, поля, сада, луга, с изображением лекарственных растений, дидактические игры.

Оборудование и материалы: картинки с изображением растений, иллюстрации с изображением «Ивановского» и «Медвежьего» лугов и вишневых садов.

Ход

Воспитатель загадывает загадку: «Весной одевается, осенью раздевается?»

- Правильно, ребята, это дерево.

- Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)

На территории Малоярославецкого района много красивых лесов. Лес - это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев очень много!

- Покажите на картинках и назовите, какие деревья растут в наших лесах?

- Какие деревья называются хвойными, а какие лиственными?

- Леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья, называются смешанными.

- Что вы можете рассказать о деревьях?

- Какие кустарники растут на территории Малоярославецкого района?

- Но в лесу растут не только деревья. Сколько ягод и грибов дарит лес людям и животным! Растут в нашем лесу малина, брусника, клюква, земляника.

-А какие грибы вы знаете? (Дети отвечают, воспитатель помогает им, показывая картинки: белый гриб, опята, подберезовик, подосиновик, маслята, лисички, сыроежки.)

- Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)

Физкультминутка.

- Богата природа нашего края. Сколько у нас красивых садов!

Раньше наш город называли «Город – сад».

- А какие сады росли в городе? (Вишневые сады)

- Правильно, поэтому раньше наш город называли «Вишневый город?»

- А какие еще сады росли и растут в нашем городе? (Яблоневые сады).

- Какие цветы растут в саду?

- Посмотрите, какие у нас красивые луга.

Воспитатель выставляет картинки с изображением Ивановского и Медвежьего луга.

- Как называются эти луга?

- Почему они так называются?

- А какие цветы растут на наших лугах?

- Многие из этих растений обладают волшебными свойствами, могут лечить от разных болезней. Такие растения называются лекарственными. Лечение травами известно с самых древних времен, травы - самые первые лекарства на Земле!

- Отгадайте загадки про целебные растения:

Эту зелень ты не тронь,

Жжется больно, как огонь.

(Крапива)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(Подорожник)

- Почему он так называется?

Стоят в поле сестрички.

Желтый глазок,

Белые реснички.

(Ромашки)

- Как используют ромашку в лечебных целях?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

- В лесах и на лугах нашего района растет очень много лекарственных трав и цветов: календула, лопух, шалфей, тысячелистник, мать-и-мачеха и т.д.

Все это - наша зеленая аптека, которая помогает человеку при многих болезнях.

- Послушайте стихотворение про зеленую аптеку.

Вот обычная малина... Но...

При простуде и ангине

Чай с малиновым вареньем -

Наилучшее леченье.

Чай из липового цвета

Помогает от простуды.

Пьют его, когда болеют.

Липу знают все повсюду.

Если слабость и сонливость

И побегать нету сил,

Пей шиповника отвары,

В них - целебный витамин.

Подорожник - всем нам друг,

Лечит ранки ног и рук.

- Давайте еще раз назовем, какую пользу приносят лекарственные растения.

- О каких растениях мы сегодня говорили?

- Какие из них растут на участке нашего детского сада?

- Как к ним нужно относиться?

- Почему необходимо беречь и охранять природу?

                  Тема: «Малоярославец – город русской боевой Славы»

(итоговое)

Программное содержание:

Формировать в детях гордость за историческое прошлое своей малой Родины.

Расширять и систематизировать представления о том, чем славится родной город, о памятниках защитникам Отечества в городе Малоярославце.

Воспитывать чувство гордости за героев – земляков, прославивших наш город.

Воспитывать уважение к памяти павших воинов, стремление беречь памятники, ухаживать за ними, возлагать к их подножию цветы.

Закреплять знания пословиц и поговорок о родной земле и ее защитниках, умение эмоционально и выразительно читать стихи.

Совершенствовать в продуктивной деятельности навык изготовления игрушки – сувенира, умение пользоваться ранее усвоенными техническими приемами работы с бумагой складывания «гармошкой».

Развивать интерес, чувство привязанности и любви к своему городу.

Предварительная работа: 

просмотр фильма о родном городе, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением памятников защитникам Отечества, экскурсия к памятникам защитников Отечества, Вечному огню, организованная деятельность в мини – музее Боевой славы и мини – музее «Малоярославец – моя малая Родина», рассматривание альбомов «Малоярославчане – герои Советского союза», беседы, дидактические игры «Где находится памятник?», «Что мы знаем о героях?», заучивание стихотворений, песен о Малоярославце, пословиц, поговорок о родной земле, о ее защитниках.

Оборудование и материалы:

проектор, музыкальный центр, аудиозапись песен «Аист на крыше», «С чего начинается Родина», портреты героев – земляков, картон, белая бумага, силуэты голубей, фломастеры.

Ход

Дети под торжественную музыку входят в музыкальный зал.

I Воспитатель:

Прекрасен город наш родной

Над Лужею рекой

И самый лучший он для нас

Любимый, дорогой.

- Как называется город, в котором мы живем?

(Наш город называется Малоярославец)

- Малоярославец - один из старейших городов России, был основан в 1402 году.

- Сколько же сейчас лет нашему городу? (В этом году Малоярославцу исполнится 610 лет)

- Кто основал наш город?  (Показ слайда)

(Наш город основал князь Владимир Андреевич Храбрый – Донской)

Очень давно городу был предписан герб. Кто изображен на гербе?  

(На гербе изображен медведь с грозно поднятой секирой, что означало: город готов к обороне)

- Правильно, ведь недаром Малоярославец называют городом русской боевой славы. И мы сегодня поговорим о том, чем славится наш родной город.

- Ребята, вслушайтесь, какое торжественное слово слышится в названии нашего города – М а л о я р о   с л а в е ц ?   («Слава»)

- Правильно, слово «Слава», т. е. изначально, в имени нашего города зародился росток той великой Славы, которая сделала его известным на весь мир.

Мы, его жители – малоярославчане, очень любим свой город и гордимся им.

- Сейчас Сережа С. расскажет стихотворение о нашем родном городе – Малоярославце.

Чтение стихотворения  «Малоярославец – Родина моя»:

Не велик родимый город

Только очень знаменит

На пути к Москве – столице

Твердой крепостью стоит

Здесь Кутузов бил французов

Немцев дедушка мой бил

Ну, а я за речку Лужу

Жарким летом полюбил

Лес, луга, густые травы –

И кричу в ромашках я:

Малоярославец – ты моя Россия

Малоярославец – Родина моя!

О нашем знаменитом городе написано много песен и одну из них мы сейчас исполним.

Исполнение песни  «Малоярославец – Родина моя».

II - Ребята, давайте вспомним, почему наш Малоярославец стал известным не только в русской, но и в мировой истории.

- Какое событие принесло городу немеркнущую в веках Славу?

(В октябре 1812 года произошло знаменитое Малоярославецкое сражение между армией Наполеона и русской армией)

- Кто был Главнокомандующим русской армии?

(Русскими войсками командовал великий полководец Михаил Илларионович Кутузов)

Сражение под Малоярославцем стало решающим, оно определило дальнейший ход Отечественной войны 1812 года.

- Каковы результаты Малоярославецкого сражения?

(У берегов реки Лужи русской армией была остановлена армия Наполеона, которая следовала из Москвы в Калугу. Храбрые русские воины заставили французские войска отступать)

- Таким образом, в Малоярославце был сорван план Наполеона: французам не удалось пройти в Калугу и захватить собранные там богатые запасы продовольствия.

- Как назвал М. И. Кутузов день Малоярославецкого сражения?

(«Одним из самых знаменитейших в сию кровопролитную войну»)

- Мы всегда будем помнить о славном подвиге русских воинов в Отечественной войне 1812 года.

- Какая традиция существует в нашем городе?

(Каждый год в городе проводится «День Малоярославецкого сражения», совершается крестный ход в память о погибших воинах и проводится реконструкция Малоярославецкого сражения)

- В этом году этот праздник пройдет особенно торжественно, т. к. будет отмечаться 200 летний юбилей Отечественной войны 1812 года. На этот праздник съедутся гости из разных стран мира.

- А как еще народ помнит и чтит память тех, кто погиб, защищая свою Родину, свой народ?

О них слагают стихи, пишут песни, рисуют картины, их именами называют улицы, города, им возводят памятники.

- Чем славится наш город Малоярославец?

Правильно, славится и гордится наш город памятниками истории, связанными с событиями Отечественной войны 1812 года и памятниками, которые напоминают о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года с немецкими захватчиками.

                                        - Поэтому, как называют наш город?

(Малоярославец называют «Городом – памятником»)

Сейчас Вика расскажет стихотворение «Мой город».

Небольшой районный город

Но историей богат:

Две войны промчались смерчем,

А ты выстоял солдат.

Полегло бойцов немало,

Защищая город мой.

И от стен твоих разбитый

Бонапарт бежал домой.

Здесь фашисты получили

В сорок первом жаркий бой.

Ты ж стоишь непокоренный.

Славный труженик, герой.

Из развалин, пепелища

Ты раздался вширь и ввысь.

Над могилами погибших

Монументы поднялись.

- Давайте вспомним памятники защитникам Отечества, которые установлены в нашем городе.

Показ слайдов.

- Как называется этот памятник?

Монумент славы в память о Малоярославецком сражение. Один из шести, поставленных на местах самых важных сражений 1812 года.

- Раньше этот памятник украшала надпись.

(«Предел нападения, начало бегства и гибель врагов / Сражение при Малоярославце 12 октября 1812 года»).

Монумент был разрушен. В настоящее время восстановлен.

Свято – Николаевский Черноостровский монастырь. Во время сражения у стен монастыря бились русские и французские войска. Монастырь был почти полностью разрушен и сожжен, сохранились лишь Святые Голубые ворота монастыря. Во время боя в ворота попало много пуль и следы от пуль остались до сих пор. После войны началось строительство нового храма в память о героях, погибших у стен монастыря.

Храм – памятник церковь Успения Пресвятой Богородицы. Служит свидетельством мужества и героизма русского народа – защитника России.

Собор во имя иконы Казанской Божьей Матери.

Храмы земли Малоярославецкой сыграли огромную роль для жителей нашего края. Вера стала опорой, помогла выстоять в годы тяжелых испытаний.

- Кому возведен этот памятник?

(Памятник Савве Ивановичу Беляеву)

(Задержал французские войска у стен нашего города на много часов до подхода русских войск. Он уничтожил платину городской мельницы, вода хлынула на французов и они не смогли попасть в город.

Еще он после сражения помогал раненым солдатам)

- В нашем городе есть целый мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года.

- Где находится этот комплекс?

(В сквере «Памяти павших в 1812 году»)

- Сквер также является местом ожесточенного сражения между русской и французской армиями.

- Как называется этот памятник?

(Памятник на братской могиле)

Воспитатель: Тела 1300 русских воинов погибших в сражении за Малоярославец были захоронены в братских могилах. Первый памятник находится в центре сквера, второй памятник - немного дальше, в глубине сквера, третий - находится на окраине города.

- Какой еще исторический памятник находится в сквере?

(Это здание бывшей часовни)

- Кем построено это здание?

(Здание построено бывшим участником Отечественной войны майором Максимовым на месте гибели его товарищей)

- Что размещается в здание бывшей часовне в настоящее время?

(В этом здание расположена диорама «Малоярославецкое сражение»)

- Какой памятник находится на 1-м плане сквера?

(Памятник великому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову)

Память о грозных событиях Отечественной войны 1812 года на Малоярославецкой земле хранит военно-исторический музей 1812 года, в котором мы были. Экспонаты музея рассказывают об отваге, смелости русских воинов.

Славен Малоярославец памятниками истории, которые напоминают о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года с немецкими захватчиками. С первых дней войны малоярославчане поднялись на защиту Родины от немецких захватчиков. Целый мемориал славы расположен в центре города.

- Кому возведен этот памятник?

Памятник Георгию Константиновичу Жукову.

(Этот памятник возведен нашему земляку, великому полководцу, маршалу Г. К. Жукову. Он руководил обороной Москвы. Награжден всеми орденами и медалями нашей страны)

Осенью 1941 года Малоярославец опять встал на пути врагов, но уже немецкой армии.

- Какое задание получили малоярославецкие солдаты?

(Солдатам надо было задержать немецкие войска, помешать им двигаться к Москве, а русским войскам, в это время, подготовиться к контрнаступлению которым руководил Г. К. Жуков)

- В каком году наш город был освобожден от врага?

(1 января 1942 года)

Память воинов погибших в Великой Отечественной войне увековечена памятниками на братских могилах.

Курган Славы и монумент «Скорбящая Родина – мать»

Памятник воинам и жителям Малоярославца, которые погибли в боях с немцами за Малоярославец.

У подножия Кургана Славы - Вечный огонь.

Вечный огонь – место, святое для всех малоярославчан, его зажгли в память о страшных событиях войны, в память о людях отдавших жизнь за победу. В наших сердцах огонь памяти должен гореть всегда, поэтому здесь всегда лежат живые цветы.

О воинской доблести, связи поколений, человеческой благодарности говорит нам Памятник – воинам – интернационалистам, участникам Афганской войны.

Важно помнить людей, которые не жалея своей жизни, освободили мир от врага. Мы всегда будем помнить о них, о защитниках нашего города, нашего Отечества, защитниках мира и свободы и посвящаем им свой танец.

III Физкультурная пауза. Танец «Аист на крыше».

IV Мы говорили, о том что в разных местах нашего города воздвигнуты памятники погибшим в годы войны. В названиях улиц тоже увековечена память о славных воинах, которые стали гордостью нашего народа.

- Какие улицы названы в честь героев войны и в память о войне?

Улица В. Петрова (Василий Петров – наш земляк, пограничник, совершил подвиг на пограничной заставе. 4 часа огнем своего пулемета сдерживал наступление немецкой пехоты, а когда его окружили немцы, подорвал себя и врагов гранатой)

Улица Г. Соколова (Григорий Соколов – летчик, возвращался с боевого задания, возле города Малоярославца неожиданно в небе появилось 20 немецких самолетов. Они направлялись к Москве. Завязался неравный бой. Загорелся самолет Соколова. Внизу город Малоярославец – люди, дома. Летчик повел самолет к лесу. Там прогремел взрыв. Соколов геройски погиб. На месте падения поставлен памятник).

Улица М. И. Кутузова.

Улица Г. К. Жукова.

Улица 17-й Стрелковой дивизии (бойцы этой дивизии участвовали в освобождении Малоярославца от немецких захватчиков)

Улица 53-й Саратовской дивизии.

Улица Подольских курсантов (курсанты Подольского училища стойко держали оборону под Малоярославцем)

Спасибо им, солдатам, офицерам, которые защищали наш город, наше Отечество.

Наши мальчики, когда вырастут, будут служить в армии – защищать нашу Родину. Это большая честь, трудная, но почетная обязанность.

- Скажите, какими должны быть защитники Отечества?

(Смелые, мужественные, отважные, храбрые, сильные, бесстрашные, находчивые, решительные, выносливые)

Еще они должны любить свою родину, защищать и беречь ее.

- Давайте вспомним пословицы и поговорки о родной земле, о ее защитниках.

Нет земли краше, чем Родина наша.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Жить – Родине служить.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за нее постоять.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Врага победить – мир укрепить.

Да, мир на земле это самое главное.

- Какая птица является символом мира? (Голубь)

- Давайте сейчас сделаем бумажного голубя.

V Художественный труд: изготовление из бумаги игрушки – сувенира «Голубь». (Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина». (Музыка М. Матусовского, слова В. Баснера)

VI Какие красивые голуби у вас получились! Положите их на свои ладошки и покажите нашим гостям.

- И пусть эти белые голуби всегда летают над нашим родным Малоярославцем, который вы очень любите, о котором очень много знаете, который знаменит своей историей и памятниками.

- Мы всегда будем помнить о людях, защищавших наш родной город, нашу Родину.

- А, что надо делать, чтобы и другие поколения помнили о них?

(Надо рассказывать о героическом прошлом родного города, надо беречь памятники, ухаживать за ними, возлагать цветы).

- Правильно, ведь памятники связаны с прошлым не только Малоярославца, но и всей России. Поэтому, наш город – это наша гордость.

Чтение стихотворения «Наш город – это гордость наша …»

Наш город – это радость наша

Нам нет его милей и краше

Ведь он стоит в своей красе

На среднерусской полосе

Стоит, растет он в полной силе

Он – часть страны моей России

И мы всегда гордимся им

Любимым городом своим

Не раз он признан всех красивей

Средь малых городов России

Так славься Малоярославец

Ты наша гордость, наш красавец!

Исполнение песни  «Малоярославец – город мой» (С бумажными голубями)

- Пусть над нашим городом всегда будет чистое и мирное небо!

- Пусть эти голуби, сделанные руками наших детей принесут в Ваш дом гармонию, мир и счастье!!!  (Дети дарят бумажных голубей гостям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

План – конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе Тема: «Родная страна»

Цель: Продолжить формировать представления о нашей Родине.Задачи образовательные: закрепить знания детей о том, что наша Родина – Россия.Задачи воспитательные: воспитывать любовь к Родине; вызва...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Путешествие по математическим станциям». Образовательная область

Программное содержание: Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цели...

Конспект открытой образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «На поиск сокровищ с капитаном Ураганом»

Развитие психо-физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через формирование широкого круга выполняемых игровых действий, решение проблемно-игровых ситуаций с использованием игрового пар...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...