Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Токарева О.Н.

Задачи:

- за

Задачи:

- закрепить и уточнить представления о свойствах воздуха на основе элементарных

   опытов;

- развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать 

   познавательный интерес;

- на основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не

   может  жить без воздуха, чистый воздух  наше богатство;

- формировать природоохранительные умения и значения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh_nevidimka.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по опытно-экспериментальной деятельности

                             для детей подготовительной к школе группе

Подготовила:  воспитатель  МАДОУ  ЦРР  д/с №136  г. Калининград

Токарева Ольга Николаевна 

 Тема:    «Воздух-невидимка»

Цель. Расширить представления о свойствах воздуха.

Задачи:

- закрепить и уточнить представления о свойствах воздуха на основе элементарных

   опытов;

- развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать  

   познавательный интерес;

- на основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не

   может  жить без воздуха, чистый воздух  наше богатство;

- формировать природоохранительные умения и значения.

Оборудование и материалы: три ёмкости с водой, три пустых пластиковых буты-лочки, три воздушных шарика, три бутылочки с мыльными пузырями, бумажные полотенце. Три мяча и игла для накачивания мячей, три тетрапакета с соком, три полиэтиленовых пакета. Три разноса и девять пустых баночек с разными запахами.

Предварительная рабата: проведение элементарных опытов, определяющих  

 свойства воздуха.

Ход занятия

 Воспитатель. Ребята! Гуляя по берегу нашего Балтийского моря я нашла очень старую, обросшую водорослями бутылку, а в ней вот эту карту. Как вы думаете, что это за карта? (предположения детей)  тогда отправляемся искать клад. (дети находят по схеме сундучок). Слайд № 3

Воспитатель.  Молодцы, вы нашли клад. Интересно, что в нём? (дети открывают сундучок, а там записка)      Отгадайте, что я,

                                                  Узнайте, какой я,

                                                   Расскажите, для чего я.

 Ребята, что это может быть? (предположения детей).  В сундуке что-то должно быть, но я  ничего не вижу, а вы? (дети заглядывают  внутрь). Слайд № 4

 Дети. Это воздух! (если дети не догадываются, то используется загадка).

           Через нос проходит в грудь

           И обратно держит путь.

          Он невидимый, но все же

          Без него мы жить не можем.

Воспитатель. Правильно. На первый вопрос вы ответили: в сундуке находится воздух. А ещё в записке говорится, что мы должны узнать, какой он. Для этого нам нужно пройти в нашу лабораторию и исследовать воздух (дети делятся на группки по три  человека и занимают свои места). Я напоминаю вам правила безопасного поведения во время проведения опытов.

                                                                                                                                                       1

 Правило № 1. На столах  ничего не трогать без разрешения воспитателя.

 Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

 Правило № 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

 Правело № 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием.

 Некоторые  свойства воздуха вы уже знаете. Назовите их (дети перечисляют свойства воздуха). Сегодня мы узнаем о других свойствах воздуха.

 Опыт № 1: «Воздух находится  повсюду, он занимает любое свободное  

                       пространство».  Слайд № 5

 У детей первой группы на столе стоят три ёмкости с водой и три пустых пластиковые бутылочки.

 Воспитатель. Посмотрите, в этих  бутылочках что-нибудь есть?

 Дети. Нет, они пустые.

Воспитатель. Давайте проверим. Опустите их целиком в воду и понаблюдаем.

Дети. Из горлышка поднимаются пузырьки.

Воспитатель. Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылке?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Да, из горлышка выходят пузырьки – это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Дети второй группы надувают шарики. Слайд № 6

Воспитатель. Что происходит с шариком?

Дети. Он надувается.

Воспитатель. Что находится внутри шарика?

Дети. Воздух.

Воспитатель. В начале нашего опыта шарики были пустыми, а теперь они заполнены воздухом. Воздух занял место внутри шарика?

Дети. Да.

Третья группа детей берет мыльные пузыри. Слайд № 7

Воспитатель. Поиграйте с мыльными пузырями.

Дети пускают мыльные пузыри.

Воспитатель. Почему надуваются пузыри? Почему они разного размера?

Дети. Потому, что внутри воздух и в каждом пузырьке разное его количество.

Воспитатель. Мы доказали, что воздух занимает любое свободное пространство?

Дети. Да, доказали.

Опыт №2. «Воздух давит на все поверхности, с которыми соприкасается».

Третья  группа детей берет 3 мяча. Слайд № 8

Воспитатель. Поиграйте с мячами, постучите их об пол. Легко ли мячами играть? Почему?

Дети. Они упругие и хорошо отскакивают.

Воспитатель берет специальную иглу и выпускает воздух из мячей.

Воспитатель. Что вы слышите?

Дети. Из мячей выходит воздух.

Воспитатель. А теперь поиграйте точно так же с мячами. Легко ли вам с ними играть? Отскакивают они  от пола?

Дети. Нет, потому что они  мягкие.

Воспитатель. Можем ли мы сказать, что воздух делал мячи упругими?

                                                                                                                                        2

Дети. Да, можем.

Вторая группа детей берет 3 пакетика сока, вставляет трубочки, выпивают сок из пакета.

Воспитатель. Продолжайте через трубочку тянуть воздух.  Посмотрите, что происходит с пакетами? Слайд № 9- 10

Дети. Пакетики сжались.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому, что внутри нет сока и воздуха.

Воспитатель. Правильно. И наружный воздух давит на стенки пакета, поэтому они вдавлены. Выньте трубочку. Что происходит с пакетиком?

Дети. Он надулся потому, что в него вошел воздух.

Воспитатель. А теперь подуйте в пакетик. Что с ним происходит?

Дети. Пакетик раздулся.

Воспитатель. Почему он раздулся?

Дети. Потому, что там много воздуха.

Воспитатель. Правильно. Когда много воздуха внутри предмета, он увеличивается в размере и становится упругим. Мы доказали, что воздух давит на все поверхности, с которыми соприкасается?

Дети. Да, давит.

Первая  группа детей берет полиэтиленовые пакетики. Слайд № 11

Воспитатель. Сожмите пакетики в кулачке. Воздух в нем есть?

Дети. Нет или очень мало.

Воспитатель. Раскройте пакеты и поймайте воздух. Закрутите пакетики. Какие стали пакетики: мягкими или упругими?

Дети. Упругими.

Воспитатель. Мы доказали, что воздух давит на поверхность, с которой соприкасается?

Дети. Да.    

                                                                                                                 

Опыт №3. «Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, то доносит до нас

                   запахи».

Воспитатель. Мы уже с вами знаем, что воздух движется. Возьмите 9 вееров (дети заранее их приготовили), помашите этими веерами перед лицом, что вы чувствуете?

Дети. Ветерок. Слайд № 12

Воспитатель. А теперь возьмите по одной баночке, откройте крышечку, поднесите ее к носу и помашите веером. Определите, какой запах доносится до вас?

Дети берут баночки,  каждый определяет запах в своей баночке. Затем дети озвучивают результат.

Воспитатель. Мы доказали, что по воздуху переносятся запахи?

Дети. Да, доказали.

ФИЗМИНУТКА. Слайд № 13

      Воспитатель предлагает детям встать на ковер и изобразить те предметы,  в

  которых используется воздух.

  1. Упр. «Насос» (упражнение на дыхание)
  2. Упр. «Самолетики» (бег врассыпную)
  3. Упр. «Воздушный шарик» (упражнение на дыхание)

   Дети садятся на стульчики.

                                                                                                                                            3

Воспитатель. Воздух – это газ, который состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Благодаря кислороду мы можем дышать. Давайте выполним следующее упражнение: сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель. Что вам хотелось сделать, когда вы не дышали?

Дети. Выдохнуть и снова вдохнуть.

Воспитатель. Может ли человек не дышать?

Дети. Нет, нам нужен воздух.

Воспитатель. Вы проводили опыты, а теперь я хочу вам показать еще один опыт.

Воспитатель берет ёмкость с небольшим количеством воды, на дно крепится свечка. и поджигает фитиль. Слайд № 14

Воспитатель. Как горит огонь?

Дети. Ярко.

Затем воспитатель пустой баночкой накрывает свечу. Свеча через несколько секунд гаснет.

Воспитатель. Кислород в воздухе нужен не только людям, без него даже огню плохо: без него он гаснет.

Итог занятия:

Сегодня мы узнали новые свойства воздуха, давайте их вспомним:

  1. Воздух находится повсюду. Он занимает любое свободное пространство.                                                                                                                                     
  2. Воздух давит на все поверхности, с которыми соприкасается. Слайды №15- 19
  3. Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, то доносит запахи до нас.    Слайд № 20
  4. В безвоздушном пространстве, в космосе, люди вынуждены защищать себя от холода и отсутствием кислорода специальными костюмами – скафандрами. Слайд №21

Литература.

  1. Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», с.183.
  2. Нищева Н.В. «опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах», с. 212.
  3. Интернет ресурс

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

- Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»

Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"

Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Как поймать электричество?»

В игровой форме дети узнают о том, где живет электричество, как оно помогает человеку. Познакомяться с причиной появления статического электричества..как сделать так, чтобы ток стал другом. Опытным пу...