"Дикие и домашние животные""
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Солодовникова Ирина Николаевна

           Давным-давно на Земле были только дикие животные и племена людей.

Люди охотились на диких животных. Ели мясо, из шкур изготовляли одежду, а из костей – ножи, иглы, наконечники копий.

Человеку был нужен помощник в охоте. Человек приручил дикого волка. Он позже стал собакой. Жил рядом с человеком, охранять его жилище, помогать в охоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_i_domashnie_zhivotnye.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

КОНСПЕКТ

НОД

на тему

«ДИКИЕ

И

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

образовательная область

познавательное развитие:

ознакомление с окружающим природным миром

возраст детей 6 – 7 лет

                                                                                                             Разработала:

                                                                                   Воспитатель: Солодовникова И.Н.

Тейково

2019 г.

  1. Программное содержание

Цель: 

  • Обобщение и систематизация знаний о домашних и диких животных, их внешнем виде и образе жизни.

Задачи:

  • - Закрепить знания детей по данной теме,
  • - Упражнять в подборе прилагательных к существительным,
  • - составлять из частей целое,
  • - Устанавливать причинно – следственные связи, в подразделении животных на хищных, травоядных,
  • - Развивать внимание, плавную речь познавательный интерес, любознательность, слуховое восприятие
  • - Воспитывать любовь животным, и заботу о них.).

  1. Материал к занятию

ноутбук, аудиозапись «Голоса животных», видеозапись от Варварушки, презентация, мольберт, макет дерева, маски зайца и кролика, предметные картинки с изображением животных; предметные картинки с изображением следов животных, мнемотаблица на тему: «Животные», конверт, предметные картинки с силуэтными изображениями животных.

Ход занятия:

- Ребята, что это за звук. Нам пришло видеосообщение от хозяюшки Варварушки, давайте его прослушаем.

«Здравствуйте, ребята! На моём подворье было много домашних животных. Мы жили дружно. Они приносили мне большую пользу. Однажды я рассказала им историю предков. Мой рассказ так понравился, что мои животные решили познакомиться со своими братьями и сёстрами и отправились в лес. Их уже давно нет. Переживаю я, ребята, может быть, они заблудились в лесу или их обидели дикие звери, пожалуйста, помогите мне найти моих дорогих животных.

-Ребята, так что же случилось у Варварушки?

Домашние животные ушли в лес.

-А почему?

Варварушка рассказала им легенду о предках. О том, как появились домашние животные. И они отправились в лес искать своих родственников.

- Ребята, давайте и мы познакомимся с этой легендой

Чтение легенды

Давным-давно на Земле были только дикие животные и племена людей.

Люди охотились на диких животных. Ели мясо, из шкур изготовляли одежду, а из костей – ножи, иглы, наконечники копий.

Человеку был нужен помощник в охоте. Человек приручил дикого волка. Он позже стал собакой. Жил рядом с человеком, охранять его жилище, помогать в охоте.

Потом человек приручил дикую лошадь Тарпана. Она была сильная и помогала человеку перевозить грузы, была транспортом, давала молоко.

Потом человек приручил нубийскую дикую кошку. (она стала домашней).Кошка уничтожала мышей и крыс. Спасала урожай семян.

Позже человек приручил дикого быка его звали Тур. Он стал помощником в хозяйстве. (превратил в корову) Ребёнок. Потом человек приручил овцу, козу, дикого кабана он стал свиньёй, зайца- он стал кроликом.

Из-за человека некоторые животные стали домашними, а некоторые дикими. Домашние животные стали жить рядом с человеком, а дикие в лесу, степи, пустыне.

Ну вот,  ребята, теперь вы знаете к каким братьям и сёстрам могли уйти Варварушкины животные.

- а о чём нас попросила Варварушка? (ответы)

- Чтобы знать, каких животных нам искать, Варварушка прислала конверт с силуэтами своих любимцев. Помогите определить, какие домашние животные жили у Варварушки.

1.Задание. «Чей силуэт». Дидактическая игра «назови животных по силуэтам» 

  1. Отправление в лес. 

(На магнитной доске изображены животные

- Закройте глаза. Покружись, повернись и в лесу окажись.

 Вот мы с вами и в лесу! 

 3. Игра «Угадай, чей голос».

Ребята, животные по-разному подают голоса. Кто это и как подаёт голос?

Это тявкает лиса.

Это рычит медведь.

Это воет волк.

Это хрюкает дикий кабан.

(хрюкает)

Это ржёт лошадь.

Это цокает белка.

Это трубит лось

( На экране появляются животные)

4 Дидактическая игра: «Найди лишнего животного». 

- Какое из этих животных мы можем отправить к Варварушке. Почему? 

( лошадь-домашнее животное и мы можем отправить её к Варварушке)

5 Дидактическая игра: «Чей след?».

- Ребята посмотрите как много следов животных.

Давайте определим чьи это следы, может они помогут нам найти Варварушкиных животных?

Это волчий след.

Это лисий след.

- Ребята, а вы ничего не путаете. Ведь эти следы так похожи?

Волчьи следы вытянуты, волк сильнее сжимает пальцы, волчьи следы четче чем лисьи. Волк сильнее нажимает на лапы.

- Два средних пальца лапы волка выдвинуты немного назад. Волк и лиса передние и задние лапки переставляют в одно и тоже место, а если волков несколько то они идут след в след, кажется что прошёл только один зверь.

Это заячий след.

Это беличий след.

- Ребята, а чем отличаются заячий след от беличьего? Передние лапы белки меньше задних и имеют четыре пальца, а задние – пять. Передние лапы белка держит близко друг к другу,  а задние дальше. У белки следы могут прерываться, потому что она может запрыгнуть на дерево.

У зайца большие прыжки могут быть больше 2х метров.

Это след лося.

Это след коровы.

- А как вы поняли, что это коровий след.

У коровы следы более округлые, а у лося вытянутые. У лося есть два пальца – поноготки, на них он упирается.

Это медвежий след.

А как вы это поняли?

У медведя крупные большие следы. Передние лапы меньше задних. Медведь косолапый: носок смотрит внутрь, а пятка наружу.

- Ребята, а какое из этих животных мы можем отправить к Варварушке домой. (на экране появляется фотография коровы)

- Ребята посмотрите дерево с дуплом. Как вы думаете, кто живёт в дупле?

А давайте, вспомним как называются жилища животных.

6. Дидактическая игра: «Кто где живет?»  

(Педагог называет животное, дети - название его жилища: волк живёт в логове, белка живёт в дупле, медведь живёт в берлоге, лиса живёт в норе, заяц живёт в….., собака живёт в конуре.

- Ребята, а здесь есть Варварушкины животные.

7. Динамическая пауза «Лесные жители» Развитие общей моторики, координация речи с движениями.

(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

8. Дидактическая игра «Расскажи о себе»

Ребята, а какого животного Варварушки мы еще не нашли.

- Ребята а давайте представим себя кроликом и зайцем и расскажем о них сравнивая друг с другом. А поможет вам в этом мнемотаблица.

(Двое детей одевают маски кролика и зайца)

1.Я заяц дикое животное. Я подвижный, быстрый (активный)

А я кролик. Домашнее животное. Я спокойный и уравновешенный. Много двигаться не люблю.

2.Я заяц крупнее и больше кролика. У меня стройное длинное тело. Жёсткая, короткая шерсть. Зимой шерсть становится белой, а летом серой. У меня сильные, большие задние лапы. Очень длинные и узкие уши. Отличный слух.

Я кролик. У меня короткое тело, пушистый и мягкий мех. Я никогда не меняю цвет шерсти. Мои уши короче, чем у зайца, задние лапы не такие длинные и сильные. Так же как у зайца у меня короткий, маленький хвост и острые зубки.

3.Я заяц живу в лесах и степях. Люблю жить один. У меня нет постоянного жилища. От хищников я прячусь под деревьями и под кустами.

Я кролик. У меня есть семья и мы живём вместе. Человек выделяет нам клетку или участок земли, где мы роем норы.

4.Мы с кроликом питаемся травами, ветками, листьями, карой, корнями деревьев, овощами и ягодами.

Так, как у меня много врагов. Я питаюсь только ночью.

А я, кролик, люблю есть очень много, и днём и ночью, поэтому человеку приходится меня ограничивать.

5. Это детёныши зайца зайчата. Рождаемся самостоятельными, сильными, у нас есть шёрстка, мы слышим и видим. Можем сразу есть даже взрослую пищу. Подкармливать  нас может любая пробегающая мимо зайчиха. У одной зайчихи может быть 1-2 зайчонка.

-А я крольчонок. У нас в семье может больше 10 зайчат. Мы рождаемся беспомощными, без шерсти, слепыми. Заботливая мама крольчиха кормит нас молоком целый месяц.

6.Кролик: Мы с зайцем безголосые животные, в обычной жизни звуков не издаём, общаемся ударяя лапами об землю.

Заяц: Только в случаях опасностей мы можем кричать, наш крик похож на плач ребёнка.

- Ребята, а какую пользу приносят нам зайцы и кролики?

Люди питаются мясом зайца и кролика. Из меха этих животных шьют одежду, вяжут варежки, носки.

-  Из рассказов ребят мы поняли. Кролик живёт размеренно и без хлопот всю свою жизнь. Человек о нём заботится. А вот жизнь зайца целое испытание.

Чтобы кролик не пропал в суровом лесу, отправим его к Варварушке.

- Ну вот мы и нашли всех домашних животных Варварушки, и отправили их домой. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. 

9.Возвращение в детский сад. 

Покружитесь, повернитесь в детском саду окажитесь.

10.Заключительная часть.

Видеосообщение от Варварушки.

- Ребята, как вы думаете,  хорошо ли было в лесу домашним животным, могут ли они жить в лесу?

- Вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя)

  • не умеют строить себе жилье,
  • самостоятельно добывать для себя пищу,
  • защищаться от врагов.

- А как вы думаете могут ли жить рядом с человеком, дикие животные? Дикие животные не могут жить с человеком, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя)

  • боятся человека,
  • лишены привычных условий жизни,
  • требуют много мясной пищи,
  • образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

- Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Окончание занятия:

- Вы сегодня были молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). А давайте вспомним при выполнении, каких заданий мы нашли домашних животных?

Мы нашли корову, когда рассматривали следы животных.

Мы нашли кролика, когда рассказывали о нём, сравнивали с зайцем.

Мы нашли лошадь, когда слушали голоса животных.

Мы нашли собаку, когда говорили о жилище животных.

- Ребята, я приготовила для вас весёлые и грустные смайлики. Весёлого смайлика прикрепите к тому животному, которое вам понравилось искать. Ну а если вам что-то не понравилось прикрепите грустного смайлика на зеленую лужайку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация проекта для младшего дошкольного возраста "Дикие и домашние животные"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром лю...

Дикие и домашние животные

Интегрированная образовательная деятельность по областям "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественная деятельность"....

Дикие и домашние животные.

Закреплять знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....

Конспект открытого занятия по формированию знаний о диких и домашних животных "Где живут животные"

Цель:Формирование знаний детей о диких и домашних животных.Задачи:- уточнить и обобщить знания детей о животных.- закреплять знание о диких и домашних животных и их детенышей, чем питаются;-...

Конспект занятия по экологии «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Тема: «Дикие и домашние животные

Цель: формирование у детей представлений о диких и домашних животных. Задачи: - образовательные: Закреплять умение детей различать и называть домашних и диких животных, их детенышей; Продолжать у...

Дикие и домашние животные животные

Дикие и домашние животные...

Кроссворды о сообществах диких и домашних животных, их детёнышах, жилищах; о сообществах животных, птиц и насекомых (для воспитанников старшей группы).

Цель: активизация познавательной деятельности воспитанников посредством тесного знакомства с темой; обучение анализу выполняемой работы: по какому признаку слова объединены в кроссворде, что у них общ...