Социальный проект "А вам интересна жизнь в детском саду?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Николаева Арина Геннадиевна

Если Вы не боитесь трудностей, готовы творить и хотите увлечь детей и взрослых общим интересным делом, тогда этот материал для вас!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_a_vam_interesna_zhizn_v_detskom_sadu.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 121 присмотра и оздоровления

Центрального района Санкт-Петербурга

Методические материалы

к районному конкурсу образовательных проектов

«Мир, в котором живут дети»


Методический паспорт проекта

Название: «А вам интересна жизнь в детском саду?»

Авторы: Николаева Арина Геннадиевна, педагог-психолог; Альчикова Антонина Ивановна, воспитатель; Тарасова Анна Владимировна, воспитатель.

Проект рассчитан на детей подготовительной к школе группы (6-7лет).

Долгосрочный социальный проект, сроки реализации 2018-2019 учебный год (проект на стадии реализации).

Цель проекта: создать оптимальные условия в пространстве ОУ для информирования и активного включения родителей в жизнь детского сада.

Общие задачи проекта:

  1. Показать родителям нынешних и будущих воспитанников возможности ОУ как пространства для полноценного гармоничного развития дошкольников.
  2. Вызвать у родителей заинтересованное отношение к жизни детского сада, желание активно проявить себя в нем.
  3. Способствовать укреплению внутрисемейных связей в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Предполагаемый продукт: выпуск детского ежеквартального журнала.

Этапы работы над проектом, их содержание, ресурсы, оборудование, ключевые мероприятия, критерии оценки проекта будут раскрыты в поэтапной технологии реализации социального проекта ниже.

Аннотация:

Практика показывает, что между родителями, педагогами, администрацией ОУ не всегда существует взаимопонимание и сотрудничество, которые так необходимы в создании единого целенаправленного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Различные виды родительских опросов, беседы индивидуального характера показали, что возникает это чаще всего не по злому умыслу и неприятию родителями педагогов и детского сада в целом, а от недостаточной информированности и неумения сотрудниками детского сада презентовать нужную информацию.

Представленный социальный проект один из возможных путей решения данной проблемы, характерной, как нам кажется, для многих дошкольных образовательных учреждений.

Социальный проект «А вам интересна жизнь в детском саду?»

Введением в социальный проект стала беседа с детьми о том, откуда люди узнают о происшествиях, интересных событиях в мире, стране, родном городе. Педагог просит детей поговорить с родителями и узнать о том, откуда они обычно получают информацию.

После обсуждения с детьми результатов беседы с родителями, педагог задает вопрос: «Как вам кажется, а родители всегда знают о том, что происходит у нас в детском саду?». Чтобы узнать, нужно спросить. Все вместе обсуждают возможность интервьюирования родителей.

Этап 1. Изучение общественного мнения, определение актуальности социальной проблемы.

Примерные вопросы к родителям:

- Нравится ли вам наш детский сад?

- Всегда ли вы знаете о том, что интересного происходит в детском саду? (Не только в своей группе, но и в других возрастных группах)

- Как вы получаете эту информацию?

- Достаточно ли этой информации или Вы хотели бы знать больше о жизни нашего детского сада?

Результаты интервью грустные, наличие проблемы очевидно.

После опроса детьми родителей своей группы педагог интересуется: «Как вы думаете, а эта проблема существует только в нашей группе?» Дети предлагают спросить об этом родителей всех возрастных групп.

На этом же этапе проходит обучение - тренинг дошкольников (работа в парах), направленное на отработку навыков интервьюера, преодоление коммуникативных барьеров, застенчивости, нерешительности.

Результаты опроса родителей всего ОУ подтверждают наличие проблемы, ее масштабность и важность.

На данном этапе дети присваивают проблему на своем личном уровне, педагог помогает осознать важность ее решения. Посредством «мозговова штурма» набрасываются различные идеи решения данного вопроса: «Что лично мы можем сделать для родителей, как их увлечь событиями в детском саду, группе и пр.?»

Педагог подводит детей к возможности создания своего собственного журнала!

Этап 2. Определение целей, задач социального проекта.

Цель проекта: создать оптимальные условия в дошкольном образовательном учреждении для информирования и активного включения родителей в жизнь детского сада.

Общие задачи проекта:

  1. Показать родителям нынешних и будущих воспитанников возможности ОУ как пространства для полноценного гармоничного развития дошкольников.
  2. Вызвать у родителей заинтересованное отношение к жизни детского сада, желание активно проявить себя в нем.
  3. Способствовать укреплению внутрисемейных связей в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых.

В ходе проекта решаются задачи, важные для детей:

  1. Расширение представлений детей о возможных источниках информации.
  2. Развитие навыков общения с людьми разного возраста, умения сотрудничать.
  3. Развитие речи дошкольников (отрабатывается диалогическая, монологическая речь, грамматический строй речи, происходит обогащение словаря).
  4. Воспитание доброжелательности, отзывчивости, самостоятельности, уверенности в себе и своих силах.

Анализируя все высказанные детьми предложения, педагог подводит детей к реальной возможности создания своего собственного журнала!

Появляется новая проблема – как это сделать? Оказывается не все так просто и нужно самим многому научиться.

На этом же этапе определяются те социальные партнеры, которые могут оказать помощь и поддержку в реализации проекта. В данном случае это администрация и специалисты ОУ, родители, педагоги и дети других возрастных групп, жильцы близлежащих домов.

Этап 3. Организация деятельности: определение содержания социального проекта, составление плана работы, распределение обязанностей.

Уже на втором этапе стало понятно, что для создания собственного журнала необходимо запланировать предварительную работу с детьми, которая поможет им в будущем вместе со взрослыми разработать план предстоящей деятельности:

- люди каких профессий работают над выпуском журнала;

- кто и как будет оформлять журнал;

- какое название будет у журнала;

- какие рубрики;

- какое содержательное наполнение и где его взять;

- продумывание рекламных акций для привлечения авторов и читателей;

- расчет необходимых расходных материалов;

- определение сроков проекта и пр.

Так же на этом этапе дети определяются с тем, кто за какое направление или за какой раздел в журнале будет отвечать (в соответствии со своими интересами, возможностями, склонностями). Срок выхода журнала обозначен - ежеквартально. Однако сразу встал вопрос о том, как родители узнают о том, что происходит или будет происходить в ближайшем будущем? Нужен какой-то новостной листок-реклама, небольшой по формату в виде приложения к журналу, с планом предстоящих мероприятий. Как его назвать коротко и емко? Может: «ЧГК?» (что?, где?, когда?) или это будет общая презентация нового номера журнала?...

Предварительная работа и обучение будущих создателей журнала необходимым практическим навыкам включала:

  1. Знакомство с предметным миром: «Компьютер – современное ОКНО», «В мире детских журналов».
  2. Беседы: «История создания бумаги (книги, детского журнала)», «Компьютерные технологии: польза и вред».
  3. Дидактические игры: «Складные картинки», «Закончи предложение», «Рифмованные строки», игры на основе технологии ТРИЗ с использованием метода фокальных объектов.
  4. Исследовательская деятельность: «Бумага прошлого и будущего», «Бумага и картон», «Возможно ли сделать бумагу самому?»
  5. Сюжетно-ролевая игра «Я поэт».

Этап 4. Привлечение общественности для реализации социального проекта.

В процессе обдумывания содержания журнала и его рубрик, дети пришли к выводу, что их слишком мало, чтобы журнал был всегда наполнен разным и интересным содержанием. Поэтому было решено привлечь к работе детей и педагогов других возрастных групп. Для этого решено было организовать 3-5 минутные рекламные акции, рассказывающие о рубриках журнала и разместить почтовые ящики (сделанные детьми) на 1 и 2 этажах детского сада для сбора материалов.

Этап 5. Определение ресурсов, составление бюджета.

На одной стороне большого ватмана записываются все материалы, которые необходимы для выпуска журнала – с другой стороны педагог вместе с детьми записывает: что и где можно достать, кто может помочь это сделать, что есть в детском саду. На этом этапе, после обсуждения имеющихся ресурсов, пришлось отказаться от изготовления бумаги собственными руками и остановиться на журнале, созданном с помощью цифровых технологий.

Этап 6. Разработка системы оценки социального проекта.

  1. Популярность журнала (количество читателей).
  2. Результаты анкетирования читателей (нравится или нет журнал; какие рубрики нравятся особенно, нужно ли продолжать такую деятельность, замечания…).
  3. Увеличение количества родителей, желающих принять участие в любой деятельности, объединяющей детей, родителей, педагогов ОУ.
  4. Активное желание дошкольников принять участие в издании журнала.

Этап 7. Практическая реализация проекта.

Реализация проекта идет сообразно плану, необходимая внутренняя корректировка возникающих проблем происходит в рабочем порядке.

На этом этапе дети и взрослые работают по следующим направлениям:

  1. «Художники» - отбирают из всех эскизов сделанных детьми те, которые подойдут для обложки. Подбирают или рисуют сами иллюстрации к различным рубрикам журнала.
  2. «Конструкторы» - изготавливают почтовые ящики для сбора литературного материала по детскому сад, размещают в пространстве ОУ и следят за их наполнением.
  3. «Литераторы» - (все желающие) поэты, писатели, юмористы готовят заметки о жизни детского сада.
  4. «Журналисты» - готовят раздел горячих новостей.
  5. «Рекламщики» - готовят презентацию журнала, распространяют его по всему ОУ и за пределами детского сада.
  6. «Администраторы» - взаимодействуют с социальными партнерами, отвечают за доставку необходимых материалов, размещают электронную версию журнала на сайте ОУ.

Этап 8. Итоги работы над проектом.

Педагог организует обсуждение результатов проекта с детьми и отдельно с участниками-взрослыми. Действительно ли получилось то, что было задумано? Каковы положительные и отрицательные стороны проекта? Какой была атмосфера социального проекта? Чему научились? Легко ли было работать? Что понравилось и запомнилось? Что не получилось? Если этот проект продолжать то, что нужно изменить для более успешной реализации проекта?

Литература:

  1. Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. – М.:Лента Книга, 2008. – 544с.
  2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения. - СПб.: Речь, 2005. – 155с.
  3. Технология ТРИЗ в детском саду / уч.метод.пособие для педагогов ДОУ. – Шадринск, 2010. – 78с.
  4. Учимся быть неравнодушными / метод. пособие, авторский коллектив ГБДОУ № 121 Центрального района СПб. – СПб.: СИНЭЛ, 2017. – 126с.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура / Авт. – сост. Н.В.Чудакова, под общ.ред. О.Г.Хинн.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 480с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Встречи с интересными людьми" МДОУ "Детский сад №6"

                                                      ...

Экологический проект "Интересная жизнь муравья"

Знакомство детей с образом жизни муравья и устройством муравейника....

Интересная жизнь детского сада

Досуг детей в детском саду...

Консультация для родителей "Адаптация в детском саду2

laquo;Советы родителям по адаптации детей в детском саду»Совет№1Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного ...

Проект «Здоровый образ жизни в детском саду»

Здоровый образ жизни в детском саду...

Социально - Экологический проект Тема: «Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов» по средствам взаимодействия семьи, ребенка и детского сада.

Цель проекта:  Привлечь внимание родителей и детей к проблеме загрязнения окружающей среды, превращая отходы в полезные и красивые вещи, поделки, игрушки, элементы декора. А так же способствовать...

Проект «Здоровый образ жизни в детском саду» с детьми старшего дошкольного возраста

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...