Конспект НОД по образовательной области познавательно развитие для детей старшей группы «Из истории быта русского народа – из какой посуды ели»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мухина Татьяна Алексеевна

Конспект НОД по образовательной области познавательно развитие   для детей старшей группы  «Из истории быта русского народа – из какой посуды ели»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по образовательной области

Познавательно развитие

 для детей старшей группы

«Из истории быта русского народа – из какой посуды ели»

                                                                       Составила Мухина Т.А

                                                                       


Тема: Из истории быта русского народа – из какой посуды ели        

Цель: Дать детям знания о том, из какой посуды ели в древней Руси. Познакомить с некоторыми правилами поведения за столом, с некоторыми пословицами и поговорками.

Словарная работа: плошка, ковш, чарка.

Воспитывать уважение к обычаям русского народа, к его истории, развивать интерес к ней.

Наглядный материал:

  • Картинка Ю.Н. Богачева «В древнерусском доме»
  • Картинки с изображением ковша, чарки.

Ход занятия

Ребята, вы знаете, что человеку для жизни необходимы разные предметы.

- Назовите предметы, без которых трудно обходится в первую очередь (Ответы детей.)

Вы правильно сказали, что в первую очередь человеку необходимы такие предметы, как одежда, посуда, мебель. В глубокой древности, когда люди жили в пещерах, им многие предметы были не нужны. Они обходились без мебели, вместо одежды на них были шкуры животных. Еду они ели руками, посуда им была не нужна. Но прошли годы, человек переселился в дом, и ему понадобилось много предметов. Он научился варить супы, каши. Ему понадобилась разная посуда.

- Какую посуду вы знаете? (Ответы детей.)

Но такая разнообразная посуда появилась не сразу. Давайте представим, что мы с вами живем в доме у россиянина в древнем городе. Мама испекла хлеб, сварила суп, и мы все сели за стол обедать.

Посмотрите на эту картинку. («В древнерусском доме» Ю.Н. Богачева.) В старину в семье было много детей. вся семья собиралась за столом. В древности люди считали, что стол – это Божья ладонь, протянутая людям. Поэтому не разрешалось стучать по столу.

- Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

Когда стучишь по столу, делаешь ему больно. То есть, ты как бы бьешь его. Еще нельзя было поднимать веник выше стола, когда метешь пол.

- как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

Вы правильно сказали. Если метешь, поднимая высоко веник, то пыль, мусор может попасть на стол и испачкать.

За столом люди ели.

Как вы ведете себя за столом? Какие замечания иногда делают вам взрослые, когда вы кушаете за столом? (Ответы детей.)

Некоторые из этих замечаний делали детям и раньше. Стол стоял обычно под иконами. Вы видите это на картинке. Поэтому вести себя нужно было за столом тихо, как в церкви. Нельзя было громко разговаривать и смеяться. А еще нельзя было болтать ногами. Когда кто–нибудь из детей болта ногами, взрослые говорили ему: «Не болтай ногами, не то Анчутка придет». Кто же это такой Анчутка? Оказывается, так звали маленького чертика, с короткими гусиными лапками. Больше всего на свете любил Анчутка качаться на ноге у человека покачается на ноге у ребенка и начинает ребенок плохо себя вести, а его за это наказывают. Поэтому дети боялись Анчутку. И когда родители им делали замечание, они сразу переставали болтать ногами.

  • Сто делает семья за столом? (Ест.)
  • Сколько человек обедает? (Восемь.)
  • Есть ли у каждого члена семьи тарелка? (Нет.)
  • А как же они едят? (Предположения детей.)

Еду ставили на стол в общем горшочке на всю семью. Отдельных тарелок для каждого не полагалось. Черпали лодками по очереди, не обгоняя других. Хозяин следил, чтобы кто–нибудь не прихватил сразу два куска мяса и не ел «вприхлебку», то есть, не откусив хлеба. И гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделал глава семьи.

- Как вы думаете, как поступали с тем, кто нарушал порядок? (Предположения детей.)

Тот, кто нарушал порядок, тот получал ложкой по лбу.

- Посмотрите на картинку, какая посуда стоит на столе? (Горшок, миска, кружка, кувшин.)

- Вместе с людьми ест маленький котенок. Из какой посуды он лакает молоко? (Из мисочки.) это плошка. Плошка – маленькая мисочка.

- А чем едят все члены семьи? (Ложками)

- Из чего сделаны ложки? (Из дерева.)

- Как вы думаете, почему ложи делали из дерева, почему ни у кого нет металлических ложек? (Предположения детей.)

Потому что в те времена металлические ложки могли позволить себе только богатые люди. А дерево всегда под рукой. Деревянной ложкой есть удобнее, она не нагревается так, как металлическая. У каждого человека была своя ложка. Если люди уезжали куда-нибудь, они обязательно брали с собой ложку. Ложки носили в специальном футляре на пояссе.

Прежде чем вырезать из дерева ложку, надо было наколоть чурбанки из полена. Эти чурбанки назывались баклушами. Работа это была совсем простой, ее могли выполнить ученики мастера. С изготовлением этих баклуш связано выражение «Бить баклуши».

- Вы слышали такое выражение? Когда так говорят? (Предположения детей.)

«Бить баклуши» - значит бездельничать. Когда человек ничем не занят, обычно ему говорят: «Хватит бить баклуши».

Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на друг на друга. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными и золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. В России ложка еще и музыкальный инструмент. Музыканты – ложечники играют, постукивая им друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.

- А есть сейчас деревянные ложки? У кого дома есть деревянные ложки?

Воспитатель показывает неколько деревянных ложек.

- Для чего они? (Деревянными ложками хозяйки часто пробуют еду, когда готовят, потому что они не горячие. Расписными деревянными ложками можно накладывать салат из салатницы к себе на тарелку, ими украшают кухни.)

- Посмотрите, у меня несколько таких расписных деревянных ложек.

- как называется роспись? (Хохломская.)

Люди в давние времена не могли иметь красивые ложки из золота и серебра. Но они научились расписывать ложки так, что они были красивее золотых и серебряных.

Мы не видим на столе вилок. Оказывается, вилками в старину простой народ не мог пользоваться. Даже в царском дворце вилки подавали только самым почетным гостям.

- Как вы думаете, что люди сначала придумали ложку или вилку? (Предположения детей.)

Сначала люди придумали ложку. А вот как они придумали вилку, попытайтесь рассказать сами. (Рассказы – предположения детей.)

Сначала люди ели пищу руками, потому что еще не научились её варить. Когда люди стали варить еду, то твердую пищу они вытаскивали из бульона палочкой с двумя зубцами, похожей на вилку и ели его руками. А для того, чтобы есть бульон, они стали вырезать ложки. Их врезали не только из дерева, но и из камня, слоновой кости, позже стали делать из металла.

А когда же возникли вилки? Имя изобретателя вилки никому не известно. Еще древний человек, пытаясь подцепить кусок мяса из котла, использовал деревянную палку или рогатку. Когда люди стали есть за столом, то пищу, разрезанную на куски, люди брали руками из общего блюда. На столах стояли чашки с водой для полоскания рук. Затем даже стали надевать перчатки, чтобы не пачкать руки. Первая вилка для еды была сделана для изнеженной византийской принцессы сто лет назад. Следом за ней и богатые дамы стали есть изящными маленькими вилочками с двумя зубцами и коротенькой ручкой. Через много – много лет один английский путешественник вернулся из Италии и рассказал, что итальянцы берут еду не руками, а маленькими вилками. Слушатели изумлялись и смеялись над чудаками. Тех, кто пытался за столом есть вилкой, как итальянцы, высмеивали. Но постепенно вилку стали использовать сначала на кухне, чтобы вытащить кусок мяса из бульона. А потом стали класть ее рядом с тарелкой. В Россию диковинку привез царь Петр 1. Как и во всех странах, вилки сначала были лишь у царской семьи и у самых знатных придворных. Простой народ еще долго считал вилку лишней роскошью и ел по-прежнему ложкой и руками.

- Мы узнали, из чего ели москвичи. А из чего же они пили? Как вы думаете? (Предположения детей.)

Пили из деревянных ковшей. Вот он. Но в домах богатых людей пили из металлической посуды. Посмотрите на эти иллюстрации. Это ковш из золота. Небольшой сосуд для вина – это чарка. Она похожа на маленький стаканчик, только он металлический. Вот такая была посуда в древности в древней Руси. Вы узнали много новых слов. Попробуем вспомнить эти слова.

- Как называлась маленькая мисочка, из которой ест кошка на картинке? (Плошка.)

- Как называлась посуда, из которой пили москвичи в древности? (Ковш, чарка.)

- А сейчас вы достанете пластилин и попробуете слепить посуду, о которой мы говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшей группы "Голубь мира"

Программное содержание:1)   Формировать чувство гордости за свою страну-победителя в Великой Отечественной войне.2)   Формировать активную жизненную позицию через взаимодействие с ...

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие для детей старшей группы «Культурные и дикорастущие растения»

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие для детей старшей группы  «Культурные и дикорастущие растения»...

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие для детей старшей группы «Состав числа 5 из единиц»

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие для детей старшей группы «Состав числа 5 из единиц»...

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие для детей старшей группы «Состав числа 3»

Знакомство детей с составом числа 3.Составление числа 3 из двух меньших чисел....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...