Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;
  • Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
    Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги;

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять знания о воздухе и воде;
  • Развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.

 

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, беседы о воде и воздухе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, песен, исследовательская деятельность, организованная деятельность в области «Познание», игры, консультация для родителей, работа по изучению схем оригами и складывание по ним фигурок птиц и животных.

 

Материалы и оборудование:

Мыльные пузыри, стаканы с водой, кисти, краски, трубочки, деревянные брусочки.  Камни на каждого ребенка, сундучок, пакет для воспитателя, прямоугольный лист бумаги (альбомный формат).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_podgotovit_voda_i_vozduh_ikt.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

с детьми  подготовительной группы

с использованием  опытно – экспериментальной технологии

Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Подготовила

Воспитатель  Письменная М.В.

Санкт-Петербург

2018 год

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;
  • Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
    Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги;

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять знания о воздухе и воде;
  • Развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, беседы о воде и воздухе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, песен, исследовательская деятельность, организованная деятельность в области «Познание», игры, консультация для родителей, работа по изучению схем оригами и складывание по ним фигурок птиц и животных.

Материалы и оборудование:

Мыльные пузыри, стаканы с водой, кисти, краски, трубочки, деревянные брусочки.  Камни на каждого ребенка, сундучок, пакет для воспитателя, прямоугольный лист бумаги (альбомный формат).

Ход НОД:

Организационный момент

Воспитатель:

Обращает внимание детей на разложенные на столе приборы.

- Ребята, сегодня я вам предлагаю выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Дети:

- Воздух.

Воспитатель:

- Тогда отгадайте ещё одну загадку:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без…

Дети:

- Воды.

Воспитатель:

И мы сейчас поговорим о воздухе и воде. Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуете?

Ребёнок:

Я чувствую себя плохо, мне не хватает воздуха.

Воспитатель:

Для чего же нужен воздух?

Дети:

- Воздух нужен, чтобы дышать.

Воспитатель:

- Он невидимка, а почему мы называем его невидимкой?

Дети:

- Воздух невидимка, потому что он прозрачный и его не видно.

Воспитатель:

- А что еще прозрачным может быть?

Дети:

- Прозрачное - стекло, прозрачная - вода.

Воспитатель:

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?

Дети:

- Мы должны почувствовать его, подуем на ладошку.

Воспитатель:

- Что вы чувствуете?

Дети:

- Мы чувствуем холод.

Воспитатель:

- Помашите ладонями на себя. Что мы сейчас почувствовали?

Дети:

- Мы почувствовали ветер.

Воспитатель:

- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Как привести воздух в движение?

Дети:

- С помощью ветра.

Воспитатель:

- Дети, хотите узнать, что находится в емкостях, стоящих на столе? Тогда подойдите ко мне и давайте вместе посмотрим, что в бутылочке, в банке, в мисочке, в тазике?

Дети:

- Ничего нет.

Воспитатель:

- А в стеклянной баночке что лежит?

Дети:

- Нет ничего, пусто.

Воспитатель:

- А я думаю, что внутри этих предметов что-то есть.

Воспитатель:

Хотите узнать, что в них?

Опыт №1.

На двух столах емкости с водой и по одной пустой пол-литровой банки. Вода подкрашена акварелью.

Воспитатель:

- Еще раз уточните, что в банке?

Дети:

- Пусто.

Воспитатель:

- А что произойдет, если я возьму банку вниз горлышком и медленно отпущу ее в емкость с водой? (Ответы детей). Крепко держа баночку за дно осторожно горлышком вниз, отпустить в подкрашенную воду.                                                                                                              

Воспитатель:

- Что происходит? Вода в баночку входит, не входит?

Дети:

- Не входит.

Воспитатель:

- Что ей мешает? Ведь банка-то пустая? Или нет? А, может быть, здесь притаилась невидимка?

Дети: Её что-то не пускает.

Воспитатель:

- Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?

Опыт № 2 с водой и банкой

Берем эту же баночку и опускаем ее вверх дном в емкость с водой. Давим на дно баночки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем ее.

Воспитатель:

- Бульк! Бульк! Бульк! Невидимка подает голос. Большие пузырьки выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды и бульк - «исчезают».
Так что же в банке?

Дети:

- Воздух.

Воспитатель:

- Мы услышали воздух? Можно увидеть невидимку?

Опыт № 3

На столе стоит 3-х литровая банка с водой, приготовленная заранее. Внутри банки видно много мелких пузырей.

Воспитатель:

 - Что это?

Дети:

 - Воздух.

Воспитатель:

Мы его увидели?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- В банке воздух, который не пускал воду внутрь. А воздух вышел – вода попала в банку. Банка не пустая, в ней воздух.

Воспитатель:

- Что такое воздух?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Для чего нам нужен воздух?

Дети:

- Дышать.

Воспитатель:

- Возьмите картонки и взмахните возле лица. От движения окружающий воздух качается, колыхнется и словно слышен его голос: «Я есть! Я вокруг тебя!» Не такой уж он и таинственный, этот невидимка, если знать, как за дело взяться. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. Давайте поймаем воздух. Раскройте мешочки и немного надуйте, закрутите выход. Какой был мешочек?

Дети:

- Был тоненьким.

Воспитатель:

- А каким стал?  

Дети:                                                                                                                   

- А когда надули, стал толстым как подушка.

Воспитатель:

- Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети:

- Есть в лёгких.

Воспитатель:

- А давайте проверим! Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит?

Дети:

Грудная клетка поднялась.

Воспитатель:

Что происходит с легкими?

Дети:

Они наполняются воздухом.

Воспитатель:

А при выдохе, что происходит с грудной клеткой?

Дети:

- Грудная клетка опускается.

Воспитатель:

- Что происходит с нашими легкими?

Дети:

- Из них выходит воздух.

Воспитатель:

- Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

А мы можем не дышать вообще. Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети:

- Выходят пузырьки.

Воспитатель:

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

(ответы).

Воспитатель:

- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А теперь давайте подуем сильно-сильно. И посмотрим, что произойдёт. Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?          

(Ответы детей)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Воспитатель:

- Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Динамическая пауза под музыку «Виноватая тучка»

Воспитатель:

- Ребята, возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь?

Дети:

- Камень очень твердый.

Воспитатель:

- Какие твердые тела вы еще знаете?

Дети:

- Дерево, железо…

Воспитатель:

- А можно ли в руки взять воздух и сжать его?

Дети:

- Нет. 

Воспитатель:

- Значит, можно сделать вывод, что воздух, не твердое тело. Итак, что мы с вами выяснили про воздух?

Дети:

- Воздух нельзя сжать, воздух не твердое тело, воздух не течет и не льется, его не пьют, воздух не жидкость.

Воспитатель:

- Воздух, ребята это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Что мы видим?

Дети:

- Мы видим, что камень утонул.

Воспитатель:

А теперь опустим в стакан деревянный брусок. Что с ним происходит?

Дети:

- Он не тонет. 

Воспитатель:

- А почему он не тонет?

Дети:

Он не тонет, потому что деревянный брусок легкий.

Воспитатель:

- Значит, воздух есть везде в каждом предмете, только его где-то больше, а где-то меньше.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит - каким воздухом. Как вы думаете, воздух, которым мы дышим в городе, отличается от воздуха в лесу?

Дети:

- Да, воздух отличается. В городе воздух загрязнен, пыльный, много машин, а в лесу воздух чистый.

Воспитатель:

- А почему в лесу воздух чистый?

Дети:

- Потому, что деревья очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха.

Воспитатель:

- Можно сделать вывод, что чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух и полезнее для человека и его здоровья, поэтому необходимо беречь окружающие и нас растения, деревья и гулять на свежем воздухе.

Игра с мячом

Педагог показывает детям мяч.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, что внутри у мяча.

Дети:

У мяча внутри воздух.

Воспитатель:

- Правильно, и сейчас мы с воздухом поиграем. Я поочередно буду кидать мяч, а вы ловить мяч и называть свойства воздуха с помощью моих вопросов.

Вопросы:

  1. Что такое воздух?
  2. Воздух какой?
  3. Где есть воздух?
  4. Чем мы дышим?
  5. Где самый чистый воздух?
  6. Что загрязняет воздух?
  7. Можно ли жить без воздуха?
  8. Что очищает воздух?

Воспитатель:

- Воздушный шарик многое узнал про себя и очень вам благодарен. А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное?

Дети:

- Вода прозрачная.

Воспитатель:

- Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (Ответы).

Воспитатель:

-Так, что же такое вода?

Дети:

- Вода - это жидкость.

Воспитатель:

- Да, вода это жидкость. Назовите, другие известные вам жидкости.

Дети:

- Сок, молоко…

Воспитатель:

- Сейчас мы капельке расскажем о чудесных свойствах воды. Ребята, вода это что?

Дети:

- Вода - это жидкость.

Воспитатель:

- Что можно делать с водой?

Дети:

- Воду можно наливать, переливать.

Воспитатель:

- А во что может превратиться вода?

Дети:

- Вода может превратиться в лед, пар.

Воспитатель:

- А когда вода превращается в лед?

Дети:

- Вода превращается в лед зимой.

Воспитатель:

- А когда вода превращается в пар?

Дети:

- Вода превращается в пар летом в сильную жару.

Воспитатель:

 - А может ли вода изменить свой цвет?

Дети:

- Вода может изменить свой цвет, если в нее добавить краску.

Воспитатель:

Ребята, давайте покрасим воду в цвет, который вам нравится. Дети размешивают краску в воде.

Воспитатель:

- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая?

Дети:

- Потому что добавил желтую краску.

Воспитатель:

- На какой сок похож?

Дети:

- На лимонный.

Воспитатель:

- А почему у тебя вода красная?

Дети:

- Потому что добавил красную краску.

Воспитатель:

- На какой сок похож?

Дети:

-На вишневый и т.д.

Воспитатель:

- Ребята, а есть ли вкус у воды?

Дети:

- Вода безвкусная.

Воспитатель:

- А если я положу сахар, какая будет вода?

Дети:

- Вода будет сладкой.

Воспитатель:

- А если добавить соль?

Дети:

- Вода будет соленой.

Воспитатель:

 - Если добавить лимон?

Дети:

- Кислая.

Воспитатель:

- Делаем вывод: вода это жидкость, без цвета и вкуса, может замерзать и испаряться. Благодаря воде на нашей планете много растений, необходимо воду экономить. Дети как вы думаете, что значит экономить?

Дети:

- Закрывать краны.

Воспитатель:

Капелька очень многое узнала про себя. Она вам благодарна. На этом наши исследования закончены.

Динамическая пауза «Дождь»

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва.

(Хлопки руками на каждое слово)

А потом- потом- потом - все бегом-бегом-бегом.

(Бег по кругу)

Стали капли поспевать, капля - каплю догонять.

(Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

(Свободные движения пальчиками по телу)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой)

Воспитатель:

- Мы сегодня познакомились со свойствами воздуха и воды. А сейчас мы выполним поделку из бумаги и проверим некоторые свойства воды и воздуха. Мы опять отправляемся в волшебную страну оригами, в которой из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир.

Изготовление оригами «Кораблик»

Воспитатель:

  1. Кладем перед собой прямоугольный лист и складываем его пополам.
  2. Загибаем верхние углы к центру под прямым углом.
  3. Снизу подгибаем наверх, с двух сторон свободные края листа.
  4. Загибаем углы краев внутрь.
  5. Сводим противоположные углы получившегося треугольника. Получился квадрат.
  6. Закрепляем новую линию сгиба.
  7. Загибаем нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
  8. У получившегося треугольника сводим противоположные углы друг к другу – получился опять квадрат.
  9. Держим квадрат за верхние уголки и разводим их в сторону, пока не получится кораблик.
  10. Наш кораблик готов.

Воспитатель:

- А теперь опустим наш кораблик на воду. Что с ним произошло?

Дети:

- Он плавает.

Воспитатель:

- Почему он не тонет?

Дети:

- Он легче воды.

Воспитатель:

- А если мы подуем на кораблик, что будет?

Дети:

- Кораблик поплывет быстрее.

Воспитатель:

- Ребята, что вам понравилось? О чем мы говорили? Что мы узнали нового о воде? Что нового о воздухе? Возможна ли жизнь на земле без воды и воздуха? (Ответы).

Воздушный шарик и капелька многое узнали про себя благодаря вам, дети. Они прощаются с вами, до новых встреч.

Использованная литература:

 1. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности детей 5-7 лет. М.,2000г

 2. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010

3.С.Н. Николаева «Юный эколог»

4. З.Ф. Аксенова  «Войди в природу другом»

5. Н.А. Рыжова « Наш дом – природа»

6. Д.С. Златопольский «Удивительные превращения». Детям о секретах вещества.                  Изд. Центр «Вентана-Граф», 2006 г.

7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)

Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)

Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Свойства древесины»

Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствахЗадачи:Познавательное развитие- формирование первичных представлений об окружающем мире-развитие  интересов детей, любознател...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе"

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....