Социально значимый проект экологической направленности "Детство в гармонии с природой"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Дорошенко Юлия Валерьевна

В настоящее время большое значение отводиться развитию технического прогресса. С развитием информационных технологий, система «ребенок - компьютер» вышла на первое место. С малых лет дети все больше времени уделяют технике, и, к сожалению, реже общаются с природой. Это «общение» подчас заменяет детям возможность погулять во дворе, понаблюдать за птицами или животными, насладиться красотой окружающей природы.  

Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_detstvo_v_garmonii_s_prirodoy.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад № 3

муниципального образования Каневской район

Социально значимый проект экологической направленности

"Детство в гармонии с природой"

Воспитатель:

                      Дорошенко Ю.В.

ст. Каневская

2019 г.

Когда ты делаешь добро,

Наград, не требуя за это,

Наградой будет лишь одно-

Твоя Земля в лучах рассвета!

Пусть чистым будет ЭкоДом!

В твоих руках судьба планеты!

Добром ответит на добро

Природа за заботу эту!

Е.Н.Залесская

     

Тип проекта: социально – значимый.

Вид проекта: долгосрочный. 

Сроки реализации проекта: январь 2019 - май 2019г.

Участники проекта: дети старшей группы, члены их семей, жители частного сектора вблизи детского сада.

Место реализации: МБДОУ детский сад №3, частный сектор вблизи детского сада.

Проблема:

В настоящее время большое значение отводиться развитию технического прогресса. С развитием информационных технологий, система «ребенок - компьютер» вышла на первое место. С малых лет дети все больше времени уделяют технике, и, к сожалению, реже общаются с природой. Это «общение» подчас заменяет детям возможность погулять во дворе, понаблюдать за птицами или животными, насладиться красотой окружающей природы.  

Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Актуальность. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценности и ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности, и в частности реализации социально значимых проектов экологической направленности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, сотрудничество с природоохранным организациями,  и  с обычными жителями станицы - уникальная возможность для всех участников  проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Учитывая значимость работы в экологическом направлении, в тесном сотрудничестве с родительским комитетом группы был разработан долгосрочный социально-значимый проект «Детство в гармонии с природой».

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

1. Развитие экологического сознания, инициативы и творчества детей через организацию социально – значимой деятельности.

2. Создавать экологически благоприятную среду в группе для реализации приоритетного направления.

3. Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы.

4. Организовывать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.

5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

Прогнозируемый результат реализации проекта:

1. Повышение уровня знаний по экологии у детей.

2. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

3. Привлечение родителей к озеленению территории детского сада.

4. Проведение экологической викторины «Что растет вокруг нас».

5. Проведение квест – игры  «По тропинке в природу»  на территории детского сада с участниками проекта.

6. Проведение игры «Экологическая полиция» совместно с младшими школьниками  СОШ №1 и «Лицея» (бывшими выпускниками детского сада).

7. Постановка театрализованной экологической сказки «В след за солнышком» силами детей для членов их семей и жителей частного сектора вблизи детского сада.

8. Оформление фотовыставки в группе «Наше любимое садовое растение» из архива семейных фотографий.

9. Изготовление бумажных пакетов для сбора семян садовых растений в подарок жителям частного сектора вблизи детского сада.

10. Встреча с Начальником метеостанции ст. Каневской Погореловой И.В.

Принципы проекта:

1. Уважение. Дети должны быть активными участниками проекта.

2. Переосмысление. Люди начинают ценить то, что не ценили раньше. Новый взгляд на своё поведение, поступки, на взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на окружающую среду.

3. Переиспользование. Старые вещи можно использовать по-новому. Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит загрязнение окружающей среды.

Гипотеза:

  • Дети станут соучастниками совместно со взрослыми в познании окружающего мира – экологического пространства детского сада.
  • Семьи воспитанников усовершенствуют уровень знаний по теме проекта, окажут посильную помощь в озеленении территории детского сада.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач,  определение направлений (январь 2019 г.).

  1. этап – практический: поиск ответов на поставленные вопросы используя разнообразные формы взаимодействия с детьми и родителями (февраль 2019 г. – апрель 2019 г.).

  1. этап – заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов (май 2019 г.).

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Мероприятия для детей

Мероприятия для членов семей детей  и жителей частного сектора вблизи детского сада

Мероприятия для педагогов

1.Подготовительный

(январь 2019)

Опрос детей  с целью выявление экологических знаний, проблемы.

Анкетирование

родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.

Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Поиск различных средств достижения целей;

Подбор и изучение методического материала, методической литературы.

Создание дидактического и методического материала

2 этап

Основной

(февраль)

Беседы «Красная книга Кубани», «Берегите лес»,

«Подводный мир», Подвижные игры «Лесная тропа»

Д.И. «Закончи

предложение», «Четвертый лишний».

С/р игра.

«Пикник». 

Чтение  рассказов  Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза».

Проведение игры «Экологическая полиция» совместно с младшими школьниками  СОШ №1 и «Лицея» (бывшими выпускниками детского сада).

Акция-соревнование «Бумаге вторую жизнь».

Конкурс «Лучшая кормушка для птиц».

Оформление фотовыставки в группе «Наше любимое садовое растение» из архива семейных фотографий.

Изготовление лэпбука «Кубань – наш край родной»

(март)

Беседы «Вода – это жизнь!» «Берегите планету с теплым именем Земля». Подвижные игры –

эстафеты: «Волк и

зайцы», «Сова и мыши».

Д.И. «Узнай, чей

хвост», «Можно или нельзя».

С/р игра «Аптека». Чтение рассказов   Т. А. Шорыгина

 «Девочка в лесу».

Проведение игры «Экологическая полиция» совместно с младшими школьниками  СОШ «1 и «Лицея» (бывшими выпускниками детского сада).

Фотоконкурс

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь» 

Мастер-класс для родителей «Йохокуб: новый продукт для развития дошкольников».

Консультация «Экологические игры для интеллектуального и творческого развития детей. Йохокуб»

(апрель)

Беседы «Чудо в перьях», «Вторая жизнь бутылки». Подвижные игры «Кто быстрей к дереву.

Д. И. «Где, что растет».

С/р игра.

«Зоомагазин»,

Экскурсия в парк. Чтение: М.Пришвин "Этажи леса", "Сухостойное дерево";

Экологические сказки.

Проведение экологической викторины «Что растет вокруг нас». Изготовление бумажных пакетов для сбора семян садовых растений в подарок жителям частного сектора вблизи детского сада.

Акция «Садовые растения нашей семьи».

Выставка творческих работ «Мастерская добрых дел».

Просмотр занятия «Домашние питомцы».

Субботник «Чистый участок».

Встреча с Начальником метеостанции ст. Каневской Погореловой И.В. (беседа на территории метеоплощадки детского сада о значимости погодных условий для развития растений).

Изготовление буклета «7 причин, почему вашему ребенку очень нужен йохокуб».

Изготовление атрибутов для акции «Эколята – дошколята: защитники природы».

 Оформление

Картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

3 этап Заключи-тельный:

(май)

Акция «Эколята – дошколята: защитники природы» (озеленение территории детского сада совместно с родителями и членами семей).

Акция «Эколята – дошколята: защитники природы» (озеленение территории детского сада совместно с детьми и педагогами).

Акция «Эколята – дошколята: защитники природы» (озеленение территории детского сада совместно с    семьями воспитанников).

Проведение квест – игры  «По тропинке в природу»  на территории детского сада с участниками проекта.

Постановка театрализованной экологической сказки «В след за солнышком» силами детей для членов их семей и жителей частного сектора вблизи детского сада.

Заключение.

Мы проделали большую работу по изучению природных объектов нашего детского сада. Заглянули в каждый его уголок, в каждое потаенное местечко. И теперь с уверенностью можем сказать, что двор детского сада и двор, в котором мы живем– это не просто земельный участок, не просто часть улицы, а целый мир, наполненный жизнью, пусть небольшой, но очень интересный и разнообразный. Он живет своей жизнью, здесь все время что-то происходит. В земле трудятся дождевые черви, муравьи строят свои домики, трава и цветы растут, птицы прилетают полакомиться фруктами и насекомыми. И каждая часть этого «мира» очень важна, будь то растение или животное. Наша задача не нарушить эту гармонию, сложившуюся в течении многих лет.

Заботясь о растениях и животных в своем детском саду, мы проявляем заботу обо всей природе в целом. Мы учимся понимать природу и уважать её законы. Мы открываем тайны природы, экспериментируем, наблюдаем, создаём нужные и красивые вещи. Учимся любить и беречь не только жизнь в своем дворе, но и за его приделами, природу в целом.

В ходе реализации  проекта нам удалось:

*  сформировать экологически благоприятную обстановку в группе;

* привлечь  родителей к озеленению территории детского сада;

*провести  экологическую викторину «Что растет вокруг нас»; квест – игру «По тропинке в природу»  на территории детского сада с участниками проекта; игры «Экологическая полиция» совместно с младшими школьниками  СОШ №1 и «Лицея» (бывшими выпускниками детского сада);

* организовать постановку театрализованной экологической сказки «В след за солнышком» силами детей для членов их семей и жителей частного сектора вблизи детского сада;

*оформить  фотовыставку  в группе «Наше любимое садовое растение» из архива семейных фотографий;

* изготовить  и подарить бумажные  пакетов для сбора семян садовых растений   жителям частного сектора вблизи детского сада;

* организовать и провести встречу  с Начальником метеостанции ст. Каневской Погореловой И.В.

В общем,  социально – значимый  проект «Детство в гармонии с природой» экологической направленности,  поспособствовал   формированию у детей и взрослых  чувства сопричастности ко всему живому, развитию гуманного отношения  к окружающей среде;   взаимовыручке между детьми и взрослыми; формированию чуткого, осмысленного, бережливого отношения к находящейся вокруг нас природе родного края.

Используемая литература:

  1. Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»- М., «Просвещение», 1984.

  1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М., ВАКО, 2005.

  1. Интернет-ресурсы.

  1. «Как знакомить дошкольников с природой»: Пособие для воспитателей дет сада /Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. - М., «Просвещение»,

1983

  1. «Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию»/ Под ред. Дпн. Профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.

  1. Мазурина А. Ф. «Наблюдения и труд в природе» - М., «Просвещение»,

1976.

  1. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве» - М. : Новая школа, 1995.

  1. Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» - М., «Просвещение», 1976.

  1. Шишкина В. А. «Прогулки в природу» - М., «Просвещение», 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологические игрушки «Йохокуб»

Умный, развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество конструктор, состоящий из кубиков и призм, которые собираются в 3Д из плоских форм и соединяются между собой скобами в любом направлении двумя способами…

Что это? Да просто «Йохокуб»!

Оригинальный, уникальный, запоминающийся продукт, который вы не спутаете ни с чем. Кроме того, это стильный, экологичный, прививающий хороший вкус подарок!

В 2017 году проекту «Йохокуб» (Yohocube) дали «серебро» на международном конкурсе дизайна A’Design Award в категории «Игры, игрушки и хобби». А всё потому, что производители придумали не конструктор, а безграничные возможности для творческой самореализации из простого и экологичного материала, который доступен каждому.

Хотите вырастить в семье пытливого инженера, умельца и новатора, а сами — отдохнуть в творческой медитации? Тогда вам точно стоит попробовать!

Кто играет в «Йохокуб»? – дети от шести лет и до бесконечности! То есть «Йохокуб» интересен как детям, так взрослым творческим людям. Конструктор идеален для коллективного творчества, семейных игр, креативных посиделок в компании друзей.

Особенности игрушки: для свободного творчества - да, все элементы набора можно раскрасить и пересобрать в другую модель, докупить, если не хватило, ведь все детали стыкуются между собой достаточно хорошо. Эта особенность даёт конструктору «Йохокуб» преимущество перед другими игрушками из картона. Безопасная и экологическая основа: когда ребёнку надоело – не жалко выкинуть, не загрязняя окружающую среду и место в комнате. Набор идеален для коллективных игр: поверьте, «Йохокуб» незаменим для мастер-классов и детских студий.

Кубики из картона очень легко декорировать — раскрашивать, наклеивать стикеры, аппликации, производить декупаж. Модели из конструктора «Йохокуб» сами по себе уже являются дизайнерскими предметами интерьера: ваших гостей точно удивит стильная картонная ёлка или журнальный столик в стиле «крафт». С «Йохокуб» полёт фантазии обеспечен!

Из конструктора «Йохокуб» вы можете собрать всё, что угодно — от традиционных для кубиков домиков и крепости до футбольного мяча. А также динозавров, домашних животных, героев мультфильмов, космические корабли, машинки, роботов и многое другое.

Предлагая ребёнку игрушки из возобновляемых природных материалов, вы тем самым обучаете его основам экологии и бережному отношению к природе. Мы не говорим уже о том, что благодаря конструктору «Йохокуб» происходит развитие воображения и мелкой моторики!

Источник: www.yohocube.ru 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для воспитателей

«Экологические игры для интеллектуального и творческого развития детей. Йохокуб»

Конструирование – один из путей развития навыков 21 века: креативности, критического мышления, навыков коммуникации, кооперации.

Конструирование – излюбленный продуктивный вид деятельности для дошкольников. Почему это так? Я думаю, что все на самом деле просто:

  • Это универсальный инструмент для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.
  • Позволяет педагогу сочетать образование и развитие в формате игры, исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • Формирует познавательную активность и навыки коммуникации и кооперации.

В последнее время проблема экологии волнует нас все чаще и чаще. В окружающем нас мире много вещей, с которыми нам приходится жить, пользоваться каждый день, приобретать, дарить, и т. д. Поэтому, подбирая информацию для педагогов, детей и их родителей искала то, чем мы можем пользоваться каждый день, но при этом не вредить природе и самим себе. Таким образом открыла для себя первый картонный конструктор: Йохокуб.

Картон — недорогой и экологичный материал, его производят и в России и за рубежом. Основательница компании «Йохо» и автор «Йохокуба» Елена Чуйкова как-то решила, что картон — это идеальный материал для игрушки. Он дешевый и экологичный, его можно раскрасить в любые цвета, а когда игрушка надоела, не жалко выбросить. Вместе с дизайнером Ириной Бучельниковой придумала бренд Yoho, а затем и Йохокуб. Легкие, компактные, по размеру большие детали прочно соединяются между собой при сборке без ножниц 3 способами одной и той же скобой. Детали просты в утилизации, не вредят природе, могут быть декорированы (наклейки, рисунки, аппликации) или пересобраны в другие детали.

Направлений для использования Йохокуба в ДОУ много:

- познавательная деятельность: напольные и настольные игры, квест игры, пазлы;

- театральная деятельность: изготовление декораций, атрибутов;

- Художественное творчество: 3Д дизайн, создание предметов творчества;

- Мультстудия: создание мультфильмов;

И, конечно же: экологические кружки - создание эко ферм и т. д.

Заглядывая в будущее дошкольников, можно с уверенностью сказать, что Йохокуб приобретет и там большую популярность. Йохокуб можно использовать как для изготовления пособий на формирование психологической готовности к школе: алфавит, логокубики, счетный материал- для младших школьников, так и для создания полноценных роботов и инженерных проектов- для школьников постарше.

Йохокуб- это универсальный конструктор, и ведущей деятельностью все же является – игра. Играя его можно использовать и в образовательной деятельности:

-Кружки

-Клубная деятельность

-Свободная самостоятельная деятельность детей

-Мастер- классы педагога для родителей

- Оформление предметно – пространственной среды.

В МБДОУ детский сад № 3 «Алёнка» воспитанники с интересом играют с игрушками, изготовленными собственными руками с помощью Йохокуба. А так же это прекрасный занимательный материал для домашнего творчества.

Желаю и Вам успехов!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад № 3

муниципального образования Каневской район

Конспект

образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста по теме

«Дом, который построю я»

с использованием современных (социо-игровой, деятельностной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей) технологией

Воспитатель:

                      Дорошенко Ю.В.

ст. Каневская

2019 г.

Тема: «Дом, который построю я».

Цель: формирование познавательных действий, становление сознания.

Задачи:

- создать условия для формирования познавательных действий, становление сознания.

- актуализировать знания детей о строениях.

- продолжать работу по формированию самостоятельности в разных видах деятельности, способности выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Наполнение уголка строительства:

-демонстрационный материал: письмо от трёх поросят из сказки, схема строительства домов.

-раздаточный материал: картонный конструктор «Йохокуб».

Ход.

1.Организационный блок. Мотивационная деятельность.

Дети получили письмо от трёх поросят из сказки. Волк сломал все сказочные домики. Братья-поросята остались без жилья и просят детей о помощи.

2.Актуализация знаний.

- а какие дома были у поросят из сказки?

- в каком доме вы живете?

- как вы можете помочь поросятам?

3.Конструктивная деятельность.

Воспитатель уточняет поэтапное строительство на схеме. Дети приступают к конструированию.

4.Физкультминутка

Физминутка:

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша.

А под крышей – мы с тобой.

(Дети складывают руки над головой)

Подними ладошки выше,

А потом сложи другой.

Кто же вышел?

Вышли гуси –

Вот один, а вот другой,

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

(Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской»)

Через мостик ходят в гости, мостик крепкий и прямой!

6.Рефлексия.

-Чем мы сегодня занимались?

-Для чего мы это делали?

- Получилось ли у нас?

7.Словесное поощрение детей. (Индивидуальное).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Мастер-класс для родителей

«Йохокуб: новый продукт для развития дошкольников».

Цель: установление социального партнёрства с родителями.

Задачи

• Познакомить родителей с ролью конструирования в развитии дошкольника.

• Упражнять родителей в правильном назывании деталей конструктора.

• Упражнять родителей в конструировании различных построек по замыслу и рассказах о них.

Добрый вечер уважаемые родители!

Я предлагаю вам поучаствовать в мастер – классе по теме «Йохокуб: новый продукт для развития дошкольников».

Конструирование из Йохокуба полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Что такое йохокуб – это всего две базовые детали.

Куб и призма, которые собираться из плоской формы без клея и ножниц и соединяться картонными скобами в разном направлении. Получается абсолютно любой арт объект, который можно раскрасить, он легкий, безопасный и самое главное экологичный. Йохокуб это всего три слова собери, раскрась, играй.

Конструктор через игру развивает абстрактное мышление, конструкторские навыки, творческие способности и мелкую моторику. Приучает к коллективному творчеству в разновозрастной группе, подходит для занятий в детском саду.

Все детали набора выполнены из прочного экологичного картона (усиленный картон 1,5 мм), они надёжно и легко крепятся друг к другу, не рассыпаются и не мнутся. И клей не нужен!

Что можно сделать из кубиков? Из них можно построить целые сказочные миры с небоскрёбами, деревьями, животными, техникой, роботами. Придумывайте новые объекты! Декорируйте пространство вашего собственного мира! 

Кубики пригодны к многократному использованию для создания новых форм без использования клея.

Наборы в серии представлены самые разнообразные — это и домики, и разные фигурки. В вашем мире будут и здания, и население, и техника, и животные, и роботы.

Размер одного кубика: 8 см. В наборах разное количество деталей, и постройки из Йохокуба получаются действительно крупными.

Соберите! Раскрасьте! Играйте!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Картотека экологических игр

для детей старшей группы

  1. Живая природа.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

  • голубая ткань или бумага (пруд),
  •  несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Ход игры:

 детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепить умения детей классифицировать.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением насекомых и животных.

Ход игры:

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  7. таракан, муха, пчела, майский жук;
  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  9. лягушка, комар, жук, бабочка;
  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.

Материалы и оборудование:

  • мяч.

Ход игры:

     Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Цепочка»

Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением объекта живой и неживой природы.

Ход игры:

     У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

Цель: развивать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением животных,
  • карточки с изображением мест обитания различных животных.

Ход игры:

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.

Ход игры:

     Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование: 

  • игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

«Выбери нужное»

Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование:

  • картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.

Ход игры:

     На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Игра "Журавли-журавли".

Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.

Ход игры:

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрас-тающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра "Птица без гнезда".

Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.

Ход игры:

     Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впе реди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится за нять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы выле тают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Игра "Пищевые цепочки на лугу".

Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Материалы и оборудование: 

  • карточки с силуэтами обитателей луга.

Ход игры:

 Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра "Пищевые цепочки водоёма".

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Материалы и оборудование: 

  • карточки с силуэтами обитателей водоёма,

Ход игры:

 Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра "Пищевые цепочки в лесу".

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением растений и животных.

Ход игры:

 Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы и оборудование:

  •  предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Ход игры:

 Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

                                                                  «ФОТОГРАФ»


  
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
Ход игры:

 «Хорошо ли я фотографирую».
   Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит  «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши), предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что «сфотографировала»  «камера»?
Что хотел  «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
   Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.
  Второй вариант: «Мгновенная фотография».
   Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера»   мгновенно открывает и закрывает глаза).  Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).

                                           «МИКРОПОКАЗ»
  
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её).

Ход игры:

     Игра проводится в природе.
Воспитатель выкладывает на земле  «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:
Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.
Найди и убери (если попадутся тебе   по дороге) не природные объекты и  т.д.
  Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:
Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?
Куда оно сейчас ползёт?
  Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.

                                                           «ЗВУКИ»
  
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Материалы и оборудование:

  • Различные звуки природы.

Ход игры:

 Воспитатель даёт задание:
   «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все  пять пальцев  будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».  
  Воспитатель задаёт  детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
  В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).

                                  «ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»
  
Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.

Материалы и оборудование:

  • Различные природные материалы.

     Ход игры:

Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.
   Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:
Почему ты считаешь, что это твой лист?
Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?
  В  этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)

«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.  
Материалы и оборудование:

  • Маски сов и ворон.

Ход игры:

   Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы»  любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я  говорю правду, «Совы» должны  ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома  и наоборот.
    Затем  воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
медведи  любят есть тигров
у березы весной бывают сережки
слоны не умеют плавать
дельфин – это животное, а не рыба
   дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

                                            «ПОВТОРИ»
  
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Ход игры:
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
   Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
   В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков

                                   

«НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт  прямого общения с ней (проводится в природе).
Ход игры:
  Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
   Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает  угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
   В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

                                              «УГАДАЙ, КТО Я».
  
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Ход игры:
   Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
   Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.

                                    « ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
  Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Материалы и оборудования:

  • мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
    Ход игры:
        Первый вариант: «Опиши и угадай».
      Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
      Второй вариант:  «Спроси и угадай».
      Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
    Это гладкое или нет?
    Какой оно формы?
    Сколько у этого предмета углов?
       Третий вариант:  «Угадаем вместе».
       В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.

                                   «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
  
Цель:  развивать творческое воображение и фантазию у детей
Материалы и оборудование:

  • разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева).

Ход игры:

  « На что это похоже?»
   дети должны предложить варианты , затем наиболее интересные из них зарисовать.

                                                      «НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.

  
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
  Воспитатель дает детям задание  выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
     Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного.  В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.  

                          «ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ»
  
Цель: расширить понятия детей о различных средах обитания.
Ход игры:
  Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро). Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для  данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.

                     

«НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО»
  
Цель: развивать фантазию, воображение, лексический,  словарный запас детей.

Ход игры:
  1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».
   Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
-Какой  может быть снег?
  2 вариант: «Подбери природный объект под определение».
  Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море)?
-Что  может быть тёмным в городе (в парке, на поляне)?
   Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.

                              «ПРИРОДА – НЕ ПРИРОДА»
  
Цель:  выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Материалы и оборудование:

  • набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека.

Ход игры:

     Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что  использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
  По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых  объектов природы и вопросы беседы.

                                         «РЕПОРТАЖ»
  
Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии).
Ход игры:
  Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.
  Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:
-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;
-составить репортаж о любимом животном;
составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.

  1. Насекомые:

«Мы - гусеницы»

Цель: создавать условия для всестороннего разития детей.

Материалы и оборудования:

  • детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника);
  • питьевую воду в стаканах или блюдцах;
  • кусочки капусты на подносе;
  • небольшие покрывала или полотенца.

Ход игры:

Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я - зеленая гусеница. Я - желтая гусеница. Я -полосатая гусеница. Я-пестрая…»(в зависимости от цвета гольфа).

Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на листочках, можно попить, очень вкусно (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, гусеницам нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули (дошкольники прячутся под покрывалами по 2-3 человека). Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спит, а через некоторое время кокон  раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает.»

В конце игры можно сделать на одежде значки гусениц из колючек репейника.

«Люди и божьи коровки»

Цель: закреплять знания детей о жизнидеятельности божьих коровок.

Материалы и оборудования:

  •  эмблемы с изображением божьих коровок,
  • покрывало.

Ход игры:

Воспитатель и дети разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок, закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!». Все обнимаются друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят: «Привет, божья коровка, Лариса! Привет, божья коровка, Саша!» Дети делятся на две команды, например, девочки и мальчики.

Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки-девочки, присядут на куст (ковер, траву…). А божьи коровки - мальчики превратятся в людей. Божьи коровки, девочки - ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнышке, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, но подул свежий ветер, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать: заползаем под листочки (под покрывала, большие платки и пр.), поспим, отдохнем. А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки – девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (Пусть дети повторяют эти слова.) И люди ушли, а жучки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики в божьих коровок». (Игра повторяется со сменой ролей.) можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые червяки», «Люди и воробьи».

Пластическая игра "Танец бабочек".

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Материалы и оборудования:

  •  костюмы бабочек.

Ход игры:

     К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

Игра "Ласточки и мошки".

Цель: закреплять знания детей о птицах.

Ход игры:

    Играющие - мошки - летают по по ляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

  1. Овощи и фрукты:

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Материалы и оборудование:

  • фланелеграф,
  • нарисованные веточки яблони ,крыжовника, груши, и их плоды и листья.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Цель: развивать сенсорные ощущения.

Материалы и оборудование:

  • муляжи фруктов.

Ход игры:

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять знания об овощах.

Материалы и оборудование:

  • картинки с изображением овощей.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

Цель: закрепить умения детей классифицировать.

Материалы и оборудование:

  • плоды разных оттенков, Вини-Пух.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Цель: закрепить умения детей классифицировать.

Материалы и оборудование:

  • плоды разных оттенков, Вини-Пух.

Ход игры:

   Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материалы и оборудования:

  • «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств,
  • ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),

Ход игры:

 воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Две корзины»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы.

Материалы и оборудования:

  • муляжи овощей и фруктов,
  • 2 корзины.

Ход игры:

    На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

                              «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛОДЫ»
  Цель: показать детям разнообразность плодов.

Материалы и оборудование:

  • фланелеграф,
  • изображение разнообразных  плодов

Ход игры:
  Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных  плодов и задаёт детям вопросы типа:
Какой плод лучше (хуже) и почему, какой  тоньше (толще)?
Какой самый красивый (некрасивый), какой самый тёмный  (светлый)?
Почему этот плод полезен (вреден)?
Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?
  В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.

             «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»
  
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.

Материалы и оборудование:

  • изображение овощей.

Ход игры:
     Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а  тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:
Какой овощ ты изображаешь?
Почему ты выбрал именно этот овощ?
Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» ( «толстячком»)?

  1. Растения:

«Какого растения не стало?»

Цель: развивать внимание детей.

Материалы и оборудование:

  • стол,
  • несколько видов комнатных растений.

Ход игры:

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы и оборудование:

  • поднос,
  • лепестки разной формы и цвета.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

«Узнай и назови»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных травах, где они растут и чем они полезны.

Материалы и оборудование:

  • лекарственные растения,
  • Красная шапочка,

Ход игры:

   Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

 «Назовите растение»

Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях, их строении и необходимом уходе..

Материалы и оборудование:

  • Несколько видов комнатных растений.

Ход игры:

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

  1. Неживая природа.

«Где снежинки?»

Цель: закрепить знания детей о временах года и их признаках.

Материалы и оборудование:

  • карточки с различным состоянием воды,
  • стол,
  • обруч.

Ход игры:

     Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

  • мяч.

Ход игры:

     Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Воздух, земля, вода»

Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

  • мяч.

Ход игры:

     Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Пластическая игра "Буря на мор".

Цель: воспитывать  правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.

Ход игры:

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

Игра "Изобрази".

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождае мого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

                                    «КАКИЕ ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Ход игры:
  Воспитатель дает задание:
  Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.
   Затем детям дают вопросы:
Почему тебе нравится море?
Почему ты любишь речку?
Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
  В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.

     

                                             «НЕ ПРИРОДНАЯ ТРОПА»
Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе).
Ход игры:
  Воспитатель намечает «тропу» в природе и на ней развешивает и разбрасывает различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по «тропе», посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый наблюдательный.

                                          «ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»
  Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Ход игры:
   Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
   Например: ГРИБЫ.
   Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
   Осенью – то же самое.
   Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
   Весной  -  см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).  

                                 

                                                           «ТЕНЬ»
  
Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе).
Ход игры:
   Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: «Не буду, не буду повторять» и даже объясняет почему.
    Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его  тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д.  , а «тень» оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень .

«Цепочка»

Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением объекта живой и неживой природы.

Ход игры:

     У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

                                                                  «ФОТОГРАФ»


  
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
Ход игры:

 «Хорошо ли я фотографирую».
   Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит  «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши), предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что «сфотографировала»  «камера»?
Что хотел  «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
   Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.
  Второй вариант: «Мгновенная фотография».
   Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера»   мгновенно открывает и закрывает глаза).  Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).

                                           «МИКРОПОКАЗ»
  
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её).

Ход игры:

     Игра проводится в природе.
Воспитатель выкладывает на земле  «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:
Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.
Найди и убери (если попадутся тебе   по дороге) не природные объекты и  т.д.
  Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:
Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?
Куда оно сейчас ползёт?
  Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.

                                                           «ЗВУКИ»
  
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Материалы и оборудование:

  • Различные звуки природы.

Ход игры:

 Воспитатель даёт задание:
   «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все  пять пальцев  будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».  
  Воспитатель задаёт  детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
  В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).

                                   «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
  
Цель:  развивать творческое воображение и фантазию у детей
Материалы и оборудование:

  • разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева).

Ход игры:

  « На что это похоже?»
   дети должны предложить варианты , затем наиболее интересные из них зарисовать.

                                                      «НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.

  
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
  Воспитатель дает детям задание  выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
     Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного.  В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание. 

Список литературы к приложению:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. -М.: Просвещение. 1972. -215 с.
2. Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей 4 года жизни с помощью дидактических игр. -М.: Просвещение, 1974.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1989. - 286 с
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М.: Педагогика, 1989. -С.3-12.
6. Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. -М.: Просвещение, 1976. -С.3-8.
7. Зеньковский В.В. Психология детства. -М.: Инфра, 1996. -С.24-57.
8. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстником. // Дошкольное воспитание. - 1990. -7. -С.18.
9. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.: ил.
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982. -128 с.
11. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. - 1993. -3. -С.6.
12. Мухина В.С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985. -С.115-122, 149-155.
13. Немов Р.С. Психология в 2 т. Т.2. -М.: Валдос, 1995. -С.25-28, 81, 83.
14. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995. - 160 с.
15. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. -1997. 3. -С.84.
16. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы //Дошкольное воспитание.-2001.- 7.-С.61
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.-256 с.
18. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Отношение непосредственных опосредованных побудителей нравственного поведения детей.//Вопросы психологии.-2001.1.-С.26-36
19. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М.: Просвещение, 1987. -97 с.
20. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. -С.5-49.
21. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -96 с.
22. Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаевой. -М.: Просвещение, 1991. -64 с.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Просвещение. 1988. -С.11-108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Мы - друзья природы"

Данный проект направлен на экологическое воспитание детей через привлечение родительского сообщества....

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию "В гармонии с природой"

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию "В гармонии с природой"...

Социально-значимый проект экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним красоту природы"

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок реализации проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы....

Социально значимый проект "Защитники природы"

Проект предназначен для детей 5 - 7 лет...

Социально-значимый проект по экологии "Берегите Природу"

Природа –удивительна и прекрасна, а дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.Умение «смотреть» и «видеть», «слушать»...

Познавательно-исследовательский социально-значимый проект в рамках акции «Экологический мониторинг» Номинация: «Мы- защитники природы» Авторы: Иванова А.В..- воспитатель группы раннего возраста, Стефанюк Л.А. - воспитатель средней и старшей групп. Тема:

Актуальность проблемы всем известно, что экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста начинается со знакомства его ближайшего окружения, с которым он сталкивается каждый день. Чтобы знакомств...