Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность
Расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.1.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ
«Обо всём на свете!»
Составитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Никанорова Е.В.
Содержание:
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка…………………………………………1
1.2.Цели и задачи реализации программы………………………...2
1.3Отличительные особенности программы……………………...3
1.4. Методические рекомендации………………………………….3
1.5.Формы и режим занятий………………………………………..3
1.6. Планируемые результаты реализации рабочей программы…4
2.Содержательный отдел
2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»………….11
2.2.Учебно-тематический план……………………………………12
2.3. Мониторинг результатов реализации программы…………..13
2.4.Региональный компонент……………………………………...14
2.5. Взаимодействие с родителями………………………………..14
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации
программы………………………………………………………….15
3.2.Список литературы…………………………………………….15
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Направленность: создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.
Актуальность: Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
1
1.2.Цель и задачи реализации программы.
Цели программы:
- Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей, через опытно-экспериментальную деятельность
- Расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.
- Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы:
- Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, сравнивать, обобщать.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, наблюдательности.
- Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Основные положения программы:
- Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста.
- Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
- Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
- Основные составляющие опытно-экспериментальной деятельности – это выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения,
2
опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
• Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
1.3.Отличительные особенности программы:
Данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность. Приоритет в обучении отдаётся совместной практической деятельности воспитателя и детей.
1.4.Методические рекомендации:
Первоначальный этап:
• диагностика детей
Основной этап:
• проведение занятий с детьми
Заключительный этап:
• творческий отчёт о проведённой работе
1.5.Формы и режим занятий:
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-6 лет
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Основные принципы построения занятий:
• общение педагога с детьми
• индивидуальный и дифференцированный подход
• систематическое проведение занятий
• подбор доступного материала для детей
• соблюдение необходимых условий, обеспечивающих благоприятную психоэмоциональную обстановку
• создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию
• использовать музыкальное сопровождение для эмоционального
раскрепощения детей
• стимуляция речевой и познавательной активности детей, создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка
• доверительное отношение между взрослым и ребёнком, основанное на сотрудничестве
3
1.6.Методы и приемы работы:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.)
- Используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
- Использование инновационных технологий (мультимедийные презентации).
Специальные игровые приёмы:
- повтор инструкций,
- хоровое проговаривание,
- выполнение действий по указанию детей
- дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям,
- «намеренная ошибка»,
- проговаривание хода предстоящих действий,
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку,
- фиксирование детьми результатов наблюдений в блокнотах в виде схематичных рисунков для последующего повторения и закрепления,
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя - куклы.
1.7. Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.
По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы кружка является:
4
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
• рост уровня любознательности, наблюдательности;
• активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
• возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.). Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
Экспериментирование выступает как метод обучения, поддержки
5
познавательно-исследовательской деятельности. В интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» программа имеет следующие задачи образовательной деятельности:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развивать у детей представления о химических свойствах веществ;
- развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях;
- развивать элементарные математические представления
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать у детей умственные способности:
- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формировать способы познания путём сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и своих действий;
5.Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
6. Формировать культуру поведения; воспитывать чувство сопереживания, любви к объектам природы; закреплять усвоение экологических правил.
Формы работы:
Наблюдения за природными объектами и явлениями окружающего мира, беседы, рассматривание иллюстраций, схем опытов, дидактические игры и упражнения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, проведение опытов, практикумов, фиксация результатов опыта, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, викторины.
2.2.Учебно-тематический план
№ | Название темы | Возрастная группа |
Старшая | ||
1 | «Живое и неживое» | 1 |
2 | «Семена, плоды» | 2 |
3 | «Вода и её свойства» | 3 |
4 | «Снег и его свойства» | 3 |
5 | «Воздух» | 2 |
6 | «Песок» | 1 |
7 | «Глина» | 1 |
8 | «Камни» | 2 |
6
9 | «Бумага, картон» | 2 |
10 | «Ткани» | 1 |
11 | «Дерево» | 2 |
12 | «Металл» | 2 |
13 | «Стекло» | 2 |
14 | «Пластмасса» | 2 |
15 | «Резина» | 2 |
16 | «Измерительные приборы» | 1 |
17 | «Природные явления» | 1 |
18 | «Растения и среда» | 2 |
19 | «Мы – фокусники» | 2 |
Всего занятий в год | 34 |
7
Тема | Познавательное занятие | Задачи | Опыты и эксперименты |
Сентябрь | |||
«Живое и неживое» | «Мир вокруг нас» | Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природы. Развивать понятия об изменении объектов природы, веществ. Развивать познавательную активность и интересы детей. | Опыт «Как солнце помогает растениям»: два комнатных растения помещают на теневой и солнечной сторонах группы. |
«Семена и плоды» | «Рассматривание фруктов, плодов и ягод» | Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять названия по характерным признакам (косточка, орех, луковица, семечка, плод и т.д) | Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в тёмном месте. |
«Семена и плоды» | «Что вырастит из семян?» | Формировать представление о разнообразии плодов и семян, учить классифицировать по разным признакам. Вызвать интерес к исследовательской деятельности. | Проращивание семян овощных культур. Опыт «Дышат ли прорастающие семена?» Опыт «Вершки – корешки» |
«Песок» | «Песок и его свойства» | Учить выделять свойства песка (сыпучий, мокрый). Активизирование речи детей, развитие конструктивных умений. | Опыт «Следы на песке» «Песчаный конус» Пересыпание песка, мокрый песок и сухой; изготовление поделок из песка. |
Октябрь | |||
«Глина» 1-я неделя | «Для чего нужна глина» | Познакомить детей со свойствами глины, её применением. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая. | Выявление свойств глины (размокает, мнётся, сухая-бьётся). |
«Вода и её свойства» 2-я неделя | «Свойства воды-жидкая, прозрачная» | Расширить представление о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льётся, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. | Окрашивание воды красками. Замораживание воды. |
«Вода и её свойства» 3-я неделя | «Что растворяется в воде?» | Формировать представление о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ. | Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука). Опыт «Что растворяется в воде?» |
«Вода и её свойства» 4-я неделя | «Приключения капельки» | Сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, свойствах и признаках льда: холодный, гладкий, блестит; в тепле тает, превращается в воду. | Замораживание льдинок. Изготовление цветных льдинок. Исследование таяния льда и снега: что быстрее тает в тепле. Опыт «Снег и лёд-вода» |
Ноябрь | |||
«Воздух» 1-я неделя | «Воздух невидимка» | Расширить представление детей о свойствах воздуха. Показать детям, что воздух есть не только в помещении, но и во всех предмета и материалах. | Опыт «Как обнаружить воздух?» Выявить его свойство-невидимость. Изготовление бумажных вееров. |
«Воздух» 2-я неделя | «Воздух упругий. Может ли воздух быть сильным?» | Познакомить детей с тем, что можно надувать различные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. | Опыт «Мыльные пузыри. Плавучесть предметов в мыльной пене». |
«Камни» 3-я неделя | «Откуда берутся камни» | Познакомить детей с существованием особых ландшафтов-гор, состоящих из камней. Сформировать представление о свойствах камней. | Выявление свойств камней. Опыт «Меняют ли камни цвет?» «Прочный камешек» |
«Камни» 4-я неделя | «Какими бывают камни?» | Сформировать представления о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. | Обследование камней: размер, вес, цвет. Опыт «Тонет-не тонет» «Рисующие камни» |
Декабрь | |||
«Снег и его свойства» 1-я неделя | «Снег и вода» | Формировать представление о свойствах воды, переходе из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах снега (холодный, рыхлый, в тепле тает, превращаясь в воду). | Как изменяется объём воды и снега. Опыт «Снег и лёд – вода» |
«Снег и его свойства» 2-я неделя | «Как зимуют растения» | Научить решать познавательные задачи и делать выводы. | Опыт «Одеяло для Земли». Показать, что снег сохраняет тепло, так же как одеяло. |
«Снег и его свойства» 3-я неделя | «Свойства снега» | Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, превращением снега в воду и лёд. Учить устанавливать зависимость свойств снега и льда от погодных изменений. | Как из снега сделать лёд. Опыт «Замёрзшая вода» «Тающий лёд» |
«Бумага и картон» 4-я неделя | «Как изготавливают бумагу» | Формировать представление о том, как изготавливают бумагу. | Опыт «Какие секреты у бумаги?» |
Январь | |||
«Бумага и картон» 3-я неделя | «Свойства бумаги и картона» | Познакомить детей с бумагой: свойствами, назначением, применением. Продолжать знакомство с разными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная). | Выявление свойств бумаги и картона: цветная, гофрированная. Окрашивание бумаги разными способами. Опыт «Какие секреты у бумаги?» |
«Ткани» 4-я неделя | «Из чего шьют одежду» | Закреплять знания детей о свойствах ткани, о применении изделий из неё. Знакомить с разными видами ткани-натуральные, искусственные. Побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | Выявление свойств искусственных и натуральных тканей, водоотталкивающих и ворсовых тканей. |
Февраль | |||
«Дерево» 1-я неделя | «Жизнь растений» | Знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес-это богатство, его необходимо беречь. | Жизнь деревьев в разное время года. Деревья хвойных пород и лиственных. Выявление свойств дерева. |
«Дерево» 2-я неделя | «Что изготавливают из дерева?» | Познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением. | Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость. |
«Метал» 3-я неделя | «Что делают из металла» | Знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твёрдость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твёрдые, чем из других металлов. | Выявление свойств металла-прочность, упругость, твёрдость, долговечность. «Плавает ли канцелярская скрепка?» |
«Метал» 4-я неделя | «Металл и железо» | Формировать умение сравнивать свойства металлов. | Исследование взаимодействия железа и магнита. |
Март | |||
«Стекло» 1-я неделя | «Свойства дерева и стекла» | Познакомить детей со стеклом, его свойствами. Формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях. | Выявление свойств стекла-прозрачность. |
«Стекло» 2-я неделя | «Родственники стекла» | Развивать умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства. | Рассматривание стеклянных изделий. |
«Пластмасса» 3-я неделя | «Свойства пластмассы» | Продолжать знакомить детей с пластмассой, её свойствами и качествами. Показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы. | Выявление свойств пластмассы-лёгкость, прочность, безопасность. |
«Пластмасса» 4 я неделя | «Свойства металла и пластмассы» | Закрепить знания детьми свойств пластмассы и металла. Упражнять в назывании противоположных свойств, присущих металлу. | Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. |
Апрель | |||
«Резина» 1-я неделя | «Свойства резины» | Дать детям представление о резине. | Выявление свойств резины-непромокаемость, эластичность. |
«Резина» 2-я неделя | «Что делают из резины?» | Учить отличать резиновые изделия от пластмассовых. | Рассматривание изделий из резины.» |
«Измерительные приборы» 3-я неделя | «Условные мерки» | Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметром, мерным стаканом и мерной ложкой. | Взвешивание предметов по объёму (вата и изделия из металла). |
«Природные явления» 4 –я неделя | «Природные явления круглый год» (зима-иней, гололедица, снегопад, морозные узоры на окнах; весна-капель, гроза; лето-радуга, роса, ливень, облака и тучи; осень-туман, листопад). | Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождём, росой, туманом, инеем, радугой Показать связь природных явлений с изменениями погоды, учить устанавливать причинно-следственные связи. | Опыт «Что такое радуга» (смешивание цветов). Опыт «Делаем облако» Опыт «Айсберг» |
Май | |||
«Растения и среда» 1-я неделя | «Зависимость роста растения от воды, света, тепла» | Сформировать представления детей о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Опыт «С водой и без воды» Опыт «На свету и в темноте» |
«Растения и среда» 2-я неделя | «Зависимость роста растения от состава почвы» | Сформировать представления о необходимости почвы для жизни растений, влияния качества почвы на рост и развитие растений, видах почвы. | Опыт «Где лучше расти». |
«Мы – фокусники!» 3-я неделя | «Мы – фокусники!» | Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования. Развивать внимание. | Ознакомление с различными свойствами веществ. Опыт «Сортировка» Опыт «Куда делись чернила?» |
«Мы – фокусники!» 4-я неделя | «Мы – фокусники!» | Ознакомление с различными свойствами веществ Опыт «Цветы лотоса» Опыт «Пизанская башня». |
2.3.Мониторинг результатов реализации программы
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников.
2.4. Региональный компонент
Одной из целей данной программы является ознакомление с миром природы. Программа включает в себя поисково-исследовательскую деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний о растительном и животном мире. Программа имеет такие задачи образовательной деятельности, как воспитание чувства сопереживания, любви к объектам природы; закрепление усвоения экологических правил, любви к своей Отчизне и малой родине.
2.5. Взаимодействие с родителями
1.Тематические консультации родителей: «Развитие ребенка в процессе экспериментальной деятельности», «Значение экспериментальной деятельности детей»
2. Анкетирование родителей: «Знаете ли вы о значении экспериментально-исследовательской деятельности детей?»
3. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
4. Наглядная информация о работе кружка (стенд с фотографиями)
5.Тематические консультации, памятки для родителей «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».
6.Совместные с детьми домашние задания, по поиску информации и иллюстративного материала;
7. Обмен опытом.
8. Совместное с родителями занятие «Мы - маленькие исследователи».
14
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Задачи по развитию познавательно-экспериментальной деятельности реализуются через предметно-развивающую среду: в группе имеется уголок экспериментирования, оснащенный необходимым оборудованием и материалами для экспериментирования с детьми, проведения опытов, наблюдений за растениями. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности представляет собой: объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал; различные материалы для сенсорного развития; образно-символическое оборудование (специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий); игрушки.
3.2. Список используемой литературы:
1. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования.-- СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
2. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. –М. «Центр педагогического образования», 2015.
3. Нищева Н .В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
4. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002
5. Нищева Н.В. – Организация опытно-эксперементальной работы в ДОУ.
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
6.Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.-- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013
7.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
9.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
10.Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
11.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....
Рабочая программа воспитателя для группы общеразвивающей направленности детей старшего возраста (5-6 лет)
В рабочей программе представлена организация образовательной деятельности в течение дня, а так же перспективный план непрерывной образовательной деятельности с детьми...
Презентация программы дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста "Вдохновение"
Актуальность театрализованной деятельности определяется мнооми показателями...
Рабочая программа дополнительного образования "Развивай - ка" для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Физическое развитие» и включает не только работу по сохранению, укреплению и по охране здоровья де...