Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бекетова Ольга Михайловна

Государственное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад № 16 Московского района Г. Санкт-Петербурга.

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.

Бекетова Ольга Михайловна - воспитатель старшей группы.

Цель: Обобщение знаний детей о свойствах, растениях, животных, человеке.

Задачи: 

* Формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира.

* Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений)

местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух)

* Ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, 

посуда, мебель и др.)

* Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении ( я и взрослый, я и семья,

я в детском саду). О простейших родственных отношениях ( мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.)

* Формирование первоначальных представлений, о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях

в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhayushchiy_mir.zip4.42 КБ

Предварительный просмотр:

Бекетова О.М., воспитатель
ГБДОУ-детский сад
 16,Московского района
Санкт-Петербурга

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире

Окружающий мир- это мир, который окружает ребёнка, природа, люди, предметы.
Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле, окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живём. В узком смысле- это то конкретное окружение, в котором родился, растёт и развивается ребёнок.
Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира, ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознание экологической культуры.
Необходимость экологического воспитания в условиях детского сада обуславливается тем обстоятельством, что дошкольное детство- ответственный период жизни человека, когда формируются представления, являющиеся начальной формой знаний. Формирование представлений о росте и развитии растений- необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, людям, к материалам природного происхождения. А именно дошкольник , зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия, может сочувствовать, сопереживать живому миру. Дошкольник способен адекватно оценивать свое отношение и отношение людей к окружающей среде. Таким образом, проблема формирования экологической культуры в процессе обучения и воспитания, является одной из обсуждаемых и актуальных на сегодняшний день. Экологическими следует считать только те представления, которые отражают обьективно существующие в природе связи и зависимости. В ряде педагогических исследований показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе. Наиболее изученными являются вопросы усвоения детьми зависимостей, существующих в растительном мире. Этими исследователями была доказана доступность детям старшего дошкольного возраста знаний и зависимости роста и развития растений от наличия внешних факторов среды.
Экологическое образование на двух главных основаниях:
-Первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру.
-Второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребёнка, они расширяют сферу изучения мира и качества жизни ребёнка в течении широкого диапозона времени.
Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его спицифика.
Нельзя ограничивать познания ребёнка дошкольного возраста какими-либо сторонами действительности. Дети воспринимают мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребёнка. Познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировозрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, а детский сад является первым звеном системы неприрывного экологического воспитания и образования.
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка оформляется новое психическое качество- ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога-помочь ребёнку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и приминения в жизни человека. Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и сисематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных обьектов. Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей, социальной и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам и доступных для ребёнка формах. Культурно вести себя в природе, не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным. В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр, важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребёнку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Занятия по ознакомлению с окружающим миром, включает в себя:

-Ознакомление с явлениями социальной жизни
-Ознакомление с предметным миром, созданным человеком
-Ознакомление с явлениями живой и неживой природы

Окружающий нас мир природы богат, прекрасен бесконечно разнообразен. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу- задача и долг педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формиро...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир....

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире

Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину м...

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)     Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредс...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.

Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлени...