Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире
статья по окружающему миру

Гришина Татьяна Леонидовна

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гришина Т.Л., учитель – дефектолог

СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка №8

Красногвардейского района»

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы учителя – дефектолога)

        Старший дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть для детей огромный мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. Познание мира начинается в раннем детстве со знакомства с различными предметами и объектами, окружающими ребенка. Активно действуя с предметами, малыши накапливают представления об их свойствах и качествах. При последовательном знакомстве с предметами ближайшего окружения дети учатся выделять детали и элементы предметов, сравнивают или группируют их по различным признакам, определяют сферу использования. В процессе познания окружающих ребенка предметов развиваются его восприятие, мышление, память, способы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация. Большое значение имеет знакомство с живой природой: с животными и растениями, их внешним видом, условиями жизни. Дети знакомятся с растениями, учатся замечать изменения в природе в разные сезоны.

        В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается познание быта и условий жизни человека, расширяются представления о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления, уточняется информация об их внешнем виде и сфере использования, устанавливаются связи между назначением предмета, строением и материалом, из которого он сделан. Расширение информации о явлениях в живой и неживой природе, ее обогащение новыми сведениями и обобщение связано с формированием у старших дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, пониманием закономерностей развития животных и растений, установлением последовательности в смене времен года и др. Разнообразные факты и явления отражаются в разных связях и отношениях: временных, пространственных, причинно-следственных. Формирование отношения ребенка к окружающему миру связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельности взрослых, отношениях между взрослыми и детьми.

Представления  старших дошкольников об  окружающем мире я формирую:

-  на занятиях через познавательно-исследовательскую деятельность;

-  на занятиях средствами разных видов деятельности;

- в совместной деятельности.

        Первоначальные представления об изучаемых предметах и явлениях дети получают посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок и экскурсий, организуемых в соответствии с тематическим планом, составленным мной совместно с воспитателями группы. Анализ, сравнение, обобщение, суждения об увиденном, установление причинно-следственных связей, составление высказываний и рассказов происходят на организованных мною занятиях.  На занятиях детям предлагаю самые разнообразные задания, например, описать предмет, рассказав о его отличительных признаках, или сравнить предмет с другими и выделить в нем существенные признаки, позволяющие отнести его в ту или иную предметную категорию.

Предлагаю детям словесные дидактические игры типа игры «Угадай по описанию», давая образец описания предмета, что способствует не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащает словарь.

Использую на занятиях настольно-печатные дидактические  игры «Парные картинки», «Зоологическое лото», «Четвертый лишний», «Путаница» для обучения детей группировке предметов по родовому признаку.

Выполняя систематически подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения поставленной задачи.

Закрепление и расширение сформированных на занятиях представлений и знаний происходит в сюжетно-ролевых играх, которые организуются в свободное время.

        Спецификой в организации занятий по ознакомлению с окружающим миром является обязательное наличие практической деятельности при изучении любой темы программы. Во время экскурсий и целевых прогулок это может быть сбор природного материала с использованием развивающих заданий, например, подбор листьев, одинаковых по цвету, по размеру, составление букетов из листьев одной породы дерева и т.п. После экскурсии можно предложить детям нарисовать то, что они увидели на прогулке.

        Детям старшего дошкольного возраста свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Поэтому в индивидуальные  занятия по ознакомлению с окружающим я включаю экспериментирование. В кабинете оборудован уголок экспериментирования, подобран материал для экспериментов с объектами неживой природы. В результате проводимых опытов с разнообразными предметами обогащается опыт детей, происходит практическое освоение свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследованиях, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Дети получают новые яркие впечатления, знания, усвоенные ранее, поднимаются на новый уровень – обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

        Особое внимание в работе по ознакомлению с окружающим я уделяю сказкам и рассказам. Сказка – это вымышленная история о необыкновенных событиях или приключениях. То, что происходит в сказке, на самом деле не может случиться в реальной жизни, но сказка может многому научить. Благодаря познавательным рассказам, сказкам с пояснениями дети получают возможность эмоционально соприкоснуться с природой. Основой познавательных сказок и рассказов является различная познавательная информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или с чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают ее; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию. Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного.

        Окружающий нас мир велик и многообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.  Богатство и широта представлений  о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формиро...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.

Государственное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад № 16 Московского района Г. Санкт-Петербурга.Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.Бекетова Ольга Миха...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире

Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину м...

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)     Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредс...

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.

Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлени...