КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ» организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «История создания книги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Мордовина Евгения Олеговна

Конспект содержит историю создания книги в доступной форме для детей старшего и подготовительного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspeks_istoriya_sozdaniya_knigi_konstruktor.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ»

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «История создания книги»

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: познавательно -исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая

Учебно-методический комплект: технология «Река времени» Н.А. Коротковой

Средства:

наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал (панно «Река времени», карточки с изображением книг разного временного периода)

мультимедийные: компьютерная презентация 

музыкальные: звуковые эффекты

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
  2. Познакомить детей с историей создания книги;
  3. Вызвать интерес к миру книги;
  4. Воспитывать бережное отношение к книгам;
  5. Развивать связную речь, совершенствовать умение отбирать соответственно темы факты из личного опыта.

рассказывать связно, полно и выразительно, чётко вытраивать композицию

рассказа.

  1. Заинтересовать Артема М. познавательной деятельностью.
  2. Формировать у Саши Р., Севы, Артема Ник., умение выслушивать собеседника до конца

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 I. Обсуждение реального события

- Ребята, а вы любите праздники? Какой праздник ваш самый любимый?

- Есть праздник именины. Что это за праздник? Что он означает?

- Это праздник имени. Именины бывают не только у людей, но у вещей. Это день создания какой-нибудь вещи. Сегодня именины у книги. Именно сегодня кто-то придумал назвать книгу книгой.

- Дети, вы любите слушать, когда вам читают книги?

Там вы можете найти много разных интересных книг. Кто читает вам книги? Какие книги вам нравятся больше всего? А знаете ли вы, как обращаться с ними?
Мы с вами много читали, долго собирали интересные книги в нашу библиотеку. Вместе с мамами и папами вы делали собственные книги. У нас в группе есть книжное царство.

Педагог приветствует детей.

Ведет диалог с детьми

Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются.

Отвечают на вопросы педагога.

Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

II. Постановка целей исследования

- Чтобы вы ещё больше полюбили книги и берегли их, я приглашаю вас в путешествие, в котором мы узнаем об истории рождения книги. 

Для этого путешествия я принесла вам сундучок. Там лежат очень необычные вещи. Посмотрите. Здесь и веревочка, и кора дерева, и лист растения, и глина. Как вы думаете, для чего они нам нужны? И какое отношение они имеют к книге? Хотите узнать? Тогда отправляемся в путешествие.

Педагог создает проблемную ситуацию

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ.

Обогащение словаря по теме «История создания книги»

Проявление готовности к совместной деятельности;

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала

Мы начинаем наше путешествие с глубокой Древности. Из нашего сундучка я достаю камень. Как вы думаете, почему?

Давайте остановимся и осмотримся здесь. Смотрите, какая большая пещера! Заглянем внутрь? Посмотрите, как красиво расписаны стены. Что вы тут видите?

- Люди всегда передавали жизненный опыт, победы, открытия своим детям, а те дети – своим детям. И так из поколения в поколения. А почему именно в пещерах они рисовали? (Потому что они там жили).

- Посмотрите, какие яркие рисунки, ведь прошло несколько тысячелетий. Чем же они рисовали? (Предполагают). Рисунки они наносили с помощью камней, золы от костра, а также использовали растения, которые содержат в себе краску.

- Вот так первобытные люди создали первую каменную книгу, где рассказали о своей жизни.

Но люди не только рисовали на стенах. Давайте заглянем в наш сундук и достанем следующий предмет (веревочку). Как можно использовать веревочку для того, чтобы что-то прочитать? Правильно. Ее можно использовать чтобы что-нибудь вспомнить. Например, узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идет речь. Так, жёлтая краска означала золото, белая – серебро, красная – войну. Бечёвки, на которых завязывали узелки, тоже были не одинаковыми: одни потолще, другие потоньше, одни длиннее, другие короче. Такое письмо называется… узелковым.

Достанем из нашего сундучка кусочек глины. И отправимся в удивительную страну Месопотамию. Прошло много – много сотен лет, люди вышли из пещер и стали возводить вот такие загадочные постройки. Посмотрите, на нашем берегу много маленьких кирпичиков, они застывшие и очень интересно расписаны.

- Люди здесь имели очень много глины, поэтому использовали ее везде: были у них глиняные дома, глиняная посуда. А как вы думаете, из чего они делали книги? (Из глины). Они разводили глину, придавали ей нужный размер и форму, пока глина не застыла – писали на этом кирпичике с помощью палочки, а потом сушили. И я вам открою секрет, что такие вот глиняные книги сохранились до нашего времени. 

Но не думайте, ребята, что древние книги были только в виде глиняных табличек. Посмотрите, что я достала из сундучка? Что это?

Писались книги и с помощью растений, на папирусах. Папирус, ребята, травянистое растение, тростник. Особым образом обрабатывая тростник, получают бумагу, которая сворачивалась в большие свитки. Их тоже называли папирусом. Папирус очень хрупкий. Поэтому людям пришлось придумывать новый способ написания книг.

Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа животных. Изготовляли его недалеко от города Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги.

Как вы думаете, на чем люди писали у нас в России?

В древней Руси люди писали на бересте.

Береста – это верхний слой коры березы. Кору размягчали и писали специальными палочками, или красками, добытыми из растений.

Теперь во всём мире книги печатают на бумаге. Как вы думаете, из чего сначала сделали бумагу? Её делали сначала из тряпок. Тряпки долго варили в котле, пока они не превращались в жидкую массу, которую заливали в специальную раму с частой сеткой. Так получились листы. Листы разрезались, складывались в книгу и писались от руки.

А бумагу из древесины придумали в Китае. Считается, что бумагу изобрел китайский ученый.  Он сделал клейкую массу из бамбука и воды. Раскатал ее в плоский лист и оставил сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранился 500 лет.

Посмотрите, что я достала из сундучка? Как печать связана с книгой? Первый печатный станок появился в стране Германия. На железной плите выкладывали слова, смазывали их чернилами и прижимали к листу бумаги. А придумал такой станок ученый по имени Иоганн.

А 450 лет назад и в России замечательный русский мастер Иван Фёдоров отпечатал первую детскую книжку, называлась она «Азбука». В ней были не только буквы, но и цифры. Иван Фёдоров думал так: «Если дети азбуку полюбят, то скоро всему научатся».
Вот так в нашем современном мире появилась книга. Как же выглядят наши книги? Каждая книжка имеет обложку, которая нам подсказывает, о чем мы прочтем в книге. А где же пишутся сами сказки? (На страничках).

Прошли столетия со времени изобретения книгопечатания. Теперь книги печатаются в огромных типографиях, на специальных станках. Делается очень быстро, а человек только следит за производством.

А еще есть электронные книги, которым не нужны ни бумага, ни краска, ни типография.
Вот и подошло к концу наше путешествие, ребята! Теперь вы знаете, какой длинный путь прошли книги.

Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает

Слушают; узнают способы изготовления книг; узнают историю появления елочной игрушки, материалы изготовления. Рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Обогащение знаниевого опыта;

Проявление интереса к истории возникновения елочных украшений.

 

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

А теперь я предлагаю повторить это путешествие, только по реке. Река течет быстро. Как время. И река наша так и называется – река времени.

Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?

Здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».

Вы можете договорится между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность. (Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).

Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения по истории возникновения елочной игрушки на «реке времени»;

практикуются в осуществлении выбора

Умение подбирать елочные игрушки на карточках, соответствующие «реке времени»;

Умение делать логические выводы;

Умение следовать правилам.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Дети собирают табл.

  • Древность
  • Старина
  • Настоящее время

(Проверка, трудности)

VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие во времени?

В каких странах мы сегодня побывали?

побывали? На чем рисовали в Египте? А еще где мы были? Какие первые книги были

Месопотамии? На чем писали первые книги на Руси? Ребята, на ваш взгляд какую книгу

было создавать легче всего? А какую труднее? Что нового вы сегодня узнали? Что больше

всего вам запомнилось?  

Книга – источник знаний. Она нас учит добру, мудрости. Будете дружить с книгой -

многое узнаете

Какие книги были самыми первыми?

На чем писали первые книги на Руси? Ребята, на ваш взгляд какую книгу

было создавать легче всего? А какую труднее? Что нового вы сегодня узнали? Что больше

всего вам запомнилось?  

Книга – источник знаний. Она нас учит добру, мудрости. Будете дружить с книгой -

многое узнаете

На чем писали в древней Руси?

Какую книгу, по-вашему, было создавать легче всего? А какую труднее.

Что вам понравилось больше всего?

Книга – источник знаний. Будете дружить с книгой, многое узнаете.

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

VII. Самостоятельная деятельность детей

 - У меня есть для вас подарки: глина, веревочки, камни. Я предлагаю вам создать любую книгу на выбор из любой эпохи.

Вовлекает детей в творческую деятельность. согласовывает с детьми действия, их последовательность;

способствует индивидуализации детей;

предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражает собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для продуктивной деятельности; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы.

Проявление творческой активности в процессе продуктивной деятельности;

Умение подбирать необходимые материалы для работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.

В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу.  Целью данного занятия было обобщение и систематизи...

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "История возникновения куклы"

Конспект занятия в старшей группе "История возникновения куклы" с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по Реке Времени"...

КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».

Возрастная группа: старшая.Технология: «Путешествие по реке времени».Форма организации: подгрупповая....

Технологическая карта Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по технологии «Тико – конструирование»

ТЕМА: «Домашние и дикие животные»Возрастная группа: средняя группа (4 – 5 лет)Разработчик: Платонова С. Г.Форма организации деятельности детей: фронтальная (утренний сбор, итоговый с...

«Зонтик» Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием образовательной технологии ТРИЗ и развитием логического мышления

laquo;Зонтик»Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием образовательной технологии ТРИЗи развитием логического ...