Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа» Анна Климочкина Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о природных объектах и их отличие от искусственных, созданных человеком; об объектах живой природы и их отличие от объектов неживой природы. Способствовать формированию у детей представлений о неразрывной связи человека с природой. Введение нового понятия «Красная книга». Игра «Живая и неживая природа» Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. Развивающая среда: объекты природы и «неприроды» и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Ход беседы: Воспитатель приглашает детей пройти на лесную поляну и присесть на пеньки. На одном из пеньков лежит конверт, воспитатель просит ребенка подать конверт и интересуется, может ребята знают, что внутри. Выслушивает предположения детей. Затем достает из конверта стихотворение Л. Дайнеко и читает его: Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья. Куда б дороги ни вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной Земли Зовется этот дом. Воспитатель: ребята, а вы знакомы со словом «природа»? Что оно означает? (Высказывания детей) Воспитатель: Почему вы относите … или … к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Воспитатель: А велосипед есть в природе? (Нет, потому что он сделан руками человека; а лошадь и осёл, на которых так же ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.) Воспитатель: Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» – это все то, что сделано руками человека. Воспитатель предлагает детям представить себя самолетом и совершить полет в «Страну живой и «неживой» природы». В стране их встречает Незнайка, который перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие – нет, и просит детей ему помощь. Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на: живую природы и неживую. На столе лежат картинки, помогите Незнайке их разделить. На один мольберт поставьте картинки с изображением живой природы, на другой – с неживой природой. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается. Если не природа, то почему они так думают (потому что сделано руками человека). Незнайка очень рад, что дети помогли ему и предлагает ребятам поиграть в игру «Живая и неживая природа». Незнайка называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Воспитатель предлагает детям вернуться из «Страны живой и «неживой»природы на лесную полянку и присесть на пеньки. Воспитатель: А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.) Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух) Воспитатель: Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.) Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, Потому и всех сильней! Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. (Показ слайдов) Поэтому создана специальная книга – «Красная книга» (Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов) Человеку надо бережно относиться к природе. Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты, наконец, Врубаясь в мертвые породы, О человек, венец природы, Что без природы твой конец? (С. Кирсанов) Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами узнали? Как отличить живую от «неживой» природу? Зачем нужна «Красная книга»? Вывод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа»

Анна Климочкина 

Цель:

Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о природных объектах и их отличие от искусственных, созданных человеком; об объектах живой природы и их отличие от объектов неживой природы.

Способствовать формированию у детей представлений о неразрывной связи человека с природой.

Введение нового понятия «Красная книга».

Игра «Живая и неживая природа»

Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Развивающая среда: объекты природы и «неприроды» и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды».

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей пройти на лесную поляну и присесть на пеньки. На одном из пеньков лежит конверт, воспитатель просит ребенка подать конверт и интересуется, может ребята знают, что внутри. Выслушивает предположения детей. Затем достает из конверта стихотворение Л. Дайнеко и читает его:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: ребята, а вы знакомы со словом «природа»? Что оно означает?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Почему вы относите … или … к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Воспитатель: А велосипед есть в природе? (Нет, потому что он сделан руками человека; а лошадь и осёл, на которых так же ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)

Воспитатель: Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» – это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель предлагает детям представить себя самолетом и совершить полет в «Страну живой и «неживой» природы». В стране их встречает Незнайка, который перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие – нет, и просит детей ему помощь.

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на: живую природы и неживую. На столе лежат картинки, помогите Незнайке их разделить. На один мольберт поставьте картинки с изображением живой природы, на другой – с неживой природой.

Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается. Если не природа, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).

Незнайка очень рад, что дети помогли ему и предлагает ребятам поиграть в игру «Живая и неживая природа». Незнайка называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

Воспитатель предлагает детям вернуться из «Страны живой и «неживой»природы на лесную полянку и присесть на пеньки.

Воспитатель: А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)

Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух)

Воспитатель: Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. (Показ слайдов) Поэтому создана специальная книга – «Красная книга» (Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов)

Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

(С. Кирсанов)

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами узнали? Как отличить живую от «неживой» природу? Зачем нужна «Красная книга»? Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы"

Педсовет в ДОУ«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы» Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....

Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...

Педагогический проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством экспериментирования в неживой природе»

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...

План работы по теме самообразования «Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через экологическое воспитание (растительный мир и объекты неживой природы)

План рабоы по самообразоваию в средней группе по теме "Развитие познавателных способностей детей средненго возраста через экологическое воспитание (растителный мир и объекты неживой природы)"...

«Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой»

Данный материал подготовлен по теме "Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой". Использование экологических макетов  в непосредственной обр...

Экологический урок на тему: "Живая и неживая природа"

Огромное многообразие окружающего нас мира распадается на две большие области: неживую и живую природу. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24256722","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Живая и неживая природа»

Данный конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, который поможет детям сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязи....