Проект «История песочного человечка»
проект по окружающему миру

Назарова Елена Владимировна

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции.

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

                                            Тема:

«История песочного человечка»

                                             

                                              Воспитатели:                      Соболева О.М.

Назарова Е.В.

2017 г.

Паспорт проекта.

Тема: «История песочного человечка»

Проблема: развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей через песочную терапию.

Сроки реализации: сентябрь-ноябрь 2017 г.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный;

Участники: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели и родители.

Актуальность: Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как в области предметных и межпредметных знаний, так и в сфере развития личности, качественные изменения, происходящие с сегодняшними детьми, всё это требует внедрения в психолого-педагогическую работу эффективных, комплексных и, в то же время, простых в использовании методик. Одна из такого рода методик – работа с песком. Она сочетает в себе диагностические и коррекционные функции.

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав их коррекционно-развивающими.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. На данных занятиях происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами.

Использование игр с песком способствуют решению коррекционных задач, коррекции психических процессов, развитию связной речи, мелкой моторики пальцев рук. На занятиях с использованием песочной терапии у детей лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию речевых умений дошкольника.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей.

Новизна:

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sandart, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисованиепеском является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

Трудовое воспитание - развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата. Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников из песка.

Безопасность - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них.

Социализация- развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Познавательное развитие: Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение ее результатов. Развитие познавательно- исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о свойствах песка, расширение кругозора. Развитие любознательности, усидчивости.

Художественно-эстетическое развитие:

Музыка- использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком.

 Художественное творчество -  Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

 Чтение художественной литературы - использование художественных произведений  стихотворений для формирования представлений о песочном мире.

Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу изобразительной деятельности в изготовлении работ, обсуждения иллюстраций, экспериментальной и игровой деятельности с песком.

Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.

Цель:

  • стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
  • гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
  • Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
  • Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);

Развивающие:

  • Развивать  композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
  • Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать навыки саморегуляции эмоциональных состояний;
  • Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к рисованию  песком на стекле;
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Воспитывать  художественно-эстетический вкус.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат:

•        Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

•        Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

•        Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

•        Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

•        Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

•        Формирование самосознания и адекватной самооценки;

•        Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

Этапы проекта.

1. Предварительный этап .

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Перспективное планирование проектной деятельности

1-й этап –подготовительный

мероприятие

сроки

результат

  1. Работа с воспитанниками

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Сентябрь 2017г.

Создана база знаний по изучаемой теме.

Подбор игр с песком. Составление каталога игр.

Сентябрь 2017г.

Подобран список литературы по песочной терапии.

Подготовить конспекты занятий

Сентябрь-октябрь 2017г.

Составлены 5 конспектов занятий.

  1. Работа с родителями

Информирование родителей о проекте.

Сентябрь

 2017 г.

Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности.

Консультация для родителей «Энциклопедия песочного человечка»

Октябрь 2017г.

Родители вовлечены в педагогический процесс, увеличения уровня педагогической  грамотности родителей в вопросах песочной анимации.

Привлекать родителей к созданию оборудования   и методических пособий для работы с песком;

Сентябрь 2017г.

Создано оборудование для предстоящей работы.

Совместная деятельность родителей и детей дома. Фотографии этой работы.

Сентябрь-октябрь 2017г.

Вызван интерес у родителей к совместной деятельности с детьми, увеличение взаимопонимания между родителями и детьми.

2-ой этап - основной   (практический)

мероприятие

сроки

результат

  1. Работа с воспитанниками

Беседа «Песок в жизни человека»

Сентябрь

2017г.

Сформированы знания детей о песке.

Знакомство с правилами игры с песком.

Сентябрь

2017г.

Сформированы знания о безопасной деятельности с песком.

Игры-эксперименты с песком.

В ходе реализации проекта

Сформирован интерес к играм с песком,  знания о свойствах песка.

Стихи:А. Полетаевой, А. Сметанина, С. Цапаева, С. Кашлева, К. Балдина,
Е. Шамрова, Н. Хилтона, И. Финка,З. Ямпольского, А. Орловой, В. Бредихина, Е. Ярышевской, М. Ершовой, Н. Шумова,В. Гвоздева.


В ходе реализации проекта

Сформированы представления о песочном мире.

Дидактические игры с песком:

«Солнышко», «Флажок», «Рыбка», «Цыплята», «Котик и козлик», «Мышка», «Тучка», «Жук», «Осьминог», «Человечек», «Картинка».

В ходе реализации проекта

Развитие зрительно-моторной координации;

свободное владение кистями обеих рук, воображения.

Пальчиковые игры

"Гроза",  "Цветочки","Колокольчик", «Зеркальное рисование»

Развитие мелкой моторики, координации движений, умения работать всеми пальцами, обеими кистями рук.

 Проведение НОД:

«Чувствительные ладошки», «Знакомство с песочным человечком», «День рождения Машеньки», «В гостях у Песочной феи»,  « Опыты свойства песка»

В ходе реализации проекта

Развитие познавательного интереса, зрительного восприятия, воображения, логического мышления, творческого воображения.

Работа с «Магическим песком»

В ходе реализации проекта

Вызван интерес к лепке из песка.

Психогимнастика:

Упражнение "Исследование лица"

Упражнение "Сидящий - стоящий"

Упражнение "Общение в паре"

 Упражнение "Зеркало"

 Упражнение "Мое настроение"

 Упражнение "Как ты себя чувствуешь?", Игра  "Вот он какой", Игра "Тень"

 Игра "Запретный номер"

В ходе реализации проекта

Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала.

Прослушивание музыкальных произведений.

В ходе реализации проекта

Дети умеют передавать в рисунках характер музыки, снимать напряжение с помощью музыкальных произведений.

  1. Работа с родителями

Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице».                

Сентябрь 2017г.

Повышен  уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей с песком.

Сбор фотографий, где дети играют в песок.

Октябрь 2017г.

Родители вовлечены в педагогический процесс, повышен уровень знаний по теме проекта, активизирована работа родителей в жизни ДОУ.

Создание сундучка для родителей «Игры с песком дома».

 Примеры упражнений с песком.«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева».

В ходе реализации проекта

Родители имеют возможность организовывать игры с песком в домашних условиях.

3-й этап - заключительный

мероприятие

сроки

результат

С воспитанниками

Аппликация из цветного песка «Уточка» (по лексической теме:«Домашние животные и птицы»)

Ноябрь 2017г.

Развитие творческих способностей, обучение детей работать с песком щепоткой, развитие внимания, мышления. Тренировка мелкой моторики.

С родителями

Презентация проекта на итоговом родительском собрании

Родители информированы о результатах реализации проекта.

Налажено взаимодействие всех сторон воспитательного и образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Литература:

1.     Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

2.     Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52          

Детская психология – дошкольники  - эмоционально-волевая (коррекция)- игры с песком –песочная терапия – занятия с песком – познавательные игры – занятия

3.     Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.

Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры)

4.     Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

Коррекционные учреждения (8вид) – цвет (восприятие) – песочная терапия – занятия (конспекты)

5.     Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29

Детская психология – психотерапия –песочная терапия (организация) – игры с песком

6.     Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

НОД во второй младшей группе. "В гости к песочному человечку"

Познавательное занятие по работе дошкольников с песком (песочная Арт- терапия). Данное занятие развивает активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности. Способствует с...

Презентация игровой ситуации "Путешествие с песочным человечком"

Игровая исследовательская ситуация  для детей старшей группы...

НОД "Приключение в стране песочного человечка"

НОД "Приключение в стране песочного человечка"....

Приложение №4. Тема: «Знакомство с Песочным Человечком»

Тема: «Знакомство с Песочным Человечком»...