Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «День славянской письменности и культуры»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Петрова Марина Анатольевна

«День славянской письменности и культуры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

с детьми старшего дошкольного возраста на тему

«День славянской письменности и культуры»

Цели, задачи:

- познакомить детей с праздником славянской письменности и культуры;

- дать первоначальное представление о происхождении славянской письменности, о её создании Кириллом и Мефодием, о культурном единении России;

- формировать познавательную активность детей, эмоциональную отзывчивость детей;

- воспитывать любовь к Родине, уважение к культурным традициям, бережное отношение к книге;

- обогатить активный словарь дошкольников.

Словарная работа:

кириллица, аз, буки, веди, глаголь, библиотека, Кирилл, Мефодий, славяне, славянский язык, Псалтырь, Библия,

Предварительная работа:

- беседа о предстоящем празднике чтение сказок, чтение пословиц, игры.

Материал:

1. Репродукции с изображением Кирилла и Мефодия.

2. Славянская азбука.

3. Буквы кириллицы «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Л», «С».

4. Дерево с листочками, на листочках буквы для составления слов: «мама», «папа», «добро», «друг», «Родина».

5. Репродукция Библии или детская Библия.

6. Книги для выставки.

7. Сундучок.

8. Тарелка. Яблоко.

9. Бочонок с мёдом.

10. Конфеты с пожеланиями.

Ход

Дети под русскую народную музыку входят в зал и садятся на стулья.

Восп-ль: – Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на нашем празднике мы узнаем, кто создал письменность для славян, чтобы мы могли читать сказки, интересные рассказы, стихи; посетим удивительную страну книг.

В далёкой стране Византии жили два брата, добрые, послушные, которые очень любили учиться и звали их Кирилл и Мефодий.

Воспитатель обращает внимание на репродукцию с изображением братьев.

Когда они выросли много профессий перепробовали, но в конце концов они стали учителями. И учили они людей не простым наукам, а как жить на белом свете и творить добро. Они были христианами, знали много разных языков, ходили по свету и рассказывали людям на их языках о слове Божьем, знакомили с Библией, Псалтырью. Люди, видя их усердие, попросили Кирилла и Мефодия придумать способ как записывать слова с помощью букв для славян, у которых не было ни одной книги.

«Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», - сразу решили братья.

Много трудились Кирилл и Мефодий и наконец придумали славянскую азбуку. И с тех пор все люди на Руси могли читать книги. До сих пор весь славянский народ благодарен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – учителям славянским за их труд.

С давних пор все славяне: Болгары, Украинцы, Белорусы, Россияне, чествуют Кирилла и Мефодия 24 мая. И сегодня мы с вами в канун замечательного праздника славянской письменности вспоминаем Кирилла и Мефодия.

Вот так воссиял свет разума над государством Русским.

Ребята, а как же выглядит эта азбука? Давайте посмотрим.

Показ азбуки.

- Вот она какая красивая. Азбука славянская зовётся кириллица, по имени святого, создавшего азбуку – кириллица – Кирилл.

А вам знакомы эти буквы? В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть своё значение.

Показ букв кирилицы.

- Посмотрите, что это за буква. Да, мы знаем её как «А». А в кириллице она звучит «Аз».

Что это за буква? («Б»). Звучит она вот так «Буки».

Это? («В»). Это буква «Веди».

«А», «Б», «В».

- АзБукиВеди. Что это я такое произнесла? Какое слово получилось? Азбука. По первым двум буквам славянского алфавита можно составить слово «азбука».

Слово «Аз» по-славянски означает «Я». «Я» стоит в начале азбуки славянской, сейчас она последняя в алфавите, а раньше была первая.

«Буки» означает буква. «Веди» от глагола «ведать», что значит «знать».

Повторяя названия первых букв славянской азбуки, человек как бы говорил: «Я знаю буквы».

Это что за буква? («Г»). Эта буква называется «глаголь», от слова «глаголить», что значит говорить.

А это какая буква? («Д»). Эта буква звучит так «добро».

Эта буква в нашем алфавите как звучит? («Л»). А в славянской азбуке она звучит так «люди».

Что это за буква? («С»). Звучит она как «слово».

Вы видите что одной буквой славянской азбуки можно сказать целое слово, и вся кириллица это добрые буквы, добрые слова, т. к. созданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом, верой.

Послушайте, что сказал о славянском языке Виктор Афанасьев.

Он самый молитвенный в мире,

Он волею божьей возник,

Язык нашей дивной псалтыри

И святоотеческих книг.

Он царское украшенье

Церковного богослуженья,

Живой благодатный родник,

Господнее нам утешенье –

Церковославянский язык.

Сейчас на этом языке не говорят люди, но в храмах на богослужениях можно его услышать.

Какое у нас тут дерево красивое стоит, как оно называется? Да, наша прекрасная берёза. Друзья мои, да у неё на листочка буквы. А давайте мы из этих букв составим добрые слова. «Берёзка, берёзка наклонись, наклонись. К светлому, доброму потянись, потянись». Снимаем вот с этой веточки листочки. (Буквы «м», «м», «а», «а».) Какое слово мы составим из этих букв? Конечно, «мама».

Затем дети составляют слова «папа», «добро», «друг», «Родина».

- Вот какие замечательные добрые слова вы составили. Теперь споём песню о России.

-Как вы думаете, какая самая первая книга на земле? Самая первая книга – это Библия. В Библии рассказывается об истории людей живших на земле и о правилах их жизни.

Если слово книга перевести на латинский язык, то получится слово Библио. А какие похожие слова вы знаете? (Библиотека). Библиотека, что в переводе: Библио – это книга, Тека – течёт, текут книги, течёт много книг. Скоро вы пойдёте в школу, там обязательно посетите библиотеку и увидите сколько в ней много книг.

Библия первая книга, которую Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык, чтобы славяне могли постоянно читать.

Чему нас учат книги?

Доброте, терпению, взаимопомощи, послушанию. Часто слышм слова доброта, добрый поступок, добрый человек, а какого человека мы называем добрым? Добрый человек это такой человек, который помогает другим: товарищам, родным, младшим, он делится игрушками, сладостями, выручает тех кто попал в беду.

А давайте вспомним пословицы о добрых делах:

- доброе дело два века живёт,

- добро не лихо бродит тихо,

- доброму везде добро,

- добро творить себя веселить,

- добро того учит, кто слушает,

- доброе начало половина дела,

- за добро всегда добром воздаётся.

О чём мы сейчас поговорим отгадайте:

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями,

В строчках на листочках,

Где станции на точках. (книга)

Обратить внимание детей на книги на выставке

- Конечно, это любимые книги. Посмотрите сколько их много разных, интересных. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем читать книги. Благодаря книгам мы много узнаём. Знания делают людей разумными, мудрыми. Благодаря знаниям можно научиться читать, считать, писать. Послушайте, что сказал один поэт:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.

Ваня, почитай нам стихотворение, которое ты знаешь.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

Какие вы сказки знаете? Да, и вправду много. Сейчас мы сыграем в игру «Наоборот» и посмотрим, так ли вы хорошо знаете сказки как говорите. Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу?

1. «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! »

Правильно (Да) .

2. «Бежит мимо лиса и спрашивает:

- Чей домок-теремок, кто в тереме живёт?

- Я, Муха-горюха.

-Я, Комор-пискун.

- Я, Мышка-погрызуха.

- Я, Лягушка-квакушка ».

Правильно?

3. «Побежала Маша дальше. Видит, стоит груша, вся спелыми грушами усыпана, ветки до самой земли склонялись. Маша к ней:

- Груша, груша, куда гуси-лебеди полетели? »

4. «Я, колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешён,

Да на масле пряжён,

На окошке стужён.

Я от внучки ушёл

И от жучки ушёл. »

5. «Жили-были в избушке кот, петух, да Колобок. Кот с петухом на охоту ходили, а Колобок домовничал. Обед варил, стол накрывал».

Молодцы хорошо сказки знаете.

Раздаётся стук и рычанье.

- Кто это в домике живёт?

Из домика выходит медведь.

Миша. Слышу шум и детский смех,

Вмиг один поймаю всех.

-Ребята, это же мишка. Миша, ты не шуми, а лучше расскажи из какой ты сказки к нам пришёл.

Миша. А вы сами отгадайте сказку.

Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша и медведь») .

Миша. Угадали, молодцы. А какие вы ещё сказки знаете, где встречается медведь?

-Миша, а мы про тебя ещё и стихотворение знаем. Ребята давайте все вместе расскажем:

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Вот упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Миша. Да, больно мне тогда было. Но не будем вспоминать грустную историю. Давайте лучше все вместе поиграем в игу «У медведя во бору».

- Пора Мише в лес возвращаться. Но не можем мы тебя так отпустить без гостинца. Вот тебе Миша, бочонок мёда вкусного и свежего. Ешь на здоровье и вспоминай на с ребятами добрым словам.

Миша. Спасибо большое, до свиданья.

Обратить внимание на сундучок.

-Что это у нас тут такое красивое большое? Конечно, сундучок. Давайте, посмотрим, что там лежит.

Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок.

Воспитатель достаёт тарелку и яблоко.

- Посмотрите, волшебное яблочко на тарелочке.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

- Что я здесь увидела! Сказку. Отгадайте загадку, что за сказку я увидела на тарелочке.

1. Отворили дверь козлята

И исчезли все куда-то. (Волк и семеро козлят) .

- Молодцы, отгадали загадку.

Катись, катись яблочко,

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

2. Ах ты, Петя-петушок

Сплоховал немножко.

Не послушался кота

Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса) .

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

3. Нет ни речки ни пруда

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) .

Много сказок вы знаете, молодцы, и эту отгадали.

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

4. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки. (Три медведя) .

Катись, катись яблочко.

Катись по тарелочке.

Покажи нам добрую сказку.

5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) .

Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких, ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.

А сейчас, ребята давайте поиграем в игу «Ручеёк», но когда будем выбирать себе пару будем говорить доброе слово или называть ласково по имени, вы скажите то, что подскажет вам сердце в эту минуту.

Игра «Ручеёк». Затем дети садятся на свои места.

- Друзья мои, к этому празднику в нашем сундучке приготовлено угощенье для вас и наших гостей, но угощенье не простое, а с добрым пожеланьем.

Воспитатель угощает детей, а дети гостей.

- Ребята, подходит к концу наш праздник, посвящённый дню славянской письменность, которую создали Кирилл и Мефодий. Спустя много лет, она существует по сей день, т. к. была создана с добротой и верой, благодаря которой мы читаем сказки, рассказы, стихи.

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"

Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...

Конспект «открытого» занятия c детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"

Цель: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.Задачи:1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.2. Развивать эмп...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Будь здоров»

Конспект  открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Будь здоров»...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по Экологии на тему: «Осенний лес»

Цель: -  Расширение представления детей об осени как времени года, о ее признаках и приметах. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.Задачи:...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".

Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию «Мастерская сказок» (придумывание сказки )

Цель:Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения.Научить детей творчески мыслить и оформлять свои мысли в речевые высказывания....