Занятие по экологическому воспитанию детей среднего возраста "Синичкин день"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рябова Елена Васильевна

Занятие по экологическому воспитанию детей среднего возраста "Синичкин день"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по экологическому воспитанию детей  

средней  группы

«Синичкин день»

Подготовила и провела

Е.В. Рябова

Пояснительная записка

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Актуальность:

Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей я разработала занятие  посвященное  празднику «Синичкин день».

 

Цель -  

Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)

 Задачи -Расширить представления детей о зимующих птицах, о разных видах синиц;

познакомить детей с народным праздником «Синичкин день»;

развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к народным праздникам;

 вовлечь детей в практическую деятельность  по охране и защите зимующих птиц;

воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в    трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Методы и приемы проведения  занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

 Чтение стихов про синичек.

Выставка поделок «Синичка невеличка»  

Оборудование: техническое оборудование для презентации  иллюстраций зимующих птиц; различных видов кормушек; аудиозапись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы.

                   

Педагог:- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.  

-    Птицы бывают перелётные и зимующие. Каких птиц мы называем перелётными? (ответы детей).

- Перелётные птицы, это птицы, улетающие зимовать в жаркие страны. А каких птиц мы называем зимующими? (ответы детей)

- Да, ребята, зимующие птицы остаются с нами зимовать.

Сегодня мы поговорим с вами об одной птице. Угадайте, кто это?

На кормушку к нам зимой,

Прилетает птица.

С желтой грудкой пуховой,

Шустрая …………(синица)

-Правильно, ребята, это синица.

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте что за птица?

То весёлая …..(синица)

       

 Педагог: Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник  слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В  былые времена 12 ноября   отмечали как «День синиц». Поэтому,  именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. А ещё 12 ноября праздник Зиновий – синичник считался днём рыбака и охотника. С этого дня на Руси начинался охотничий сезон.

Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку. 

      В  народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником:

Если сегодня прилетят к дому синицы, значит, скоро ударят первые морозы.

Свистит синица - на ясный день.

Синицы утром пищат - на ночной мороз.

 Почему же  птиц называют синицами?

 Когда синичка поёт, слышится:  «Синь – Синь». 

Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

 В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко  и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».

Давайте послушаем, как поет синица (прослушивание аудиозаписи).

 Кроме синиц с нами зимуют и другие  птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

 (Загадки сопровождаются показом слайдов презентации)

1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

2.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

 3. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. ( голубь)

7. Стойкий, стужам не подвластный

Песней славит он зарю,

Знать не  даром, галстук красный

 дан с рожденья… ( снегирю)

 

Педагог: Ребята, а сейчас игра «Птичьи разговоры». Я называю птицу, а вы говорите, как она «разговаривает»:

Голубь – воркует

Утка – крякает

Гусь – гогочет

Филин – ухает

 Ворона – каркает

Воробей – чирикает

Курица – кудахчет

Педагог: А сейчас другая игра: «Угадай птицу по голосу». 

(Дети слушают аудиозапись с голосом птиц и угадывают).

Педагог: А сейчас опять игра «Прилетели птицы»

  - Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Педагог:  Что неправильно?

Дети. Мухи!

Педагог: А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Педагог: Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

Дети топают.

Педагог:   Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

Дети топают

 Педагог: Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи …

Дети топают

 Педагог: Правильно. Ведь страусы летать не могут.

 Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

 Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

Педагог:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились

с заданием

 

 Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

Педагог: Ребята, а сейчас вас ждёт следующее задание «Отбери корм для птиц». Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».  В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.   

     Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

   Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.

Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, -

 И не страшна будет им зима.

 Сколько гибнет их - не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по теме «В гости к осени»

конспект НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе по теме "В гости к осени"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «О тех, кто умеет летать».

Конспект НОД по экологии в средней группе на тему "О тех, кто умеет летать"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по экологии «Я и планета моя – вместе мы одна семья».

Конспект НОД по экологии в средней группе по теме "Я и планета моя - вместе мы одна семья"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Угадай по описанию» по мотивам стихотворения С. Михалкова «Лесная Академия»

Познакомить детей со стихотворением С. Михалкова "Лесная академия". Обобщение знаний о насекомых, представлений о взаимосвязи их с природой.Расширять знания о насекомых, существенных признак...