"Измерение сыпучих веществ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Белая Екатерина

"Измерение сыпучих веществ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_sypuchihzhidkih_veshchestvizmerenie_vysoty.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

"Измерение сыпучих веществ"

Ход занятия

- Ребята,я сегодня пришла самая первая в группу, и увидела, что к нам пришло письмо. (Обсудить с детьми, где располагается на конверте информация о том, кто отправляет и куда отправляет. Что такое индекс).

(Воспитатель читает письмо: "Здравствуйте, дорогие дети подготовительной группы "Почемучки". Пишет Вам из далекого Цветочного города ваш друг Незнайка. Вы уже не один раз выручали меня, помогите, пожалуйста, мне и на этот раз. Знайка решил заняться моим обучением и задал мне задачки. Я со всеми справился, кроме одной задачки. Без Вашей помощи, дорогие друзья, мне никак не справиться. Мне очень хочется показать Знайке, что я готов учиться и не лениться.").

Пишет Незнайка, он просит помочь нам решить его задачку, иначе он не сможет порадовать друга Знайку своим усердием и смекалкой. Надо ему помочь. Вот и задачка. Я задачу уже прочитала утром и предлагаю решить её с помощью моделирования.

Жираф, крокодил и бегемот
Жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
И не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
И не в желтом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

(Решаем с помощью наглядного моделирования. Оранжевый кружок - жираф, зелёный - крокодил, коричневый - бегемот. Красный, желтый и синий квадраты - домики. На доске магнитной решить эту задачку. Можно вызвать желающего.)

- Молодцы! Мы с вами помогли Незнайке, а теперь решение надо отправить Незнайке. Как?

(предположительный ответ детей. Нашли решение: наклеить ответ на бумагу и отравить обратным письмом. Обсудить с детьми адрес отправки и адрес отправителя. Запомнить адрес нашего детского сада. Потренироваться ещё раз определить на конверте место "куда" отправляем, "кому" отправляем. На примере собственного адреса).

- Сегодня к нам пришел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?

(Предположительный ответ детей.)

- Давайте я дам вам подсказку. (Включается звуки пения птиц)

(Дети дают ответ - птичка).

А чтобы узнать какая птичка пришла к нам в гости, послушайте загадку:

Эту птицу каждый знает.
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайся поскорей -
Всех торопит: (воробей).

- Воробей прилетел к нам не просто так!! У него есть просьба.

(к доске прикрепляется изображение воробья)

Воробей: Ребята, сегодня утром было так холодно, ветрено. Я сидел грустный на веточке. Вдруг ко мне подошла девочка и дала мешочек с рисом. Я был очень рад этому! И решил поделиться рисом со своими друзьями воробьями. Только вот беда: я не знаю, сколько друзей смогу угостить:. Помогите мне, пожалуйста, один воробей может съесть 1 чайную ложку риса.

- Сколько птичек можно накормить рисом, который в мешочке, если каждая птичка съедает одну чайную ложку риса.

- Что для этого надо сделать?

(предполагаемый ответ детей).

- Мы с вами будем измерять рис с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка.

(По желанию выходит ребёнок и проводит измерения)

- Сколько всего получилось ложек?

(Ответы детей).

- А теперь давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством риса, если честь, что один голубь может съесть одну столовую ложку.

(Снова измеряем рис и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).)

- Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?

(10 > 5)

А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?

(Чем больше мерка, тем меньше число мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число мы получим!)

- Молодцы! А давайте тоже угостим птиц. У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыпим угощение в неё.

- Итак, давайте приготовим вкусное угощение для птичек. Обратите внимание на столы. На них приготовлены мисочки с разной крупой: гречкой, пшеном, рисом и горохом. Кроме этого там приготовлены разные мерки, которыми вы будете измерять сыпучие продукты. Есть пустая ёмкость, в которую будете насыпать угощение. Кроме этого, обратите внимание на карточки. Они двух видов.

Одни - цветные, обозначающие крупу. Коричневый цвет обозначают гречневую крупу, желтый - пшено, белый - рис, а оранжевый горох.

Другие - картинки с изображением мерок: чайной ложки, столовой ложки и мерной ложки. Ваша задача - не просто приготовить угощение, а приготовить по своему рецепту.

С помощью карточек "фиксируйте" свой рецепт в альбоме, с помощью клея. Например, если вы в угощение положили 2 чайных ложки гречки, то в альбом влейте 2 карточки с изображением чайных ложек и карточку коричневого цвета. (Показать пример своего рецепта)

А теперь делимся на группы по желанию и готовим угощение.

(Дети разбиваются на группы, работают сообща над угощением и рецептами).

- Молодцы, справились с заданием. (Взять рецепты прикрепить к доске) Ребята, посмотрите, какие интересные у вас получились рецепты. Какое разнообразное будет меню у птиц! Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? А Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? (Ответы детей. Подвести итог занятия.)

- А на вечерней прогулке мы не забудем высыпать угощение в кормушку. А напоследок, предлагаю вам закрыть глазки и прослушать пение птиц.

 «измерение высоты»

Ход образовательной деятельности.        

Воспитатель. Дети, сегодня у нас необычная математика. Мы поплывем на корабле искать сундук с сокровищами. Сели удобнее, поплыли. Посмотрите, дети! Что вы видите впереди вас?

Дети. Землю, дерево, стол, окно

Воспитатель. Мы видим землю, остров. Подплывем поближе к острову. Сойдем на берег, здесь будем искать сокровища. На острове обычно растет дерево. Идемте к нему, может там что-то спрятано.

Дети находят конверт с письмом.

Воспитатель. Посмотрим, что лежит в конверте. Это карта. План, где находятся сокровища.

Нам он указывает, что сейчас мы находимся около дерева. Посмотрите, дети, в какую сторону показывает нам стрелка. Направо или налево?

Дети. Направо.

Воспитатель. Стрелка показывает нам идти в правую сторону, к горе.

Воспитатель. Вот и подошли мы к горе (макет). Поищем здесь сокровища (дети находят разбросанные монеты).

Воспитатель. Дети, что вы нашли?

Дети. Золото, монеты.

Воспитатель. А монеты одинаковые по величине?

Дети. Разные, большие и маленькие.

Воспитатель. Большие монеты разложим справой стороны от горы, а маленькие слева.

Каких монет больше, больших или маленьких?

Дети. Больших, одинаково.

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько больших и маленьких монет?

Дети. Посчитать.

Воспитатель. Посчитаем (хоровой счет).

Сколько монет справа от горы? (5)

Сколько монет слева? (5)

Что можно сказать о количестве больших и маленьких монет.

Дети. Одинаково, поровну.

Воспитатель. Давайте проверим, на каждую большую монету положим маленькую.

У нас остались монеты?

Дети. Монет поровну.

Воспитатель. Что ещё можно сказать о монетах.

Дети. Они разного размера.

Воспитатель. Количество монет не зависит от их размера. Хотя монеты разного размера, но их поровну.

На этом острове нам надо найти сундук с сокровищами. По карте мы должны идти   в левую сторону. А чтобы было веселей споём песенку « Мы шагаем по дорожке».

Физкультминутка «Мы шагаем по дорожке».

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши.

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки.

К солнышку, к тучке

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок, не высок (присели)

В нем живет лягушка квак.

Быстро прячется вот тик (Прыжок).

Воспитатель. Вот и подошли мы к сундуку. Заглянем, что там лежит?

Дети. Жемчуг, бусы.

Воспитатель. Ребята, давайте возьмем сундук с собой и поплывем обратно к нам в детский сад.

Сели удобнее на свои места. Пока мы плывем, соберем бусы для наших мам на ленточку.

Ребята, сколько бусинок я вам раздала?

Дети. По 4 бусинки.

Воспитатель. Какого цвета бусинки?

Дети. Разного.

Воспитатель. А что можно сказать о величине бусинок.

Дети. Не одинаковые, разные.

Воспитатель. Какая самая большая бусинка?

Дети. Зелёная.

Воспитатель. За зелёной - какую бусинку прикрепим?

Дети. Красную.

Воспитатель. Какой она будет по величине?

Дети. Поменьше.

Воспитатель. А ещё меньше какого цвета будет бусинка?

Дети. Желтая бусинка.

Воспитатель. А синяя бусинка какая?

Дети. Самая маленькая.

Воспитатель. Молодцы, красивые бусы получились, подарите своим мамам.

Мы приплыли, и сокровища найдены. Закончилось наше путешествие.

Дети, что понравилось вам в путешествии?

Что мы делали, когда искали сокровища?

Вы молодцы, замечательно справились с заданиями, которые повстречали у себя на пути к сокровищам.

«Измерение жидких веществ»

Ход занятия

1 часть.

- Вот и сегодня к нам в гости пришел Доктор Айболит. Поздоровайтесь, дети с Доктором Айболитом.

- Доброе утро, дети! (Здравствуйте Доктор Айболит)

- Доктор Айболит пришел за помощью. А теперь еще послушайте один отрывок.

«Приезжайте, доктор

В Африку скорей

И спасайте, доктор

Наших малышей»

«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели? »

«Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее

Добрый Доктор Айболит! »

- Он собравшись ехать в Африку заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом – лекарство для компрессов. Ведь лекарство для компрессов пить нельзя. Когда начали грузить багаж, кувшины перепутали, и Доктор Айболит теперь не знает, где у него какая жидкость. Доктор Айболит только помнит одно: лекарство для компрессов было меньше, чем микстуры. Поможем Доктору Айболиту? (Да) .

- А как мы поможем Доктору Айболиту? Подумайте, дети хорошенько. На глаз сравнить нельзя, так как кувшины не прозрачные, а взглянуть внутрь нельзя, ведь горлышко узкое и ничего не видно, ошибиться нельзя, где какое лекарство.

- А как мы узнаем, в каком кувшине какое лекарство? Какое лекарство больше и меньше? (Ее надо измерить).

- А чем мы будем измерять? (С чашкой или миской) .

- Давайте начнем измерять лекарство. Существует правила измерения:

1 правило – мы сначала выберем условную мерку, чем мы будем измерять жидкость.

- Вот 2 кувшина – условной меркой будут чашки.

2 правило – мы будем наливать жидкость полный до краев.

3 правило – мы будем выливать из чашки в миску, чтобы не забыть счет откладываем игрушки. И в конце скажем какое лекарство меньше и больше сосчитав наши игрушки.

- Сначала что мы делаем? (Выбираем мерку) .

- Это какое правило? (1) .

- Затем что делаем? (Наливаем жидкость полный до краев) .

- Что еще сделаем? (Выливать из чашки в миску и считать) .

- Это какое правило? (3) .

- Молодцы, дети!

2 часть.

- Чтобы помочь Доктору Айболиту давайте раздлимся на 2 подгруппы. Одна подгруппа будет выливать из чашки в миску, а один из вас будет откладывать игрушки. А другие будут отслеживать за выполнением задания. А один из вас скажет сколько чашек выливали в миску.

Дети выполняют задание.

- Какой результат у нас получился? В этой команде сколько игрушек? (6)

- А у той команды сколько игрушек? (5)

- На сколько больше? (на 1)

- А какое число меньше? 6 или 5? (5)

- На сколько меньше? (на 1)

- Значит микстура от кашля какого цвета? (желтого, потому что ее больше)

- А лекарство от компрессов? (красного, потому что ее меньше)

- Молодцы, дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Строение и свойства сыпучих веществ»

Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....

Знакомство детей с измерением объема сыпучих веществ с помощью условной мерки

Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры.Продолжать учить уменьшать числа на 1 в пределах 10.Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки; формироват...

сыпучии вещества

: продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 8. Учить измерять крупу с помощью условной мерки. Учить делать вывод. Форм...

Тема : измерение сыпучих веществ

Тема : измерение сыпучих веществЦель: продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Учить измерять крупу с помощью усл...

Занятие по Формированию Элементарных Математических Представлений Тема: «Измерение сыпучих веществ».

Занятие по познавательному развитию (ФЭМП)Тема: «Измерение сыпучих веществ».Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:...

Конспект образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности (математическое развитие) в старшей группе "Измерение сыпучих веществ"

В данной образовательной ситуации дети совершенствовали умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки....