Конспект занятия "Почему плачет снег?"".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Папилова Надежда Николаевна

Конспект занятия по экологическому воспитанию с экспериментальной деятельностью для детей старшей группы "Почему плачет снег?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_po_ekologii_pochemu_sneg_plachet.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию

для детей старшей группы

«Почему плачет снег?»

Цели: 

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лёд в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

Материал: Снеговик – игрушка. Снег в ёмкости. Лёд в формах. Вода в блюдечках.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Чтение сказки «Первый снег» В.М. Корнилова «Экологическое окно» в  детском саду. Игры и эксперименты со снегом и льдом на прогулке. Рассматривание снежинок.

Ход занятия:

Звучит тихая музыка.

В. - Дети, сегодня у нас необычный гость. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

Кто стоит среди двора        

Важно с самого утра?

Угольки – его глаза,

Ком из снега – голова.

Но придёт весна, и вмиг

Станет лужей… (Снеговик). Л. Осипова

В. - Правильно, это снеговик. Вносится снеговик –игрушка. Воспитатель говорит от имени Снеговика.

«Я, весёлый снеговик,

К снегу, к холоду привык.

Глазки бусинки горят,

На ребят они глядят.

К вам приехал я не зря –

Есть сюрпризы у меня!»

С. - Здравствуйте, дети!

Дети – Здравствуй, Снеговик!

В. – Дети, Снеговик хочет узнать какое сейчас время года? (Зима). Назовите приметы зимы. Почему зимой не бывает дождя?

В. – Правильно, зимой очень холодно. Всё покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры. А когда мороз на улице, дождя не бывает. Капельки воды превращаются в острые ледяные иголочки – снежинки. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Воспитатель вносит ёмкость со снегом.

В. – Снеговик нам принёс немного снега. Как вы думаете, что произойдёт со снегом в комнате?

В. – Молодцы, конечно, снег растает и превратится в воду. А пока он не растаял, Снеговик предлагает нам поиграть со снегом.

Игра «Снег плачет»                                        

В. - Возьмите немного снега в руку. Подержите несколько секунд. Какой снег? Что вы чувствуете? Сожмите кулачок и посмотрите, что происходит со снегом. Откуда появилась вода? Чьи это слёзы? Почему снег плачет?

Вывод: снег холодный, в тепле тает, превращается в воду.

В. - Дети, давайте посмотрим, что же происходит со снегом. В тепле снег начал таять и стал липким. Воспитатель делает из снега комочки.  А как вы думаете, что ещё можно сделать из липкого снега?

В. – Молодцы, вы вспомнили, как на прогулке мы с вами лепили Снежную бабу. Прямо сейчас мы можем сделать это ещё раз. Конечно снега у нас немного, но я думаю, что маленькую подружку нашему Снеговику мы вылепим. Дети вместе с воспитателем делают из снега Снежную бабу. Обыгрывают.

В. – Снеговику очень понравилась новая подруга. Он благодарит вас, но беспокоится, как бы у вас не замёрзли ручки. А давайте поиграем в подвижную игру.

Игра «Зимняя»

Быстрые ножки шагали по дорожке,                        Шагают друг за другом

Скрип-скрип, топ-топ

Провалились мы в сугроб.                                         Падают на пол

Из сугроба вылезали

И штанишки отряхали,                                               Встают, «отряхиваются»

Ручки тоже отряхали,

Шапки тоже отряхали.

Путь свой дальше продолжали.                                 Идут по кругу

А мороз-то крепчает:

Он за носик кусает,                                                     Закрывают ладошкой нос,

И за щёчки кусает,                                                       щёки,

И за ушки кусает.ушки

Ты мороз, мороз, мороз                                              Грозят пальчиком

Не кусай меня за нос,

Не щипай меня за щёчки,

Не хватай меня за ушки.

А мороз-то крепчает, метель-вьюгу подзывает.

Вьюжки, вьюжки, вьюжки вью                             Вращают руками перед собой

Колотушки колочу, приколачиваю.                      Бьют кулачком по ладошке.

В. – Ой, а Снеговику нужно торопиться домой! Он ведь тоже может растаять. А почему?

В. – Правильно, Снеговик сделан из снега, а снег в комнате тает, потому что тепло. Дети, нужно попрощаться со Снеговиком до следующей зимы.

Дети – До свиданья, Снеговик, приходи к нам ещё! Мы будем ждать. Снеговика уносят в другую комнату.

В. – Дети, а как вы думаете, что может случиться с водой на холоде?  В каком состоянии ещё бывает вода зимой?

В. – Правильно, реки, озёра – зимой замерзают, покрываются льдом. Снеговик принёс нам не только снег, но и кусочки льда. Я приглашаю вас поиграть.

Игра «Заморожу»                                                                    

В. - Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Подержите немного. Что вы чувствуете? Замёрзла ли ладошка? Какой лёд? Что происходит с предметами, когда к ним прикасается лёд? Почему? Откуда появилась вода?

Вывод: лёд холодный, замораживает всё, к чему прикасается. Лёд, как и снег, тает на тёплой ладошке.

В. – Дети, сожмите лёд в ладошках. Изменил ли он свою форму? Почему? Можно ли смять кусочки льда?

Вывод: лёд твёрдый.

В. – А если вы наклоните ладошку с кусочком льда, что произойдёт? Почему лёд скатился? Какой он?

Вывод: лёд гладкий, скользкий.

Игра «Кораблики»                                    

В. - Дети по просьбе воспитателя опускают кусочки льда в воду и наблюдают. Что происходит со льдом в воде?  Тонет ли лёд? Почему кусочек льда становится меньше?

Вывод: лёд плавает, потому что легче воды, вода теплее льда – лёд в воде тает.

В. – Вспомните, пожалуйста, как мы с вами на прогулке смотрели на солнышко сквозь льдинки. Почему вы видели солнышко? Что можно сказать про это свойство льда?

Вывод: лед прозрачный.

В. – А когда сосульки падают с крыши, что с ними происходит? Почему? Какой лёд?

Вывод: лёд хрупкий.

В. – Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. А лёд толстым, прочным слоем укрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода. Дети, сегодня вы узнали удивительные свойства снега и льда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "О ком плачет скрипка"

Конспект урока литературы в 9 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию "Что случилось, кто же плачет?"

Конспект НОД по сенсорному развитию "Что случилось, кто же плачет?" в первой младшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе Тема "Наша Таня громко плачет"

Путём экспериментирования дать элементарные  представления об одном из признаков предметов.Организовать деятельность детей по обогащению и систематизированию знаний о воде. Организовать опытно - ...

Конспект игровой развивающей ситуации в средней группе на тему: "О чём плачет синичка?"

Форма проведения: игроваяПрограмное содержание: Познакомить детей с новым рассказом В Сухомлинского «О чём плачет синичка?», учить отвечать на вопросы по содержанию текста;Развивать речь, мышлени...

конспект занятия по развитию речи "Наша Таня громко плачет..." 2-ая младшая группа

На стульчике сидит кукла, она очень расстроена. У нее есть одна просьба к вам. Ее дочь Катя, совсем не умеет разговаривать правильно, да и звуки не правильно произносит....

Конспект занятия "О чем плачет воробей"

Конспект занятия для старшего возраста...