конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Куклина Светлана Георгиевна

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со   свойствами воды».                                                                                                                                                                

Название: «Волшебница вода».

 Цель: развитие познавательно- исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми свойствами воды.

 Задачи:

1.Образовательные:                                                                                                                                            -формировать представление о  некоторых  свойствах воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет;                                                                                                                                                             - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;                                                                                                                                                                        -создать целостное представление о воде как о природном      явлении;                                                                                                                                  -дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе, правилах обращения с водой в быту и  в природе;

2. Развивающие:

     - развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы,

     -обогащать и активизировать словарь;

 3. Воспитательные:

     -воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, сообща.

 Словарная работа: текучесть, растворитель, фильтр, пар - это тоже вода.

  Методические приёмы: сюрпризный момент (письмо от Незнайки); практические: (опыты с водой, льдом); наглядные: рассматривание предметных картинок и схем; словесные: беседа, вопросы поискового характера.

 Оборудование: пластиковые стаканчики по количеству детей, воронки по количеству детей, вода, сахар, соль, ложка, лед; фартуки по количеству детей.

     Предварительная работа:                                                                                                1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.                                                                      2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.                                                            3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".                                                             4.Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода».                                                                                                                                                                             5. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.  

   

   

Интеграция образовательных областей.

«Познание»

- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

-продолжать учить читать схемы.

-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

-закреплять знание детей о свойствах

 «Безопасность»

 - закреплять правилам безопасности при проведении опытов.

  «Коммуникация»

 -развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.

  - воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

  -развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

  • помочь затрудняющимся детям узнать о свойствах воды;
  • оказать помощь при проведении опытов.

ХОД НОД:

    1.Организационный момент. Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!».

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

I часть: Вводная.

Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад принесли письмо от Незнайки. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что это письмо адресовано нашей группе. Прочтем что пишет нам Незнайка?  «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, но они всё равно не понимают. Помогите мне пожалуйста!

Воспитатель- Почему Наша планета Земля синего цвета? (показ глобуса). Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).                                                                                                                                                   Дети - На ней много воды.                                                                                                    Воспитатель -  А какие свойства воды вы знаете? Какая она?                                               Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.                                                            

Воспитатель - Ну что, ребята как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - да.

Воспитатель – А как? Мы же не все свойства воды знаем.

Дети –проведем наблюдения за свойствами воды и наши наблюдения отправим Незнайки.

Воспитатель-   проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Воспитатель -  я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, и отправить Незнайке.                                                                                                                    Воспитатель- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами.

Воспитатель - Сегодня мы познакомимся с другими свойствами воды ( текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет;                                                                                                                                       объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации)                                                                                                                                                                                

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы познакомиться со свойствами воды, нам нужно отправиться в волшебную лабораторию, где мы будем проводить исследования по изучению свойств воды. А вы знаете, что это такое лаборатория?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.                                           Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Одевайте фартуки с нарукавниками и занимайте свои рабочие места. 

 Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните с правилами поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

-Аккуратно обращаться с посудой.

-Нужно слушаться воспитателя.

-Внимательно следить за результатом опыта.

-Закончив наблюдение, сделать вывод.

Предлагаю провести опыт для выявления свойства воды.

1.Опыт «ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Вос-ль: Возьмите стаканчик с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).

Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из стаканчика на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?

Дети: Потому что вода жидкая.

Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. 

Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.

(Самостоятельная работа детей)

Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Вывод. «Не имеет формы». (схема)

Вос-ль: Верно, значит какое свойство воды- «Не имеет формы». Молодцы, отлично справились с этим заданием.

Давайте познакомимся со следующим свойством воды.

 Опыт 2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Вода может быть твердой? Проверим. Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед- это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. (схема)

Давайте познакомимся со следующим свойством воды.

Опыт 3 «Пар-это тоже вода» Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над кофейником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в кофейник наливала только воду. А вы не знаете? Высказывания детей.                                                                                                               Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода).

Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая". (схема)

Воспитатель: Ребята, а в каком виде мы с вами увидели воду?                                                                  Дети: жидкости, льда, пара.

Физкультминутка

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Давайте познакомимся со следующим свойством воды.

Опыт 4. «Вода – растворитель».                                                                                                                                                             «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к следующему столу. На столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Вос-ль: Теперь вторая загадка:

«В воде родится,

Воды боится». (Соль)

Убираем салфетку со второго блюдца.

Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:

«Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит». (Масло)

Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Давайте возьмем две баночки с водой. В одну положим кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Вос-ль: Теперь возмем другую баночку и насыплем в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло.

Дети: Соль растворилась в воде.

Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. (схема).

Давайте познакомимся со следующим опытом.

Опыт 5. «Очистка воды»

Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Вос-ль: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.

Вос-ль: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Вос-ль: Куда же делось масло?

Дети: Всё масло осталось на фильтре.

Выод: Воду можно очистить с помощью фильтра.(схема)

Вос-ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Воспитатель Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Кому нужна вода? (ответы: человеку, животным, растения и т.д.)                     Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.)

Ответы детей: вода нужна для питья, для роста растений, для приготовления пищи, для купания, для стирки, для вырабатывания электроэнергии.

Воспитатель - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Правильно, пресная вода — это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

Ситуативный разговор «Берегите воду!»

- Ребята, как будем беречь воду?

Примерные ответы детей:

- Нужно не забывать закрывать краны.

- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

- Не засорять водоемы.

- Не мусорить на берегах рек.

- Не мыть в водоемах машины.

-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Рефлексия - Какие свойства есть у воды?  Текучесть.  Вода- это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.                                                                                                                                            Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке схемы наших опытов, что бы он рассказал о свойствах воды. Ребята вам понравилось быть исследователями.  Спасибо ребята, вы все большие молодцы. Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. И пора возвращаться в вашу группу
- Давайте снимем фартуки и встанем в кружок и скажем такие слова:
Раз, два - раз, два - в группу вам спешить пора. Попрощаемся с нашими гостями- до свидания.

Анализ образовательной деятельности

Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста,   посредством ознакомления со   свойствами воды».                                                                                                                                                                

Название: «Волшебница вода».

    Цель: развитие познавательно- исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми свойствами воды.

    Задачи:

1.Образовательные:                                                                                                                                            -формировать представление о  некоторых  свойствах воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода- растворитель, в воде некоторые предметы растворяются, а некоторые-нет;                                                                                                                                                             - объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;                                                                                                                                                                        -создать целостное представление о воде как о природном      явлении;                                                                                                                                                                                        -дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе, правилах обращения с водой в быту и  в природе;

2. Развивающие:

     - развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы,

     -обогащать и активизировать словарь;

 3. Воспитательные:

     -воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, сообща.

       Словарная работа: текучесть,  растворитель, фильтр, пар - это тоже вода.

       Методические приёмы: сюрпризный момент (письмо от Незнайки); практические: (опыты с водой, льдом); наглядные: рассматривание предметных  картинок и схем; словесные: беседа, вопросы поискового характера.

      Оборудование: пластиковые  стаканчики по количеству детей, одноразовые трубочки по количеству детей,  вода,  молоко, сахар, соль,  ложка, лед; фартуки по количеству детей.

     Предварительная работа:

1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

 4.Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М. Пришвина «Живая вода».                                                                                                                                                                             5. Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.  

   

   

Интеграция образовательных областей.

«Познание»

- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

-продолжать учить читать схемы.

-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности  в познании окружающего мира.

-закреплять знание  детей о  свойствах

 «Безопасность»

 - закреплять  правилам безопасности при проведении опытов.

  «Коммуникация»

 -развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою  речь.

  - воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

  -развивать  самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

  • помочь затрудняющимся детям узнать о свойствах воды;
  • оказать помощь при проведении опытов.

Введение в ситуацию: 

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Актуализация знаний:

Актуализировать знания детей о свойствах воды, её назначении.

Затруднение в ситуации:

Создать мотивационную ситуацию для познавательной деятельности, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

Открытие нового знания:

Сформировать представление о том, что в воде могут растворяться некоторые вещества, что воду можно очистить с помощью фильтра. Сформировать опыт преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

Включение нового знания:

Закрепление нового знания и использование в игровой деятельности знаний о свойствах воды. Тренировка познавательной активности, мышления.

Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.

Технология занятия представлена в форме проблемного обучения. Продолжительность занятия 30 минут.

Структура представлена 5 частями: введение в ситуацию, актуализация знаний ,  затруднение в ситуации, открытие нового знания, включение нового знания в систему знаний.

Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям.

Введение в ситуацию: (эвристическая беседа о воде) мотивировало детей на включение в образовательную деятельность.

Сюрпризный момент, эмоциональный настрой подготовили детей к предстоящему занятию и вызвало у детей эмоциональный отклик, определило смысловую завязку занятия.   Актуализация знаний реализовывалась с помощью стихотворения «Вы слыхали о воде?»,   Работой  по карточкам по определению свойств воды. Использование музыкального сопровождения также вызвал эмоциональный отклик у детей.

Открытие нового знания позволило сохранить у детей интерес и мотивацию к достижению «детской цели» с помощью экспериментальной деятельности (растворение веществ в воде) и способствовало открытию  нового  знания (в воде некоторых вещества растворяются).

Затруднение в ситуации создало мотивацию для исследовательской деятельности (найти способ очистки воды от масла).

Включение нового знания в систему знаний  (Игра «Растворяется-не растворяется») обеспечило связь нового «открытого» детьми знания с имеющимся у них опытом.

Осмысление реализовывалось при помощи рефлексии деятельности на занятии, т.е. посредством вопросов воспитателя: «Кому вы сегодня помогли?  «А что нового и интересного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеостанции»

С этим опытом работы в 2022 году я выступила на Муниципальных Педагогических чтениях и продолжаю работать над этой темой и далее...

Родительское собрание для родителей (законных представителей) по теме: «Развитие предпосылок научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструктора «Фанкластик»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в процессе активного обсуждения данной темы, практическое использование конструктора «Фанкластик&r...