Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Семёнова Наталья Юрьевна

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию  образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе (6-7 лет) групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Нартасская средняя общеобразовательная школа»


                                      «Рассмотрено»                                          «Согласовано»                                                  «Утверждаю»

                                      на заседании пед.совета                              Зам.директора по УВР                                     Директор МБОУ

                                      школы                                                           И.С.Казанцева_________                                «Нартасская СОШ»                                         Дир                               №____ от «___»________                                                                                                     В.П.Семенов___________                                          





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

                                           (старшая и подготовительная к школе группы)

(в рамках программы «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)








                                                                                                 Составил воспитатель:

                                                                                                  Семёнова Н.Ю.

                                                   2019 – 2020 уч. год.

    1.Пояснительная записка. 

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию  образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе (6-7 лет) групп.

Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы »:

  1. соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  2. сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  3. соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  4. обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  5. строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  6. основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  7. предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  8. предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Цель и задачи  Программы.

Цель: ознакомление дошкольников  с явлениями природы и особенностями  взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

 Ознакомление с предметным окружением.

 Ознакомление с предметным  миром  (название,  функция,  назначение,  свойства  и  качества

предмета);  восприятие  предмета  как  творения  человеческой  мысли  и

результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.

 Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление  с  окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических  чувств.  Формирование  элементарных  представлений

о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

 Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что

человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Формы реализации Программы:

Система работы включает:

- НОД (занятия)

- беседы,

- наблюдения,

- игровые занятия,

- элементарные опыты,

- экскурсии,

- проблемно-игровые ситуации

- викторины, сочинение загадок и сказок

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

-Экспериментальная, исследовательская деятельность.

2. Планируемые результаты освоения Программы детей старшей группы:

  • Знать и называть некоторых домашних и диких животных.
  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
  • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  • Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.).
  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
  • Знать название родного поселка, страны, ее столицу.
  • Называть времена года, отмечать их особенности.
  • Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. Бережно относиться к природе.

 Планируемые результаты освоения Программы детей подготовительной к школе группы:

К концу обучения дети должны знать:

  1. название страны, столицы, флаг, герб России,
  2. название родного села, города, свой адрес, имя, отчество своих родителей,
  3. различные профессии,
  4. традиции россиян, праздники,
  5. что полезно, что вредно для нашего организма,
  6. что такое рукотворный мир,
  7. что витамины укрепляют наш организм,
  8. что такое время,
  9. историю родного села.

Уметь:

  • общаться со сверстниками и взрослыми,
  • отгадывать загадки,
  • понимать друг друга, играть и работать дружно,
  • обращаться с животными,
  • отличать ядовитые грибы и ягоды,
  • ухаживать за домашними животными.

Понимать:

  • что такое семья, кто является членами семьи,
  • зачем нужна фамилия,
  • что все профессии нужны и важны,
  • необходимо помогать людям в беде,
  • отличие города от деревни,
  • что человек сам может сберечь своё здоровье.

3.Содержание образовательной работы по ознакомлению с окружающим миром. (Старшая группа)

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).  Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые  животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы

линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опёнок.

Ознакомление с предметным окружением.

 Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость. Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, мате-

риалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.

Содержание образовательной работы по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная к школе группа)

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнат-

ных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи  между  состоянием  растения  и  условиями  окружающей  среды. Расширять  представления  о  лекарственных  растениях  (подорожник, крапива и др.)

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, мура-

вьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).

Учить  различать  по  внешнему  виду  и  правильно  называть  бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град,

туман, дождь.

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.Учить  устанавливать  причинно-следственные  связи  между  природными  явлениями  (если  исчезнут  насекомые — опылители  растений,  то растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом  зависит  от  окружающей  среды:  чистые  воздух,  вода,  лес,  почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний

месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков

стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.Привлекать к посадке семен овса для птиц.

Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают

бабочки-крапивницы; появляются муравьи). Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени

или на солнце).Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения,  в  том  числе  способом  черенкования.  Учить  детей  выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый

долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

Ознакомление с предметным окружением. 

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном  мире.  Обогащать  представления  о  видах  транспорта  (наземный, подземный, воздушный, водный). Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы,

станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять представления детей об ис-

тории создания предметов. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов,  о  свойствах  и  качествах  различных  материалов.  Рассказывать,  что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека. Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

4. Тематическое  планирование .Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Старшая группа)

                       Тема

 Количествo

Предметы, облегчающие труд человека в быту.

1

Во саду ли, в огороде

1

Моя семья

1

Экологическая тропа осенью (на улице)

1

Мои друзья

1

Берегите животных

1

Что предмет расскажет о себе

1

Прогулка по лесу

1

Детский сад

1

Осенины

1

Коллекционер бумаги

1

Пернатые друзья.

1

Наряды куклы Тани

1

Покормим птиц

1

Игры во дворе

1

Как животные помогают человеку

1

В мире металла

1

В гостях у кастелянши

1

Зимние явления в природе

1

Экологическая тропа  в здании детского сада

1

Песня колокольчика

1

Цветы для мамы

1

Российская Армия

1

Экскурсия в зоопарк

1

Путешествие в прошлое лампочки

1

Мир комнатных растений

1

В гостях у художника

1

Водные ресурсы Земли

1

Путешествие в прошлое пылесоса

1

Леса и луга нашей родины

1

Россия- огромная страна

1

Весенняя страда

1

Путешествие в прошлое телефона

1

Природный  материал-песок, глина, камни

1

Профессия-артист

1

Солнце, воздух и вода-наши верные друзья

                                                                                                             Итого:

1

36

        

5.  Календарно-тематическое планирование. Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Старшая группа)

Месяц

Темы

Программное содержание

Сентябрь

Предметы, облегчающие труд человека в быту.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

О.В.Дыбина

Во саду ли, в огороде

Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них.

О.А. Соломенникова

Моя семья

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

О.В.Дыбина

Экологическая тропа осенью (на улице)

Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

О.А. Соломенникова

Октябрь

Мои друзья

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

 О.В.Дыбина

Берегите животных

Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.О.А. Соломенникова

Что предмет расскажет о себе

Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

О.В.Дыбина

Прогулка

 по лесу

Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

О.А. Соломенникова

Ноябрь

Детский сад

Показать общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд.

О.В.Дыбина

Осенины

 Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем.

О.А. Соломенникова

Коллекционер бумаги

Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

О.В.Дыбина

Пернатые друзья.

Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

О.А. Соломенникова

Декабрь

Наряды куклы Тани

Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

О.В.Дыбина

Покормим птиц

Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

О.А. Соломенникова

Игры во дворе

Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).

О.В.Дыбина

Как животные помогают человеку

Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку.

О.А. Соломенникова 

Январь

В мире металла

Знакомить детей с качествами металла. Учить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

О.В.Дыбина

В гостях у кастелянши

Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши, с общественной значимости ее труда. Развивать доброжелательное отношение к ней.

О.В.Дыбина

Зимние явления в природе

Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.

О.А. Соломенникова

Экологическая тропа  в здании детского сада

Расширять представления об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать  и называть знакомые растения и животных.Расширять представления о способах ухода за растениями и животными.О.В.Дыбина

Февраль

Песня колокольчика

Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

О.В.Дыбина

Цветы для мамы

Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений .Сформировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду, желание трудиться.

О.А.

Российская Армия

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

О.В.Дыбина 

Экскурсия в зоопарк

Расширять представления о многообразии животного мира, о том, что человек-часть природы.Формировать представления, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие)

О.А.Соломенникова

Март

Путешествие в прошлое лампочки

Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета.

О.В.Дыбина

Мир комнатных растений

Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе.

О.А. Соломенникова

В гостях у художника

Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интересы.

О.В.Дыбина

Водные ресурсы Земли

Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах ,родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

О.А. Соломенникова

Апрель

Путешествие в прошлое пылесоса

.Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.

О.В.Дыбина

Леса и луга нашей родины

Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

О.А.Соломенникова

Россия- огромная страна

Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой — главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.

О.В.Дыбина

Весенняя страда

Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Развивать любознательность и инициативу.

О.А. Соломенникова

Май

Путешествие в прошлое

телефона

Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона. Учить составлять алгоритмы. Развивать логическое мышление, сообразительность.

О.В.Дыбина

Природный  материал-песок, глина, камни

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.

О.А. Соломенникова

Профессия-

артист

Познакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий.

О.В.Дыбина

Солнце, воздух и вода-наши верные друзья

Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

О.А. Соломенникова

6. Тематическое планирование .Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Подготовительная группа)

Тема

Количество

1.

Предметы-помощники.

2

Дружная семья.

3.

Дары осени

4.

Почва и подземные обитатели

5.

Удивительные предметы.

6.

Как хорошо у нас в детском саду.

7.

7октября –Всемирный день животных

8.

Кроет лист золотой влажную землю в лесу…

9.

Путешествие в прошлое книги.

10.

Школа

11.

Птицы нашего края

12.

Наблюдение за животным объектом (на примере морской свинки)

13.

На выставке кожаных изделий.

14.

Путешествие в типографию.

15.

.Растения и животные зимой

16.

Животные водоемов, морей, океанов.

17.

Две вазы.

18.

Библиотека.

19.

День заповедников (10 января)

20.

Прохождение экологической тропы

21.

Прохождение экологической среды.

22.

В мире материалов( викторина).

23.

Наша армия. Защитники Родины.

24.

Огород на окне.

25.

Знатоки.

26.

Мое Отечество-Россия.

27.

Полюбуйся: весна наступает…

28.

22 марта – Всемирный день водных ресурсов

29.

Путешествие в прошлое счетных устройств.

30.

Космос.

31.

Здравствуйте, цветики-цветочки.

32.

22 апреля -Международный день Земли.

33

.Путешествие в мир светофора.

34.

К дедушке на ферму

35.

Животный и растительный мир (диагностическое знания

36.

Мир неживой природы (диагностическое занятие)

Итого:

36

7. Календарно-тематическое планирование. Образовательная область «познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и ознакомление с социальным миром. (Подготовительная группа)

Месяц

Тема

Целевые ориентиры

Метод.обеспечение

сентябрь

1. Предметы-помощники.

Формировать представления о предметах, облегчающих жизнь чел-ка на произ-ве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»  С.28

2.Дружная семья.

Обобщать и систематизировать представления детей о семье(люди,кот. живут вместе, любят друг друга, заботится друг о друге). Расширять представления родовых корнях.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.29

3.Дары осени

Расширять представления детей о многообразии растений, их плодов. Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их. Расширять представления о разнообразном использовании человеком различных плодов. Познакомить с пользой плодов для здоровья человека. Закреплять  знания о способах сбора, хранения и приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов. Формировать эстетическое отношение к миру природы.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

4. Почва и подземные обитатели

Расширять представления детей о различных видах почвы. Подвести к пониманию того, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

октябрь

1.Удивительные предметы.

Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее( то, что не дала чел-ку природа, он придумал сам)  

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

С.31

2.Как хорошо у нас в детском саду.

Расширять и обобщать представления детей об значимости детского сада, о его сотрудниках о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

С.33

3. (7октября –Всемирный день животных

Расширять представления детей о многообразии животных разных континентов Земли. Формировать интерес к окружающей природе. Показать взаимосвязь растительного и животного мира. Учить детей самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных и охране окружающей среды.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

4.Кроет лист золотой влажную землю в лесу…

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать желание отражать в творческих работах образ осени в разные временные периоды. Развивать творческое воображение.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

ноябрь

1.Путешествие в прошлое книги.

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги: показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества чел-ка; вызывать интерес к творчеству деят-ти чел-ка: воспитывать бережное отн-е к книгам

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

С.35

2.Школа

Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и лич-ыми качествами учителя. Воспитывать чувство признательности, уважение к труду учителя, интерес к школе.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

С.36

3 Птицы нашего края

Расширять представления детей о многообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период. Учить составлять паспорт для птиц.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

4. Наблюдение за животным объектом (на примере морской свинки)

Расширять представления детей о декоративных животных. Учить детей наблюдать за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животным.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

декабрь

1. На выставке кожаных изделий.

Дать детям понятие о коже как о мат-ле, из которого чел-к делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи, показать связь качества кожи с назначение вещи..

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.39

2. Путешествие в типографию.

Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении рез-та. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.40

3.Растения и животные зимой

Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать связи между растениями  и животными в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

4.Животные водоемов, морей, океанов.

Расширять представления детей о многообразии животных. Живущих в водоемах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы, к животным. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

январь

1.Две вазы.

Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно- следственные связи между назначением.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.42

2.

Библиотека.

Дать детям представление о библиотеке, о правилах, кот. приняты для читателей, посещ. Библиотеку. Воспитывать бережное отн-е к книгам.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.45

3. День заповедников (10 января)

Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятия о редких т исчезающих растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе заповедниках родного края. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

4. Прохождение экологической тропы

Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст). Формировать желание отражать красоту окружающей природы продуктивных видах деятельности.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

февраль

1 .Прохождение экологической среды.

Учить детей видеть изменения природы в зимний период. Поощрять наблюдательность. Расширять словарный запас (снегопад, метель, вьюга, иней, изморозь, наст).Формировать желание отражать красоту окружающей природы в продуктивных видах деятельности.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

2. В мире материалов( викторина).

Закреплять знания детей о раз-ых мат-ах. Воспитывать бережное отн-е к вещам, умение выслушать товарища.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.45

3. Наша армия. Защитники Родины.

Углублять знания о Российской армии. Дать элементарные представления о родах войск. Рассказать о подвигах защитников отечества во время Великой Отечественной войны. Формировать умение рассказывать о службе в армии наших отцов, дедушек, братьев: воспитывать стремление быть похожими на них.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

С.46

4. Огород на окне.

Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегетативного размножения растений. Учить высаживать рассаду редиса. В процессе практической деятельности учить делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способах ухода за ними.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

 

март

1. Знатоки.

Закреплять представления о богатстве рукотворного ; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности чел-ка ; раз-ть интерес к познанию окружающего мира.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.47

2. Мое Отечество-Россия.

Формировать у детей интерес к получению новых знаний о России; восп-ть чувство принадлежности к опред-ой культуре, уважение к культурам др. народов.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.49

3. Полюбуйся: весна наступает…

Расширять представления детей о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятия о том, что температуру воздуха определяют с помощью термометра. Систематизировать знания о жизни животных в весенний период. Формировать умение определять погоду с помощью народных примет.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

4.   22 марта – Всемирный день водных ресурсов

Расширять представления детей о знании воды в природе. Формировать представление о переходе твердого вещества в жидкое и наоборот. В процессе опытнической деятельности учить самостоятельно получать элементарные знания о природе. Развивать интерес к миру природы.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

апрель

1. Путешествие в прошлое счетных устройств.

Познакомить детей с историей счетных устройств. С процессом их преобразования чел-ом. Раз-ть ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.51

2. Космос.

Расширять представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю.Гагарине и др. героях космоса.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.53

3. Здравствуйте, цветики-цветочки.

Расширять представления детей о многообразии цветущих растений., о их значении в природе. Показать весенние изменения в природе. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за комнатными и садовыми растениями. Учить видеть красоту цветущих растений и отражать ее в продуктивных видах деятельности.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

4. 22 апреля Международный день Земли.

Расширять представления о том, Что Земля- наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны – пустынях. Лесах, степях, горах. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды – чистых воздуха, почвы и воды. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

май

1. Путешествие в мир светофора.

Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого уст-ва чел-ом. Раз-ть ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» С.54

2 .К дедушке на ферму

Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека- труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.

О.В. Дыбина

«Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.56

3. Животный и растительный мир (диагностическое знания)

Определить уровень знаний детей о характерных особенностях животных и растений.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

4.  Мир неживой природы (диагностическое занятие)

Определять уровень знаний детей о характерных особенностях неживой природы.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

8. Список литературы:

1.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2.Соломенникова.О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.-М.-МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2014.-112с.

3.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.-М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.

4. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.

5. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Развитие у детей умений и навыков познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром, образовательная область «Познание». Для детей подготовительной к школе группы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне, в сравнении ...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Рабочая программа на 2013-2014 учебный год для разновозрастной группы (старшая и подготовительная).

Рабочая программа для разновозрастной группы по программе  "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Сценарий открытия ДОУ....

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе, "От рождения до школы"...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с окружающим миром ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Бытовые электроприборы» в подготовительной к школе группе.

Учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами. Предостеречь от опасности....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Воздух и его свойства" в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятелбности в подготовительной группе...