Конспект НОД в образовательной области "Познавательное развитие". "Экологическая тропа осенью" (Старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наталия Гриценко

Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе  растений для человека и животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

Конспект НОД

в образовательной области "Познавательное развитие"

(Ознакомление с природой окружающим миром)

в старшей  группе на тему:

"Экологическая тропа осенью (на улице)"

        

Подготовила:

воспитатель  7  группы

Гриценко Н.М.

Москва 2019

        Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе  растений для человека и животных.

        Предварительная работа.Наблюдения за растениями в природе. Дидактическая игра "Кто быстрее найдет дерево". Рисование на тему "Осенний лес".

        Материал и оборудование. Объекты природы на участке детского сада: клумба с цветущими растениями, пень, деревья, кустарники и скворечник. Дед Природовед (игрушка). Поднос.

Ход занятия:

        Прохождение экологической тропы. (Объекты экологической тропы выбираются с учетом региональных особенностей и месторасположения дошкольной организации.)

        Дети выходят на улицу, их встречает игрушка Дед Природовед. Он здоровается, восхищается  тем, как ребята выросли и загорели, предлагает прогуляться по экологической тропе. Говорит, что только самые внимательные смогут увидеть изменения, которые произошли в природе за летний период.

        Остановка 1. "Клумба".

        Дед Природовед предлагает детям рассмотреть, на которой продолжают цвести растения. Спрашивает: "Какие растения были на клумбе летом?" Предлагает рассмотреть цветы и листья. Обращает внимание детей на то , некоторые цветы цветут с весны до поздней осени; цветы бывают разных оттенков: красные, синие, белые и другие.

        Спрашивает у детей: "Для чего выращивают растения на клумбах? Принимали ли вы участие в уходе за садовыми растениями?"

        Дед Природовед и педагог обобщают ответы детей.

        Остановка 2. "Сирень".

        Дед Природовед предлагает детям вспомнить название данного растения. В случае затруднения называет кустарник - сирень. Спрашивает у детей: "Какие  еще кустарники вы знаете? Какие  изменения  произошли с сиренью в осенний период? Вспомните, как весной цвела сирень"

        Дед Природовед и педагог обобщают ответы детей.

        Остановка 3. "Пень".

        Дед Природовед спрашивает у детей "Что такое пень? После того как дерево спиливают, на его месте остается пень. А живет ли кто-нибудь в пне?" Подводит детей к пониманию того, что в пеньке идет своя жизнь. Рассказывает, что маленькие букашки и жучки забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево!

        Дает возможность рассмотреть пенек и поделиться впечатлениями.

        Остановка 4. "Скворечник".

        Дед Природовед спрашивает у детей: "Как называется этот маленький домик? Кто в нем живет? Почему в скворечнике маленькое отверстие и ступенечка? Почему в скворечнике нет птиц?"

        Уточняет ответы детей и рассказывает, что скворцы уже собрались в стаи и готов улететь в теплые края. Спрашивает у детей, знают ли они, какую пользу приносят скворцы. Напоминает, что летом много подросших скворцов стайками пасутся на лужайках, а в городе - на газонах. Они всюду находят себе еду - жучков, червячков, личинок - и тем самым помогают спасать растения от нашествия насекомых.

        Дает детям возможность высказать свои впечатления. Затем говорит: "Весной мы снова будем радоваться прилету скворцов. Вспомните, как красиво весной поют скворцы свои песни".

        Остановка 5. "Деревья".

        Дед Природовед сообщает детям, что птицам хорошо живется там, где есть деревья. Спрашивает: "Какие деревья растут на вашем участке в детском саду?" и организует игру "Кто быстрее найдет дерево".

        Воспитатель называет детям дерево. Например, "Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три, к березе беги!" Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра. Бежать к названному дереву можно только по команде "Беги!". Затем педагог называет другое дерево. Игра повторяется 2-3 раза.

        Дед Природовед(игрушка) хвалит детей за то, что они знают названия деревьев. Предлагает вспомнить, как выглядела береза весной (дети наблюдали за березой в средней группе), и вспомнить, что изменилось. Сообщает детям примету осени, связанную с березой: "Листья у березы пожелтели на верхушке - весна будет ранней". Предлагает определить по данной примете, какая будет следующая весна.

        Обращает внимание детей на хвойное дерево ель. Спрашивает: "Какие изменения произошли осенью с елью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена. Эти семена являются пищей для некоторых животных. У ели маленькие иголки, это и есть видоизмененные листья. Они опадают круглый год, но постепенно. Поэтому и говорят про ель: "Зимой и летом одним цветом"".

        Рассматривает с детьми иголки ели. Рассказывает, что ель - одно из древнейших растений в русском лесу. Растет ель в среднем около 500 лет, в зависимости от вида; цветет один раз в 5-6 лет.

        Подводит детей к пониманию того, что у лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды - тянут ее из дерева. В жарких  странах, где морозов не бывает, а летом засуха, листья, наоборот, облетают  к лету. Иголки у хвойных деревьев - ели и сосны - маленькие, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом.

        Дед Природовед обращает внимание детей еще на одно дерево - дуб.

Спрашивает: "Какие изменения произошли с дубом осенью? Как называются плоды дуба?"

        Обобщает ответы детей: у дуба созрели плоды - желуди и начали опадать листья зеленого и бурого цвета. Рассказывает, что дуб начинает плодоносить, когда проживает 30-40 лет. Вспоминает приметы осени, связанные  с дубом: "Много желудей на дубе - к теплой зиме".

        Предлагает подумать, что можно делать с желудями? Обобщает ответы детей: желудь можно посадить, и из него вырастет новое дерево, из желудей можно сделать муку, можно сварить кашу, желудями можно кормить животных, из желудей можно делать интересные поделки.

        Дед Природовед предлагает собрать желуди, рассмотреть их и сложить в корзинку. Обращает внимание на то, что дети были внимательны и смогли увидеть сезонные изменения, происходящие в природе.

        Читает детям стихотворение Н.Нищевой "Осенние листья":

                Раз, два, три, четыре, пять,

                Будем листья собирать.

                Листья березы,

                Листья рябины,

                Листья тополя,

                Листья осины,

                Листья дуба мы соберем,

                Маме осенний букет отнесем.

        Предлагает собрать букет из осенних листьев. Рассматривает с детьми собранные  букеты. Обращает внимание на красоту осенних листьев.

        Дети благодарят Деда Природоведа за интересную встречу и прощаются с ним.

        Педагог предлагает детям отнести собранный природный материал в группу и сделать из него поделки и картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по образовательной области "Развитие речи" в подготовительной логопедической группе (ОНР) по теме: "Игрушки"

Разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста для закрепления лексической темы "Игрушки". в процессе занятия пополняется словарный запас, отрабатывается умение образовывать и употреблять ...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Что мы знаем о воде?"

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе"Что мы знаем о воде?Интегративная направленность при усвоении знаний имеет очень важн...

КОНСПЕКТ-ЗАНЯТИЕ ПО ООД «Познавательное развитие» Тема: Дары осени (старшая группа)

КОНСПЕКТ-ЗАНЯТИЕ ПО ООД«Познавательное развитие»Тема: Дары осени (старшая группа)...

Конспект НОД в образовательной области " Развитие Речи" для детей средней группы.

Способствовать через сказку  развитию компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики.* памяти, внимания, познавательных ...