Непосредственно образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе "Моя любимая Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сизякова Наталья Николаевна

 

Создание условий для развития и закрепления представлений о главных символах России, пословицах, загадках, сказках русского народа; способствовать закреплению  знаний о старинных обычаях и праздниках; воспитывать  патриотические чувства у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgot._gr.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе

Тема: «Моя любимая Родина»

Цель: создание условий для закрепления познавательных способностей о нашей Родине – России

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

«Познавательное развитие»

1. Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн, о символическом значении цветов государственного флага России, значении герба, закрепить способности узнавать государственный гимн России), закрепить символы растительного и животного мира страны.

 «Социально-коммуникативное развитие»

2. Закрепить умение работать в команде.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

4. Закреплять умение активно взаимодействовать в процессе игры, подчиняться правилам, умение взаимодействовать друг с другом, приходить к общему мнению.

«Речевое развитие»

5. Формировать умение вести диалог с воспитателем, взаимодействовать друг с другом.

6. Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов.

 «Обучение грамоте»

7. Способствовать развитию представлений о правильном написании и звучании слов, выборе нужной буквы, самостоятельном чтении.

«Художественно-эстетическое»

8. Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к своей Родине, слушая Гимн России.

Тип занятия: закрепление пройденного материала

Предварительная работа:

Рассматривание презентаций с картинками о России, ее символах, разгадывание кроссвордов, заучивание стихотворений, знакомство с пословицами о Родине, русскими праздниками и обычаями.

Оборудование и материалы:

Мультимедийная установка, ноутбук, два ватмана с названиями команд, листочки, карандаши по два на команду, по два листа бумаги с кроссвордами, оберег «Матушки-Берегини», конверты с заданиями, картинки с изображением русских народных праздников, листы бумаги с их названиями, магниты-смайлики, мел, магнитная доска.

Планируемые результаты: активное участие детей при взаимодействии друг с другом, в работе в команде; закрепление представлений о нашей Родине, ее символах; выделение наиболее активных участников викторины для дальнейшей планируемой работы с ними.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего

пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент

1. Воспитатель приглашает детей подойти к себе, сообщает  о том, что утром ей принесли документ с предложением  выбрать двух лучших детей из группы на городской конкурс «Наша Родина – Россия». Но главным условием является всеобщее голосование детей за кандидатов на конкурс.

2. На полу лежат два перевернутых ватмана,  на которых написаны названия (…течество, …одина)

Сможем мы выбрать из нашей группы двух детей, которые хорошо знают нашу страну?

Как можно узнать о запасе полученных знаний у детей?

Давайте  проведем познавательную викторину, из которой мы узнаем, кто много знает о нашей Родине и готов поделиться своими знаниями  с другими.

Предлагайте, в какой форме можно провести викторину.

Поступило предложение разделиться на команды, а потом после игры проголосовать за самого лучшего игрока в команде. Как можно разделиться на команды?

Нам нужно две команды, чтобы в каждой было одинаковое количество человек. Выберите капитана.

Подойдите капитаны к ватманам, возьмите себе один и, посоветовавшись друг с другом, угадайте название своей команды, вставив первую пропущенную букву.

Выбор сделан. У нас родились две команды: «Отечество» и «Родина».

Утвердительные ответы детей

Варианты ответов

Ответы детей

Варианты ответов.

Дети делятся самостоятельно на команды, выбирая капитана.

В командах дети советуются друг с другом, выбирая пропущенную букву.

Развитие умения работать в команде

Основная часть

3. Звучит отрывок из Гимна России.

Что за песню вы услышали?

Что такое Гимн?

Почему она вызывает такое торжественное, приподнятое, волнующее настроение?

Гимн России

Главная торжественная песня и символ страны

Чувство гордости за своюРодину, за свой народ

Развивать и воспитывать эстетические чувства при восприятии Гимна, чувство гордости за Родину

Показ слайдов с награждениями на Олимпиадах, награждения Президентом в Кремле за заслуги перед Отечеством

Где еще можно услышать Гимн России?

Как должны слушать и исполнять Гимн России?

Мы с вами живем в небольшом городе Саяногорске. Чья команда ответит быстрее: к какой республике относится наш город?

Чем являются для нас Саяногорск и Хакасия? 

Какие похожие, родственные слова можно подобрать к слову Родина?

Республика Хакасия, как и многие другие, входит в состав нашей великой и огромной  страны, все мы ее очень любим и гордимся ею.

На Олимпиадах, спортивных соревнованиях, при награждениях за какие-либо достижения перед Родиной

Стоя

Хакасия

Малой Родиной

Варианты ответов детей

Закрепление знаний о малой Родине.

Развитие патриотических чувств по отношению к малой Родине

На мультимедиа появляется стихотворение:

1 – Радостно солнышко утром сияет,

2 – Облачко весело с ветром играет,

3 – Стриж быстрокрылый кружит в     синеве,

4 – Синий цветок распустился в траве.

5 – Идет на прогулку семейный отряд

6 – Я, мама, папа, сестренки и брат.

Дети каждой команды вписывают первые буквы стихотворения в пустые квадраты, лежащие на столе перед мультимедиа соответственно цифре по порядку.

Представители из каждой команды пишут на листочках, лежащих на столах, названия символов страны.

Посмотрите на экран: на нем вы видите стихотворение, но оно не простое, а с секретом. Из первых букв каждой строчки нужно составить слово. Но для этого надо вписать первые буквы в пустые квадраты с цифрами по порядку и прочитать полученное слово. Каждая группа вписывает буквы в свои квадраты. Задание общее. Какая команда быстрее справится?

Вопрос для каждой команды: чем для нас является Россия? (Направить детей на ответы о Большой Родине)

Какие вы знаете стихотворения о России?

В  каждой стране есть свои определенные символы, по которым страны отличаются друг от друга. Напишите  эти символы.

У детей складывается из букв слово РОССИЯ

Варианты ответов каждой команды

Дети из каждой команды рассказывают стихи о России.

Капитан команды показывает и зачитывает записанные символы.

Развитие внимания, воображения, мышления

Развитие патриотических чувств по отношению к нашей Родине

Дети подходят к мультимедиа, на которой изображены флаги 5 разных государств.

Дети другой команды, смотрят появившиеся на экране картинки с гербами 5 государств.

Следующее задание для каждой команды отдельно. Приглашаю команду «Родина» к экрану. Выберите флаг нашего государства из изображенных здесь. Объясните свой выбор.

Следующая команда на экране выбирает герб нашей страны. Объясните, почему вы выбрали именно его.

Дети из команды, посовещавшись, выбирают флаг России, объясняя свой выбор: триколор, характеристика каждого цвета.

Дети объясняют значение выбранного герба.

Закрепление главных символов страны

На экране мультимедиа появляются загадки, воспитатель зачитывает  их:

1. По всем странам славится                              
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА)

2. Царь зверей,
Всех держит в страхе.
Символ силы всех лесов.
Отгадайте, кто таков? (МЕДВЕДЬ)

Кроме тех символов, которые вы назвали,  у нашей страны есть еще и символы растительного и животного мира. А какие, вы узнаете, отгадав загадки  и сложив разрезанные картинки.

Наша страна огромная и дружная, как большая семья.

Дети складывают из разрезанных картинок целую с изображением березы и медведя.

Закрепление познавательных способностей через отгадывание загадок

На экране мультимедиа появляется название: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА 

Следующее задание давайте прочитаем все вместе.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные народы    

(Массаж пальцев рук)
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
У каждого народа язык свой  и наряд     

(Руки вперед, пальцы соединить)
Один черкеску носит,
Другой - надел халат.
Один – рыбак с рожденья,           

(Ладони имитируют плаванье рыбки)
Другой – оленевод.                      

(Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой)
Один кумыс готовит
,                      

(Круговое поглаживание живота рукой)
Другой - готовит мед.                       

(Тыльной стороной ладони вытирают рот)
Одним милее осень,                     

(Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим – милей весна.                    

(Приседают, поглаживают «траву»)
А Родина – Россия                         

(Руки кверху, сложив   «домиком»)
У нас  у всех одна.                           

(Берутся за руки)

Вы объяснили значение каждого государственного символа страны нашей необъятной Родины. Люди, проживающие в нашей стране, очень ценят, любят и гордятся своей Родиной.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику, согласовывая слова с движениями пальцев рук

Развитие мелкой моторики через закрепление представлений о символах страны

Способствует мышечному расслаблению благодаря смене деятельности, созданию бодрости и эмоциональному настрою

На столах лежат листочки с кроссвордами для каждой команды. Даны слова с пропущенной буквой:    

                   С…ЕЛОСТЬ  

                   …ЛЫБКА

                   …ОБРО

                   ВЕ…НОСТЬ

                   КРАС…ТА

                  МИЛО…ЕРДИЕ

                  ЗАБО…А

                 ЛЮБОВ…

Дети подходят к уголку по патриотическому воспитанию, обращая внимание на оберег «Матушка-Берегиня».

Возле оберега лежат два конверта с заданиями:

1. Назвать пословицы о Родине.

2. Назвать русские народные сказки.

Задание следующее: подойдите к столам, там лежат кроссворды. Вставив пропущенные буквы в слова, которые характеризуют главные черты преданности своей Родине, вы найдете потерянное слово. Чья команда быстрее отгадает это слово?

Как в старину ласково называли Россию русские люди? О нашей Матушке - России народ сложил много сказок, пословиц и поговорок. Посмотрите на оберег, который стоит у нас в уголке.  Там вы найдете задания. Подойдите капитаны команд, возьмите любой конверт с заданием, которое прочитаете  своей команде.

Задания для команд следующие: прочитайте капитаны! Чья команда готова ответить первой?

Дети вставляют недостающие буквы, получая слово

МУДРОСТЬ

Дети дают варианты ответов, среди которых правильный - «Матушка»

Капитаны команд зачитывают задания.

Участники викторины из каждой команды отвечают.

Создание условий для развития логического мышления, воображения

Создание условий для обогащения представлений о старинном названии России через русские народные пословицы и сказки

На экране мультимедиа появляется картинка «ФИЗМИНУТКА»

Внимание на экран!

Физминутка:

Солнце и небо,

Море и речка,

Скалы и горы,

Леса и поля.
Поле и пашня,

Луг и долина,

Доброе утро,

Россия моя!

Дети выполняют физминутку.

Способствовать эмоциональному и физическому расслаблению

Дети подходят к столам. Для каждой команды лежат картинки с названиями  русских народных праздников. Дети раскладывают картинки с изображением праздников, читают данные названия и располагают их соответственно картинке.

У нашей страны очень богатая, героическая история со своими праздниками, обычаями и традициями, которые передаются нам от наших родителей, бабушек и дедушек и являются гордостью нашего народа.

Задание следующее. Раскладывая картинки с русскими народными  праздниками, я перепутала все названия. Помогите, пожалуйста, разобраться.  Подберите название, соответствующее картинке. Чья команда быстрее справится?

Дети выкладывают картинки, под них кладут названия праздников.

Создать условия для закрепления представлений о русских обычаях и праздниках через рассматривание и выбор картинок.

3. Рефлексия

На доске написаны имена всех участников викторины. Дети подходят к магнитной  доске, берут магниты-смайлики и кладут их возле имени выбранного участника команды, голосуя только за одного человека.

Мелом на доске записывается число голосов напротив имени ребенка.

Сегодня викторина у нас получилась очень интересной, познавательной, кто-то вспомнил, дополнил свои знания о нашей любимой Родине, а кто-то поделился новыми. Сейчас предстоит выбрать из каждой команды наиболее эрудированного, лучшего игрока каждому из вас, проголосовав за него. Не забудьте главное правило: за себя голосовать нельзя!

Подсчитаем число голосов за каждого участника

Голосованием вы выбрали двух лучших игроков, которые будут участвовать в городском конкурсе «Наша Родина – Россия». Пожелаем им успехов на конкурсе, показав  свои знания о нашей стране. Мы будем ждать их с победой!

Дети выбирают лучшего игрока из каждой команды.

Дети считают количество магнитов возле каждого участника викторины

Способствовать развитию эмоционального отклика на выбор лучших участников через совместное голосование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группы на тему "Моя любимая семья"

Данное мероприятие представляет собой открытый занятие, в котором соеденены задания по развитию речи и рисованию (нетрадиционная техника, рисование мятой бумагой)...

«Зима. Дикие животные». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе

«Зима. Дикие животные».Конспект непосредственно образовательной деятельности с  детьми  в подготовительной  к школе группе...

Интегрированная образовательная деятельность с детьми логопедической подготовительной к школе группы "Моя малая Родина - Орёл"

Конспект предназначен для логопедов, психологов, воспитателей логопедических групп по формированию патриотических чувств и представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми ОНР подготовительной к школе группы детского сада. Тема «В мастерской столяра Джузеппе».

Данное НОД по ФЭМП является итогом работы по лексической теме "Инструменты" по программе Н.В. Нищевой "Осноовная образовательная программа для детей с тяжелым нарушением речи с 3-7 лет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по теме: «Подарок любимому городу»

Задачи:1. Совершенствовать умение работать с пластилином, раскатывая детали разных форм; закреплять знания цветах.2. Развивать самостоятельность при выборе способов лепки изображаемого объекта.3. Учит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по нравственно – патриотическому воспитанию на тему «Россия-Родина моя».

Пояснительная записка.Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касает...