Конспект совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ в средней группе Тема: «Капитошка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Видяйкина Галина Петровна

Тема: "Капитошка"

Цель: способствовать развитию познавательного интереса у детей.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе.

Расширять знания детей о воде и её свойствах.

Продолжать знакомить детей с тем, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе.

Развивающие:

Развивать мыслительную активность, умение самостоятельно делать выводы.

Развивать любознательность, речь и тактильные ощущения детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к неживой природе.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предшествующая работа:  

- рассматривание иллюстраций «Времена года», «Круговорот воды в природе»;

- составление описательных рассказов по иллюстрациям;

- чтение литературы познавательного характера;

- разучивание стихотворений о временах года, воде.

- беседы «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде», «Как вести себя на воде»;

- сюжетно – ролевые игры «Прогулка в лес», «Путешествуем на корабле», «Семья».

- прослушивание «Времена года» Чайковского;

- рисование «Снег», «Осень», «Бегут ручьи», «Отдохнем на озере» (нетрадиционные техники).

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, фонограмма с шумом дождя, воем вьюги,  журчанием ручья, шумом реки; красная и синяя лейки с теплой и холодной водой; два таза; салфетки по числу детей; формочки со льдом;  молоток; прозрачный контейнер с весенним снегом;  цветок в горшке; маленькая лейка; две бутылки с водой (у одной бутылки пробка намазана черной краской); два стола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ в средней группе

Тема: «Капитошка»

Цель: способствовать развитию познавательного интереса у детей.

Задачи:

Образовательные: 

Закрепить знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе.

Расширять знания детей о воде и её свойствах.

Продолжать знакомить детей с тем, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе.

Развивающие:

Развивать мыслительную активность, умение самостоятельно делать выводы.

Развивать любознательность, речь и тактильные ощущения детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к неживой природе.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предшествующая работа:  

- рассматривание иллюстраций «Времена года», «Круговорот воды в природе»;

- составление описательных рассказов по иллюстрациям;

- чтение литературы познавательного характера;

- разучивание стихотворений о временах года, воде.

- беседы «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде», «Как вести себя на воде»;

- сюжетно – ролевые игры «Прогулка в лес», «Путешествуем на корабле», «Семья».

- прослушивание «Времена года» Чайковского;

- рисование «Снег», «Осень», «Бегут ручьи», «Отдохнем на озере» (нетрадиционные техники).

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, фонограмма с шумом дождя, воем вьюги,  журчанием ручья, шумом реки; красная и синяя лейки с теплой и холодной водой; два таза; салфетки по числу детей; формочки со льдом;  молоток; прозрачный контейнер с весенним снегом;  цветок в горшке; маленькая лейка; две бутылки с водой (у одной бутылки пробка намазана черной краской); два стола.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел. Как вы думаете, кто это?  (на слайде картинка Капитошки – капельки)

Воспитатель:  Давайте познакомимся.  Здравствуй! Тебя как зовут?

Капелька: Здравствуйте! Я – Капелька. Меня зовут Капитошка. (аудиозапись на слайде)

Воспитатель: А где ты живешь?

Капелька: Про свой дом я вам загадаю загадку.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (чего?)

Дети: Воды.

Капелька: Правильно, мой дом – вода. Я живу в воде. Ребята, а вы хотите отправиться путешествовать по разным временам года? Тогда все закройте глаза…

(Слайд с изображением осеннего леса, шум дождя)

Воспитатель: Ребята, откройте глаза. Интересно, в какое же время года мы попали?

Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

Как зовется?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Мы оказались с вами в осеннем лесу. Ребята, как вы думаете, какой дождь идет осенью: теплый или холодный?

Дети: Осенью идет холодный дождь.

(Перед детьми два стола. На каждом столе по тазику,  салфетки по количеству детей. На одном столе стоит красная лейка (по типу душа) с теплой водой, а на другом столе синяя лейка с холодной водой.)

Воспитатель: Ребята,  Капелька спрятала в одной лейке теплый летний дождик, а в другой лейке холодный осенний. Давайте, попробуем отгадать, где какой дождик спрятала Капелька.  Как можно отгадать?

Дети: Потрогать воду.

Исследовательская работа

Воспитатель:   Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета эта лейка?

Дети: Эта лейка красного цвета.

Воспитатель: А эта лейка, какого цвета?

Дети: Эта лейка синего цвета.

Воспитатель: Сейчас девочки подойдут и станут вокруг стола с красной лейкой, а мальчики – вокруг стола с синей лейкой.

Воспитатель: А сейчас девочки подставят руки под “дождик” и определят, какой  “идет дождик” из красной лейки, теплый или холодный. (Воспитатель поливает девочкам на руки из красной лейки).

Воспитатель: Девочки, какой же дождик спрятался в красной лейке?

Девочки: В красной лейке спрятался  теплый дождик.

Воспитатель: Когда идет теплый дождик?

Дети: Теплый дождик идет летом, когда тепло.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас мальчики подставят руки под дождик и определяет, какой “дождик идет” из синей лейки – теплый или холодный?

(Воспитатель поливает мальчикам на руки из синей лейки).

Воспитатель: Мальчики, какой же дождик спрятался в синей лейке?

Мальчики: В синей лейке спрятался холодный дождик.

Воспитатель: Когда идет холодный дождик?

Мальчики: Холодный дождик идет осенью, когда холодно.

Воспитатель: А сейчас вытрите руки салфетками, аккуратно положите их на место, садитесь на коврик.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем Капельке, какой бывает дождик?

Дети: Теплый и холодный.

Воспитатель: Когда идет теплый дождик?

Дети: Когда тепло, светит солнце – летом.

 Воспитатель: Когда бывает холодный дождик?

Дети: Когда на улице холодно.

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем на коврике с закрытыми глазами.

(Включается слайд зимы, фонограмма с воем вьюги. Лейки и тазы убираются. На стол ставятся контейнеры со льдом.)

Воспитатель: Ребята, откройте глаза….. Интересно, в какое же время года мы попали?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, мы  оказались с вами в зимнем лесу. Ребята, что бывает с водой зимой?

Дети: Вода замерзает.

Воспитатель:  Во что она превращается зимой?

Дети: Вода превращается в лед.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Наша Капелька-Капитошка испугалась, что замерзнет, поэтому спряталась. Зато в подарок она нам оставила чудесные льдинки.

Исследовательская работа.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столам. Возьмите в руки по одной льдинке.  Потрогайте пальчиком льдинки и скажите, какие они?

Дети: Твердые, холодные, гладкие, скользкие, мокрые.

 (Воспитатель по мере необходимости помогает детям ответить).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас положите льдинки обратно в контейнер, вытрите руки салфеткой.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если по льду ударить? Давайте посмотрим.

(Воспитатель демонстрирует. Он ударяет молоточком по льду.)

Дети: Лед раскололся.

Воспитатель: Значит лед, какой?

Дети: Хрупкий, колется.

Воспитатель: Что будет со льдом, если его подольше подержать в комнате, в тепле?

Дети: Лед растает.

Воспитатель: Во что он превратится?

Дети: Лед превратится в воду.

Воспитатель: Почему это произойдет?

Дети: Потому что в группе тепло.

Воспитатель: Мы с вами в зимнем лесу. Хотите поиграть, чтоб не замерзнуть?

Дети: Да.

Физминутка.

Ух, мороз! (Дети хлопают  себя по плечам, пытаются согреться).

Щиплет уши (Массаж ушей).

Щиплет нос. (Массаж крыльев носа – снизу вверх).

Лезет в валенки мороз. (Массаж ног). 

Не вода уже (ладони), а лед (кулаки). 

Даже птице не летится (Дети машут руками, как крыльями).

На морозе стынет птица. (Основная стойка).

Воспитатель: Прячьтесь от мороза, садитесь на коврик. Закройте глаза.

(Включается слайд весны, фонограмма с журчанием ручья. Лед, подносы, салфетки убираются. На стол ставится контейнер с весенним снегом).

Воспитатель: Ребята, откройте глаза.    

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

В какое же время года мы попали?

Дети: Это весна.

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и наша Капелька Капитошка вернулась! (Появляется Капелька на слайде с весной).

Капелька: Ребята, а у меня в коробочке снег от весны спрятался!

(воспитатель показывает детям контейнер с весенним снегом)

Воспитатель:  Ребята, какой снег станет  весной?

Дети: Серый, грязный, жесткий.

Воспитатель: Вот пригреет солнышко, что станет с нашим снегом?

Дети: Снег растает.

Воспитатель: Во что превратится снег?

Дети: Снег превратится  в воду.

Капелька: Тает снег, бегут ручьи… А вы любите  в ручейке пускать кораблики?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте поиграем.

Плывёт кораблик по волнам.

(Волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя)

Дельфины слева, справа там.

(Волнообразные движения левой  кистью, затем правой кистью перед собой)

Волна кораблик догоняет

(Лёгкие движения кистями от себя)

И ветер с парусом играет.

(Помахать обеими руками влево - вправо над головой)

Воспитатель: Ребята, Капелька зовет нас дальше в путь. Закройте глаза…

(Включается слайд летнего леса, фонограмма с шумом реки. На стол ставится комнатный цветок, лейка, две бутылки с водой).

Воспитатель: Откройте глаза, ребята. В каком времени года мы оказались?

Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я…

Дети: Лето!

Воспитатель: Вот мы с вами попали в летний лес. Ой, как стало жарко!

Воспитатель: Ребята, слышите, кто - то просит пить. Да это цветок. Давайте его польем! Вот у меня бутылка с водой. Сейчас я ее перелью в лейку.

(Воспитатель берет бутылку, встряхивает. Пробка намазана черной краской. Вода окрашивается, становится грязной.)

Воспитатель: Смотрите, ребята, что это стало с водой?

Дети: Вода стала грязная, испачкалась.

Воспитатель: Можно такой водой поливать наш цветок?

Дети: Нет!

Воспитатель: Кто же это сделал?

(На слайде Капелька, появляется Злючка Грязнючка.)

  Злючка Грязнючка: Ха! Ха! Ха! Это я – Злючка Грязнючка. Теперь вы не напоите ваш цветок. Я вам сейчас все здесь испорчу!

Воспитатель: Ребята, нужно помочь Капельке прогнать Злючку Грязнючку и полить цветок! Поможем?

Дети: Да!

Злючка Грязнючка: А я возьму и сяду на ваши игрушки, и они станут грязные!

(слайд с игрушками)

Воспитатель: Ребята, что мы сделаем, чтобы игрушки опять стали чистыми?

Дети: Мы их помоем водой.

Злючка Грязнючка: А я  сяду на овощи и фрукты!

(слайд с овощами и фруктами)

Воспитатель: Ребята! А мы будем, есть грязные овощи и фрукты?

Дети: Не будем.

Воспитатель: Что мы сделаем с грязными овощами и фруктами?

Дети: Мы их тоже вымоем.

Злючка Грязнючка: А я залезу на ваши руки!

Воспитатель: Хорошо ходить с грязными руками?

Дети: Плохо!

Воспитатель: Как мы сделаем наши ручки снова чистыми?

Дети: Мы руки помоем!

Злючка Грязнючка: Нет,  мне здесь не нравится. Дети все – чистюли. Уйду я отсюда.

(Злючка Грязнючка уходит, появляется на слайде капелька)

Капелька: Ребята, спасибо, что помогли прогнать Злючку Грязнючку!

Воспитатель: Давайте польем наш цветок. У меня есть бутылка с чистой прозрачной водой. Сейчас я перелью эту воду в лейку. (Переливает). 

Воспитатель: Полина сейчас польет цветок, поможет ему.

(Ребенок поливает цветок)

Воспитатель: Вот и подходит наше путешествие к концу. Давайте вспомним и расскажем Капельке, какая вода может быть на ощупь?

Дети: Теплая и холодная.

Воспитатель: Во что превращается вода на морозе?

Дети: Вода превращается в лед.

Воспитатель: Что происходит со снегом и льдом в тепле?

Дети: Снег и лед в тепле тают, становятся водой.

Воспитатель: Кому нужна вода?

Дети: Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. Вода необходима растениям, животным, людям для жизни.

Воспитатель: Вода – друг человека. Ее надо беречь.

Капелька:  Спасибо вам, ребята! Мне было очень интересно с вами. До свидания!

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего на занятии? Во что вы хотели бы еще раз поиграть? Куда вы хотите еще отправиться в путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с использованием нестандартного оборудования — «парашют» по теме «Путешествие в страну «Здоровья»

Форма: совместная деятельностьЦель: укрепление  здоровья детей, их разностороннее  физическое развитие.Задачи:Образовательные задачи:·        Закреплять ко...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (окружающий мир) для детей младшей группы. Тема «Дикие животные»

Цель: - закрепить знания детей о диких животных ,их детенышах и о месте их обитания;-  обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанников детского сада, пропаганда ЗОЖ как совокупности з...

Открытое событие организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. Поделка из природного материала». Средняя группа. Тема: «Ранняя осень. Паучок».

Открытое событие организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. Поделка из природного материала». Средняя группа. Тема: «Ранняя осень. Паучок»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие (математические представления) во второй младшей группе Тема НОД: «Зайчик в гостях у ребят»

Образовательные области: познавательное  развитие, социально-коммуникативное.Вид занятия: комплексноеФормы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого ...