Конспект НОД по познавательному развитию "День и ночь - сутки прочь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Оксана Николаевна

Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях Солнца и жизнью на планете Земля.   Закреплять умение детей ориентироваться во времени, правиль­но  использовать названия частей суток, соотносить их со своим режимом дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_aleksandrova_o.n.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей подготовительной к школе  группы

на тему:

«День и ночь – сутки прочь»

Составила: воспитатель

 Александрова О.Н.

г. Новочебоксарск

2019

Программные задачи:

  1. Образовательная:

- формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях Солнца и жизнью на планете Земля.

          Закреплять умение детей ориентироваться во времени, правильно                    использовать названия частей суток, соотносить их со своим режимом дня.

  1. Развивающая:

- способствовать развитию познавательных интересов у детей, умению самостоятельно устанавливать причинно следственные связи.

  1. Речевая:

- обогощать и активизировать словарный запас;

- развивать желание участвовать в коллективной беседе.

       Материалы, инструменты и оборудование. Изображения созвездий, Луны, ночного неба, Солнца; энциклопедии, атласы с изображением ночного неба; глобус, настольная лампа; раздаточный материал для игры в парах «Времена года».

Ход занятия. 

Воспитатель рассказывает детям:

- Помните, ребята, в одной сказке Корнея Чуковского "зубастый крокодил солнце в небе проглотил".

- Верно, есть у Чуковского такая сказка.

- Так вот, как-то рассказываю и показываю я эту сказку пятилетней малышке, а малышка, представьте мне в ответ: "Так всегда бывает: стемнело - значит, крокодил солнце - ам! - и проглотил; утром брызнул свет в оконце, - значит, выплюнул он солнце..."

- А как думаете вы, ребята?

- Как же объяснить крошке, что крокодил тут не причем?

Ответы детей, их предположения.

Воспитатель: Ребята, сейчас, для того, чтобы всё выяснить,  мы с вами отправимся в путешествие в страну «Хочу все знать!» (звучит волшебная музыка, дети закрывают глаза). Вот мы и оказались в стране «Хочу все знать!»

    На столе дети видят яркую коробку, посылку от Незнайки. Незнайка сообщает, что он полетел на Луну и детям прислал в подарок фотографии из космоса. Дети рассматривают содержимое посылки.

Воспитатель:

     - Очень хорошо, кстати, такой подарок поможет нам разобраться в нашем вопросе.

1. О звездах и созвездиях.

Дети рассматривают фотографии звездного неба, звезды и отмечают, что звезды расположены группами — созвездиями.

 - Ребята, а что такое звезда?

- Любая звезда — это огромное солнце, которое ярко светит. Просто все звезды, кроме нашего Солнца, находятся очень-очень далеко от Земли, и до нас доходит только их слабый свет. Все звезды перемещаются по небу, кроме одной, которая называется Полярной. Эта звезда указывает, где находится север. Ориентируясь на нее, моряки и другие путешественники могут находить ночью дорогу.

  Воспитатель: Угадайте мою загадку «Доброе, хорошее на людей глядит, а на себя глядеть то не велит». (Солнце)

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о Солнце? ( Это огромная и раскаленная звезда, излучающая тепло и свет, на Солнце нет жизни, но оно дает всем на планете Земля жизнь.)

Воспитатель: Какое значение имеет солнце в жизни людей? (После каждого ответа ставить на доску соответствующую картинку.)

- Если светит Солнце - то трава - зеленеет, растет;

- Если греет солнце, то на деревьях набухают (почки), зеленеют (листочки);

- Солнце припекает снег (тает), появляются (проталины);

- Когда солнышко ярко светит, птицы (весело щебечут);

- Если Солнце пригревает, то цветы (расцветают);

- Весной Солнце появляется и насекомые (просыпаются);

- Солнце — это огромная, горячая, яркая звезда, которая дает нам свет и тепло.

Игра. Все дети - лучи. Один - солнышко. Солнышко на ушко шепчет какому-нибудь лучику, что ему надо сделать. Луч изображает это действие жестами и мимикой. Остальные угадывают, что делает тот или иной лучик.(Дети показывают, например, лебедя, жирафа, льва...)

2. О Луне.

- Похожа ли чем-нибудь Луна на Солнце? (Как и Солнце, она круглая, желтая ?.) Показ фотографии Луны и Солнца. Дети делают вывод: Солнце светит, а Луна нет.

- Мы видим Луну в небе, потому что она отражает солнечный свет. Это самый большой солнечный зайчик.

 - Однако, говорят, бывает солнечный и лунный свет. Какой из них помогает нам видеть днем, а какой — ночью? Что сильнее светит и лучше освещает все вокруг: Луна или Солнце? Когда мы лучше видим окружающие нас предметы: днем или ночью?

Луна — это спутник нашей планеты Земля. Что такое спутник? Это то, что всегда рядом. Вот и Луна всегда рядом с Землей, и не просто рядом — она постоянно вращается вокруг своей оси и вокруг Земли по кругу. Земля, Луна и Солнце имеют ось вращения. (Показать примеры: волчок, колесо).

- А как вы думаете, ребята. Наша планета стоит на месте? (ответы детей).

Да, Земля все время находится в движении. Она вращается вокруг своей оси и вокруг солнца. Полный круг вокруг солнца она делает за 1 год (12 месяцев). Как раз таким образом и происходит смена времен года.

Д/и «Времена года». (Работа парами)

- Молодцы, все справились с  заданием. А куда же исчезает Солнце ночью? И почему оно снова появляется каждое утро? Почему на Земле день сменяет ночь.

Опыт.

На столе устанавливается и включается настольная лампа — Солнце. Землю символизирует глобус. На той стороне глобуса, где находится наша страна, закрепляется кусочек белой клейкой бумаги.

- В том месте Земного шара, где прикреплена наклейка, находится наш детский сад.

- Наша планета постоянно вращается, вот, как она это делает.

Затем воспитатель размещает глобус возле включенной настольной лампы так, чтобы участок с белой наклейкой оказался на освещенной стороне, и спрашивает:

- Что сейчас должно быть в том месте, которое мы обозначили на глобусе, — день или ночь? Почему? (Там сейчас день, так как это место хорошо освещается Солнцем.)

Затем воспитатель поворачивает глобус вокруг его оси так, чтобы под «лучами Солнца» оказалась другая сторона, без наклейки. Белая наклейка в это время будет находиться на противоположной, неосвещенной стороне. Дети определяют, какое время суток теперь на участке с белой наклейкой, а какое — на другой стороне, и объясняют свои ответы. В том месте, где нет наклейки, наступил день. На противоположной стороне Земли, где наклейка, наступила ночь, потому что солнечные лучи не доходят до нее, это место оказалось в тени. Воспитатель повторяет свои действия, дети определяют, где в данный момент на Земле ночь, а где — день.

- Ребята, время, за которое Земля сделала полный поворот, называется сутками. Сутки состоят из дня и ночи.

Воспитатель напоминает детям поговорку: «День и ночь — сутки прочь». День — это время между восходом и заходом солнца, ночь — это время между., (дети объясняют: закатом и восходом солнца, в случае затруднения это делает сам воспитатель).

Игра "Танец на одной ножке" (дети кружатся на одной ноге).  Вот и наша планета: без конца кружится перед Солнцем, словно бы на одной ножке, как вы - перед лампой; то на одной стороне Земли день, то на другой; то на одной стороне ночь, то на другой.

   Воспитатель: Дети Солнце когда-нибудь отдыхает? ( Нет, оно всегда стоит на одном месте, а вот земля вертится.). Правильно, она подставляет Солнцу то один бок, то другой. Солнце может греть и освещать только одну сторону Земли, там светло значит там день (показ демонстрационного глобуса и настольной лампы).

Воспитатель: Какое время суток в этот момент на другой стороне оси Земли? (Темно – Ночь)

Воспитатель: Сколько дней и сколько ночей в сутках? (1 день и 1 ночь)

Почему говорят «День и ночь - сутки прочь» (потому что сутки прошли). За сутки можно переделать много дел, мы все время чем то заняты.

Игра «Части суток».

- Молодцы! Вы все справились с таким непростым заданием!

И я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно»

Правила - если я говорю правильно, то вы хлопаете ладошками, если неправильно - не хлопаете.

- Утром солнышко встает;

- По утрам нужно делать зарядку;

- Утром люди ужинают;

- День наступает всегда за утром;

- Днем в небе ярко светит луна;

- Днем люди обедают;

- Днем на улицах светят фонари;

- Заканчивается день и наступает утро;

- Вечером дети идут в детский сад;

- Ночью все спят;

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?

5. Итог.

- Что нового узнали? Понравилось ли занятие?

- Для чего нам нужна ночь?

- Для чего нам нужен день?

Ночь и день

Для чего нужна нам ночь?

Чтобы выспаться помочь,

Чтобы глазки не болели,

Чтобы сны они смотрели.

Чтобы шар луны ловили,

Чтобы со звездой светили,

Чтобы крылышки росли,

Чтобы мы летать могли.

Для чего нам нужен день?

Чтобы мы прогнали лень,

Чтобы бегали, играли,

Книжки добрые читали.

Чтобы свету улыбались,

Чтобы весело смеялись.

Чтобы мы любить учились

И как солнышки лучились.

(Лопатина,А., Скребцова, М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь"

Конспект интегрированной образовательной деятельности для средней группы . Используемые виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-х...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание». «Математика» в подготовительной группе Тема: «День и ночь – сутки прочь»

·         Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», «вчера», «сегодня», «завтра», представление о сменяемости суток и частей суток.  Активизирова...

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию « День и ночь - сутки прочь»

В конспекте рассказывается о частях суток, есть материал для развития мелкой моторики рук и рисования....

Тема: "День и ночь - сутки прочь"

Конспект занятия по природе....

Конспект НОД Тема: «День да ночь, сутки прочь»

Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», представление о сменяемости суток и частей суток. Развитие математических способностей у детей. Формирование у детей интерес...

конспект занятия для старшей группы "День и ночь-сутки прочь"

Конспект занятия для старшей группы по формированию целостной картины мира "День и ночь - сутки прочь"...