Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "
учебно-методический материал по окружающему миру

Родченкова Ольга Александровна

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание  образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации .  Для реализации этой цели  мы использовали  метеостанцию, установленную на территории нашего детского сада.

«Метеостанция» – это площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра, осадки). Здесь дети наблюдают за природными явлениями (например, состоянием растений, движением облаков). При этом используются простые приборы, которые помогают  определять погоду. У воспитанников детского сада развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать– все это необходимо для общего развития детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метеостанция в ДОУ24.66 КБ

Предварительный просмотр:

               

              


 
Тема  статьи: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "

воспитатель  подготовительной к школе    логопедической  группы №8
"Центр развития ребенка" МБДОУ №26
Родченкова О.А.

                      Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам,

                         приобретают способность сами ставить вопросы и

                         получать на них фактические ответы, оказываясь на

                         более высоком умственном и нравственном уровне в

                         сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

                                                                               К.Е. Тимирязев

Экологическое  образование и воспитание детей – это очень важный вопрос в настоящее время: только экологическая культура, экологическое мировоззрение  ныне живущих индивидов  могут вывести  человечество и планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают в настоящее время.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития детей – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые обладают экологической культурой, оно оказывает сильное влияние на их  чувства, ум, волю.

Экологическое воспитание – это  одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Работая с детьми дошкольного возраста,  педагоги, замечают и видят, что дети испытывают потребность в общении с природой.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение –

их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в

ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание  образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности,

создание условий для ее самореализации .  

 Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Основу содержания деятельности воспитанников детского сада составляют те  умения и знания, которые формируются у  детей в ходе знакомства с окружающим миром, в частности с природой. Ознакомление с природой – это одно из важных средств  всестороннего развития детей дошкольного возраста. Оно происходит в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы.

 Как известно, у природы нет плохой погоды. Синоптики всего мира следят за ее изменениями пытаясь  предугадать, и все же ошибаются. Мы с ребятами решили попробовать себя в их роли и научиться отслеживать изменения погоды. Для реализации этой цели  мы использовали  метеостанцию, установленную на территории нашего детского сада.

«Метеостанция» – это площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра, осадки). Здесь дети наблюдают за природными явлениями (например, состоянием растений, движением облаков). При этом используются простые приборы, которые помогают  определять погоду. У воспитанников детского сада развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать– все это необходимо для общего развития детей.
С её появлением  у нас есть возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить дошкольников в мир  новых открытий и исследований.
Метеоплощадка, с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения  воспитанников детского сада элементарному прогнозированию состояния погоды.

Планируя работу с детьми на метеостанции я ставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: Формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.  
Задачи:
 - Развивать экологические знания через организацию исследовательской деятельности и наблюдений за погодой на метеоплощадке.

- Развивать умение определять погоду, составлять прогноз,  используя специальные приборы, анализировать, делать выводы, расширять  кругозор детей.

- Закладывать этические, нравственные, трудовые основы. Раскрывать и развивать индивидуальный и творческий потенциал.

- Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность.

- Воспитывать осознанное отношение ребенка через общение с объектами природы.

Мною был составлен перспективный план работы на метеоплощадке с детьми на 2017 - 2018 учебный год, в который вошли образовательные занятия, наблюдения, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность с детьми, а так же работа с родителями.

На  метеоплощадке нами  использовалось оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, которые изготовлены из подручного материала совместно с дошкольниками. Детская метеостанция выполнена компактно, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи  педагога вести наблюдение за изменением параметров погоды.

Одним из стационарных приборов  метеостанции является флюгер, выполненный в форме вращающейся на опорной оси «совы», которая наглядно показывает  направление ветра по размещенному у его основания указателю сторон света. В противоположном углу  находится ветряной рукав - прибор для определения силы ветра.

Такой прибор обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.  

Метеобудка, в которую помещается прибор - термометр,  позволяющий воспитанникам детского сада при помощи педагога определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «тепло», «жарко», «холодно»  и т.д.

 Также на нашей метеостанции установлены солнечные часы. Они представляют собой плоскость, на которой изображены цифры, только вместо стрелок, расположенный на 90 градусов деревянный указатель. Мы с ребятами наблюдаем в солнечную погоду за временем на наших часах. Проверяем, правильно ли отбрасывает тень наша стрелка.

Кроме того, для наблюдений нами использовался набор выносных приборов, таких как дождемер -  служащий для измерения количества, а иногда и качества осадков, компас, для определения сторон света и ориентировании на местности.

Мы с ребятами  заметили, что не всегда осадки бывают чистыми. Тогда мы пытаемся ответить на вопросы, почему снег или дождь бывает грязный. Наблюдая за ветряным рукавом находим ответ на вопрос: сильный ветер может навредить природе?, при помощи градусника выясняем как мороз или солнце влияет на растения и животных и т.д.

Все показания приборов мы  фиксируем на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

В группе мною  проводились образовательные занятия по планируемым темам, опытно-экспериментальная деятельность, конструирование приборов своими руками.

Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Информацию родители получают из папок–передвижек, консультаций:  «Учите детей наблюдать», «Экология и мы»,  «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома»,  «Добро пожаловать на метеостанцию».

На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу

целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети

потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции:

слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что

-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто

поглядит вокруг.

 Родителям наша метеостанция   пришлась по душе. Вечером вместе со своими детьми, когда уходят домой, они с удовольствием идут понаблюдать за температурой,  силой и направлением ветра и т.д.  Ребята с интересом рассказывают и показывают, как пользоваться тем или иным прибором.

Особенно интересными для детей оказались   эксперименты и практические работы на метеоплощадке.  Действительно, различные формы проведения занятий  на метеостанции   смогли  сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.
Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. У детей  повысились навыки работы с календарями  наблюдений. Ребята стали заносить результаты  в  календарь  с большей  заинтересованностью, чем раньше. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий  дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на мой взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.  Также, у некоторых наших воспитанников   во время  занятий на метеостанции повысился уровень познавательных способностей, самооценка, они стали более уверены в своих действиях. В процессе наблюдений, экспериментов, экскурсий,  даже замкнутые детишки  проявляли большую активность и любознательность, старались работать вместе с группой детей. Практика работы с детьми  на метеостанции показывает, что  ребята получают разносторонние сведения о  погодных условиях природы и получают необходимую стимуляцию для формирования экологического сознания.  Все это свидетельствует о том, что работа по данной программе   интересна детям и полезна для развития  их интеллектуальной, нравственной  и эмоциональной  сферы.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

Опыт работы по теме: "Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Рецензия на опыт работы Светланы Николаевны Жуковой, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад № 10 КВ»г.Богородицка по теме: «Певческая деятельность как средство развити...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования основ экологического воспитания детей. Представлены формы работы по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованнос...

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

 Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы у...

Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...