Технология путешествие "по реке времени"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Егорова Людмила Александровна

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира.Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya._opyt_raboty_praktiki.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад комбинированного вида №8 г. Боготол

Педагогическая технология

Путешествие «по реке времени»

Современные люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в виртуальную жизнь компьютеров и других гаджетов. Окружающий мир уже не вызывает у них такой интерес как раньше. Но ребенок настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. То, что будет дальше в этой жизни, ребёнок узнает и увидит сам. Но, каждому ребёнку безумно интересно узнать, что же было, когда его не было. Узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность, в которой ребенок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность:

Но проблема в том, что для дошкольников время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания. У них наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии «сейчас»

Поэтому я пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени», которая направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему). 

Мною были поставлены следующие задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Устанавливать причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению (древность, старина. наше время, будущее)

3. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

4. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.

Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.

Технология строится на следующих принципах:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Используются следующие методы:

1.Словесный метод.

 * Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудио-записи.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

  • а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
  • б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
  • в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

  • Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

  • Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей это:

  • работа с пособием-панно «река времени», которая символизируют линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
  • рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Изготовленное дидактическое пособие-панно «река времени» –это длинное полотно из картона, примерным размером 50 х 120 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река.

Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время».

1. «древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей;

2. «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже,

3. «наше время» - современный мир.

А также в большом количестве и разнообразии требуются картинки - «метки» для наклеивания или накладывания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см) для каждой остановки во времени.

Алгоритм проведения «Путешествий по «реке времени»

     Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.

Отталкиваясь от события, ставится вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями.

Обсуждаются вместе высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала.

Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно. Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. 

Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия

Данная технология позволяет детям работать коллективно, в парах или небольших подгруппах, они учатся договариваться, составлять план, выполнять работу по теме, а в этом и есть успешность взаимодействия.

Панно «река времени» всегда «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей. При этом оно еще и мобильно: на очередном занятии мы имеем возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований».

Начинается работа с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». 

В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., или использовать тематику путешествий Н.А. Коротковой.

 Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

Успешно реализуется и проектная деятельность в рамках этой технологии. с детьми были организованы проекты: «В прошлое денег», «Моя малая Родина», «Как меняются игрушки» и т. д.

    Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа, и предназначения тех или иных вещей, но игра – путешествие является наиболее актуальным методом. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.

Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.

Данная технология направлена на включение родителей в новые формы сотрудничества. Родители являются активными участниками образовательного процесса. Они оказывают нам неоценимую помощь: вместе с ребёнком могут приготовить сообщение к занятию, помогают собрать и оформить необходимый материал (старинные вещи). Родители сопровождают детей во время экскурсий в городской музей, где дети тоже знакомиться с историей возникновения тех или иных предметов.

     Считаю работу по данной технологии эффективной, так как она показывает положительную динамику развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Представления детей об окружающем мире стали системны, они стали задавать больше познавательных вопросов и рассуждать. Дети проявляют самостоятельность и стремятся к преодолению трудностей, проявляют интерес к содержанию объекта познания и различным способам решения поставленных задач. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, дети учатся соотносить память о прошлом, знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир и как множество связей, сущностей, вещей, а также обогащают свой словарный запас и развивают речь.

Технология «Путешествие по «реке времени», отвечает запросам ФГОС и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности.

Практика была представлена на муниципальном форуме г. Боготола «Современная образовательная среда: идеи, опыт, практика». Межмуниципальном методическом мосте г. Ачинск в 2018-2019гг., получены положительные отзывы коллег.

    Но, как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности.

Проблема в том, что недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Заметила, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть), нежели иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Календари бывают разные" (с использованием технологии "Река времени")

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа)Образовательная область: «Познавательное развитие»Тема НОД: «Календари бывают разные»Вид НОД: формирование целостной картины мираФорма НОД: «Река вр...

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Технология "Река времени"

технология носит иновационный характер, в с истеме работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей...

Технологическая карта «Непрерывной непосредственной образовательной деятельности на тему «Одежда русского человека» (социально-коммуникативная) с использованием технологии «Река времени»

Конструкт НОД на тему "Одежда русского человека" для детей пятого и шестого года жизни. Форма организации групповая, подгрупповая....

Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))

Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...

Познавательное занятие "История Каменска Уральского" по технологии "Река времени"

Конструкторганизации непосредственно-образовательной деятельностипо технологии «река времени»Тема: «История и достопримечательности города Каменска-Уральского»Группа: подготови...