Конспект по теме «Знакомство с творчеством художника В. И. Сурикова» для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белясова Инна Юрьевна

Приобщение дошкольников к культуре родного края посредством знакомства с картиной В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_surikov.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по теме «Знакомство с творчеством художника В. И. Сурикова» для старшей группы

Цель: приобщение дошкольников к культуре родного края посредством знакомства с картиной В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством художника В. И. Сурикова.

2. Учить детей рассматривать репродукцию картины, отвечать на поставленные вопросы.

3. Вызвать интерес к художественному творчеству В. И. Сурикова.

4. Развивать связную речь детей.

5. Формировать умение внимательно рассматривать репродукцию.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Воспитывать любовь к истории, природе родного края.

Ход занятия:

Портрет В. И. Сурикова

Сегодня я хочу познакомить вас с одним замечательным человеком. Всю свою жизнь он занимался тем, что писал картины. Значит, кем он был? (Художником). Он написал много разных картин. А на одной даже изобразил сам себя.

Рассматривание автопортрета (тёмные волосы, усы, борода, строгий и серьёзный взгляд). Звали этого художника Василий Иванович Суриков. Звали, потому что жил он давно. Почти 160 лет назад. А родился в январе (24). В Красноярске даже есть дом, в котором он жил. Теперь это музей. Суриков с детства любил рисовать. Когда был совсем маленьким – рисовал на стульях. За что его очень ругала мама. Потом занимался рисованием и даже поехал учиться в Санкт-Петербургскую академию. И стал настоящим художником. Он писал очень разные картины. А однажды Суриков изобразил на своей картине игру.

Иллюстрация с изображением дома-музея В. И. Сурикова

Стихотворение «Суриков-гордость России»

В Красноярске есть домик нетронутый.

В нём старинный уклад сохранён.

Здесь родился художник особенный –

Покоритель эпох и времён!

Всё великое, гордое, чистое он в картинах живых воспевал.

Красоту и геройство российское акварелью холсту передал.

Сколько силы, отваги палитрою.

Лишь ему передать суждено.

Отразилась вся Русь колоритная.

На бессмертных холстах его!

Дорогие картины красуются.

В самых лучших музеях страны.

Поколение мира любуется

Мастерством живописца земли!

А сейчас я предлагаю вам поиграть со «снежком».

Упражнение «Возьми и передай снежок другому».

Дети сидят в кругу и передают воображаемый снежок друг другу ладошками. При этом каждый называет определение (какой? - холодный, круглый и т. д.) Затем дуют на ладони - «греют» их (дыхательная гимнастика)

Какие зимние игры вы знаете? (Ответы детей)

А знаете игру «Бойцы и пленники»? Это старинная русская игра. Хотите поиграть? (ответы детей).

Подвижная игра «Бойцы и пленники».

Играющие делятся на две команды. На стол положить кусочек ваты. От каждой команды к столу выходят по одному ребенку. Не касаясь руками стола, дуют на вату. На чью сторону упадёт кусочек ваты, тот победил. Проигравший идет в команду соперника.

Игра заканчивается с переходом всех бойцов в противоположную команду.

Работа по картине.

А вот ещё одна старинная игра. Представьте: конец зимы. Изо льда и снега выстроен городок со стенами, башнями и даже стражниками. У городка есть защитники. Но у них в руках не оружие, а ветки. Они ими размахивают и шумят, так как на городок нападают всадники и стараются его разрушить.

Вот такую игру видел сам Суриков и изобразил её на своей картине, которая называется «Взятие снежного городка».

Посмотрите, ребята, в центре картины что изображено? (Крепость). Как вы думаете, из чего она сделана? Правильно, из снега. Она уже разрушена, потому что игра идет к концу. Кто разрушил ее? Правильно, всадник на коне, сибирский казак. Посмотрите, как быстро скакал конь, прыгнул высоко и сумел разрушить крепость.

А здесь изображены защитники крепости. Что они делают (Ответы детей) Правильно, они машут ветками, кричат, свистят. А зачем, как вы думаете? (Ответы детей). Да, они хотят испугать всадника на коне, чтобы он не смог разрушить их крепость. А посмотрите на лица защитников, как вы думаете, они огорчились от того, что их городок разрушен? (Ответы детей). Защитники не расстроились, ведь это всего-навсего игра.

Посмотрите, на заднем плане картины художник изобразил зрителей. Много их или мало? (Ответы детей) Да, зрителей очень много, ведь это праздник «Масленица» и люди пришли повеселиться. Многие пришли пешком, а некоторые на санях. Посмотрите, каким красивым, пестрым ковром покрыты сани.

Какие звуки услышали бы, если бы картина зазвучала? (смех, весёлые крики, ржание коней). А сейчас давайте поиграем в игру и узнаем кто из вас самый внимательный.

Игровое упражнение «Рассмотри и покажи».

Воспитатель демонстрирует фрагменты картины, а дети показывают их расположение на репродукции.

Вы очень внимательно рассмотрели картину и правильно показали все ее фрагменты. А сейчас я предлагаю вам изобразить свой снежный городок.

Вопросы к детям:

-С каким художником познакомились?

-Где он жил?

-Какую картину он написал?

-Какая игра изображена на картине?

-С какой еще старинной игрой познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с творчеством художника В. И. Сурикова»

Краткосрочный проект в средней группе...

Конспект ООД в подготовительной группе Тема: « Знакомство с творчеством художника-иллюстратора В. Сутеева»

Этот материал будет полезен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

«Знакомство с творчеством художника-пейзажиста И.И.Левитана» (старшая группа)

Искуство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому мною был разработан конспект  ООД, в ...

Конспект занятия по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Старшая группа

Образовательная ситуация по ознакомлению детей старшей группы с книжной графикой.ОО "Художественно-эстетическое развитие".Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое ра...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Знакомство с творчеством художника иллюстратора Е.М. Рачева».

Цель:Продолжать знакомить с творчеством художника Е. Рачева, манерой его письма, иллюстрациями к сказкам, обращать внимание детей на средства выразительности, развивать интерес к книжной иллюстрации....

Конспект по ознакомлению с живописью «Знакомство с творчеством художника В. И. Сурикова» «Взятие снежного городка»

Цель: приобщение дошкольников к культуре родного края посредством знакомства с картиной В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30296734...