Технологическая карта организованной образовательной деятельности Тема: "Нужны ли нам деревья (на примере ели)?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Любовь Сергеевна

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhny_li_nam_derevyaosnovnoy.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Педагог _Новикова Любовь Сергеевна_________________________________________________________

ОО _Познавательное развитие____ Раздел Ознакомление с окружающим миром___ Возрастная группа  Старшая группа__________

Тема __Нужны ли нам деревья (на примере ели)? ______

Цель ООД: ___Расширение и обогащение представлений обучающихся о хвойных деревьях.

Задачи ООД:

Образовательные:  

-Формировать познавательный интерес к окружающему миру;

-формировать представления обучающихся о деревьях, их пользе в жизни человека;

-закрепить знания детей о деревьях, об уникальных свойствах хвойного дерева, о том, как человек использует эти свойства в своих целях;

-учить находить и называть признаки объекта;

- учить опытным путем определять возраст дерева.

Развивающие: 

- Развивать представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях (на примере ели);

- формировать системное мышление у дошкольников с помощью ТРИЗ технологии «Системный оператор»;

- активизировать и обогащать словарный запас за счет введения в речь обучающихся новых слов ( хвоя, спил, вечнозеленые, рубанок);

- развивать ассоциативное и диалектическое мышление;

- создавать благоприятные условия для детского экспериментирования.

Воспитательные:

-Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

Тип: формирование новых знаний, усвоение, закрепление.  

Этап,

хронометраж

Содержание деятельности

Реализуемые задачи

Форма работы

Методы и приёмы

Виды детской деятельности

Интегрируемые образовательные области (ФГОС ДО)

Планируемый результат

Формируемые целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

Используемые педагогические технологии

Оборудование

1.Организационный (0.5 мин.)

Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Воспитатель предлагает взяться за руки.

- Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! Здравствуйте, ребята!

(Здравствуйте!)

Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, настроить детей на общение

Фронтальная

Словесный

Коммуникативная

Речевое развитие, социально- коммуникативное

Психологическая готовность к совместной деятельности

Обладает установкой положительного отношения друг к другу

Игровые

2.Мотивационный (1.5мин.)

 - Ребята, посмотрите за окно, какое у нас сейчас время года?

(Зима)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Объект и его часть»

- Ребята, я зима, а ты…

Дети называют объекты, которые относятся к зиме (санки, снег, рукавичка, лыжи …)

- А какой у нас главный зимний праздник?  (Новый год)

- А как под Новый год мы украшаем свой дом?

(Дети перечисляют)

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель подводит к ответу, загадывая загадку: 

Вся пушистая, в иголках, а зовут ту гостью … 
(Ёлка)

- А что такое ель? (Дерево)

-Как вы думаете, нужны ли нам деревья? (Да)

- Хорошее предположение. Ребята, давайте мы это докажем и познакомимся с елкой поближе, а поможет нам в этом наша девятиэкранка.

-Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель; 

активизировать и обогащать словарный запас; 

-развивать ассоциативное и диалектическое мышление; 

-развивать представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях (на примере ели); -формировать познавательный интерес к окружающему миру;

Индивидуальная

Cсловесный, игровой, проблемно-поисковый

Игровая, коммуникативная

Речевое развитие социально-коммуникативное развитие

Определена общая цель

Умеет принимать общую цель

Информационно-коммуникационные технологии;

ОТСМ-ТРИЗ,

3. Основной,

усвоение новых знаний (10мин.)

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть на экран.

- Скажите, ребята, к какому миру относится дерево? (К природному, потому что выросло само по себе, без помощи людей)

- Ребята, скажите, на какие две группы делятся деревья? (Лиственные и хвойные)

- У лиственных на ветках плоские листья, а у хвойных- иголочки, иголки на хвойных деревьях – это те же листья и называются они - хвОя.

Воспитатель предлагает детям повторить это слово.

- На нашей елочке хвоя, значит это дерево какое? (Хвойное)

-На какую геометрическую фигуру похожа елочка?

(Треугольник)

- Что еще бывает треугольным? (Пирамидка, колокольчик, конус)

-А какая ель по цвету?

 (Зеленая) 

- Что еще бывает зеленым? (Трава, карандаш, ковер)

-Меняет ли свой цвет елочка на протяжении года?

(Нет)

- Правильно, в отличие от лиственных деревьев, хвойные деревья по осени иголочки не сбрасывают, они вечнозеленые, т.е. ВСЕГДА, в любое время года.

- Какие части есть у нашей елочки? (Корень, ствол, ветки, хвоя, шишки)

- Что она умеет по действию? (Растет, пьет воду, качается)

- А по месту, где мы можем ель увидеть? (Лес, парк)

- Давайте, рассмотрим прошлое елочки, чем она была раньше? (Росток, семечко)

-Сначала она была маленьким росточком, который появился из семечка.

- Каким по размеру был этот росток по отношению к взрослому дереву? (Маленький)

Физминутка:

Воспитатель предлагает ребятам показать, как происходил процесс роста елочки с самого начала.

-  Подул ветерок, деревья в лесу закачались, и их семена разлетелись в разные стороны, а затем опустились на землю.

 (Дети кружатся и садятся на ковер). Вы маленькое, сморщенное семечко, а я – тучка, проплыву над вами по небу и полью вас дождиком, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. (Дети кистями рук изображают корни дерева) Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся ростки. Куда? В землю? (Нет, к солнышку), (дети приподнимаются, изображая маленький росток). Растет наше дерево все выше и выше (Дети встают). Веточки на деревце растут.

Подул ветерок и деревце закачалось из стороны в сторону. (Дети подняли руки-ветви вверх и качаются из стороны в сторону)

-И вот уже его созревшие семена полетели в разные стороны и опустились на землю. (Дети сели на ковер).

Эксперимент:

- Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят деревья животным и птицам? ормят птиц своими семенами, служат домом жилищем для белок, разных птиц)

- А людям? (Ответы детей) Воспитатель приглашает детей к столам, для опыта.

-  А теперь подойдите к столам, мы будем с помощью эксперимента выяснять, какую пользу приносят деревья людям. Результаты нашего опыта занесем в морфотаблицу, чтобы не забыть.

Дети встают вокруг стола.

-Перед вами спилы хвойного дерева, возьмите их в руки. Спил-это кусочек дерева, полученный в процессе распила дерева на части, он полностью сохраняет все свойства дерева.

-А знаете ли вы, ребята, как определить, сколько лет дереву? Если посмотреть на него внимательно, то можно увидеть круги или ещё их называют кольца, по этим кольцам и определяют возраст дерева, сколько колец, столько и лет дереву.  (Дети рассматривают спилы, пытаются посчитать кольца, воспитатель называет возраст дерева)

- Какой спил на ощупь по твердости\мягкости? (Твердый)

-Как проверить спил на прочность? (Ответы детей)

- Сломать или смять попробуйте. Не получается? Значит, спил прочный.

- А какой он по рельефу? (Шершавый) – А теперь возьмите в руки деревянный брусок для сравнения, проверьте, какой он по рельефу? (Гладкий).

- Это говорит о том, что, дерево легко подвергается обработке. Таким оно становится, если плотник использует рубанок (инструмент для обработки дерева)

Воспитатель делает вывод с последующим занесением его в морфотаблицу:

-Благодаря тому, что дерево твердое, прочное и при этом легко обрабатывается, человек создает из него предметы своего быта. Посмотрите вокруг. (Дети называют деревянные объекты в группе)

-А теперь приложите спил к щеке. Какой он по температуре? (Теплый) 

-Это говорит о том, что дерево удерживает тепло и не пропускает холод. Поэтому из дерева строят дома. (поговорка -Изба елова,  да  сердце здорово)

-А теперь понюхайте. Что вы ощущаете? (Приятно пахнет) 

-Опишите запах. (Ароматный, душистый, приятный, крепкий, свежий)

-Поэтому дерево используют в медицине, в виде эфирных масел-настоящего природного лекарства.

 Воспитатель предлагает понюхать детям кусочек ваты с каплей эфирного масла хвойного дерева.

- Способно ли наше дерево издавать звук? Дети брусочком стучат по спилу (Да)

- Поэтому человек создает из него музыкальные инструменты. Воспитатель показывает детям деревянные ложки, ксилофон, трещотку.

(Все выводы по опыту отражены в морфотаблице)

Воспитатель предлагает детям вернуться к системному оператору. Дети садятся на ковер.

- А теперь давайте заглянем в будущее нашей елочки, что с ней может произойти? (Попадет на завод, и из нее сделают игрушку, дверь, мебель)

После обсуждения воспитатель предлагает заполнить окошко будущего, поместив туда деревянный конструктор.

 - Ребята, скажите, а все ли спиленные деревья попадают на деревообрабатывающий комбинат? (Ответы детей)

-Вспомните праздник- Новый год. В каждом доме в это время стояла нарядная ель. А  что с ней случается после праздника? (Выкидываем ее)

- Это хорошо или плохо? Ответы детей.

-Это плохо, потому что срубленное дерево не пошло на пользу людям, из него не сделают мебель или предметы обихода, оно уже не накормит птиц своими семенами, а растут деревья медленно, и пока вырастут новые – сколько кислорода не достанется людям.

- Как же, ребята, с этой проблемой справиться, подумайте, чем можно заменить настоящую, живую ель в новогодние праздники? (Сделать своими руками, купить искусственную ель). Воспитатель на экране показывает варианты сделанных руками человека новогодних елей.  

- Ребята, в начале занятия мы с вами предположили, что деревья нам нужны,  скажите, это действительно так? Ответы детей

 -Нам удалось это доказать?  (Да)

- формировать познавательный интерес к окружающему миру;

-формировать представления обучающихся о лиственных и хвойных деревьях;

-формировать представления обучающихся о пользе дерева в жизни человека, животных и птиц;

-закрепить знания детей о деревьях;

- формировать системное мышление у дошкольников с помощью ТРИЗ технологии «Системный оператор»;

- воспитывать бережное отношение к деревьям, природе в целом;

-учить находить и называть признаки объекта;

- учить опытным путем определять возраст дерева;

 -закрепить знания детей о деревьях, об уникальных свойствах хвойного дерева, о том, как человек использует эти свойства в своих целях;

- создавать благоприятные условия для детского экспериментирования;

-воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

Фронтальная, индивидуальная

Словесный, игровой, практический, демонстрационный.

Объяснение,

вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности.

Продуктивная, практическая, познавательная, коммуникативная, двигательная, экспериментальная

Речевое развитие социально-коммуникативное

развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Сформировались представления о хвойных деревьях, о роли деревьев в жизни человека, животных и птиц.

Обладает элементарными представлениями о жизни дерева, о его пользе для человека, животных и птиц; активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способен договариваться.

ОТСМ-ТРИЗ, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, экспериментирование.

Компьютер, цифровая консоль «Колибри»

- клеенка;

-отрывок муз произведения, спилы хвойного дерева и деревянные брусочки по количеству детей, салфетки, эфирное масло, вата.

- морфотаблица с картинками признаками;

- скалка деревянная;

-муз.инструменты (ложки, ксилофон, трещотка)

5.Заключительный. Рефлексия

(3мин.)

- Какую пользу приносят деревья людям? А животным? (Дети отвечают, обращаясь к результатам опыта, отраженным в морфотаблице).

- Как нужно относиться к деревьям в лесу? (Бережно)

-Молодцы, вы хорошо сегодня поработали!

-Подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность (выразить свое отношение) обучающихся;

-закрепить знания детей о деревьях, об уникальных свойствах хвойного дерева, о том, как человек использует эти свойства в своих целях.

Рассуждение

Словесный

Коммуникативная

Социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие

Обучающиеся, продемонстрировали усвоение материала.

Обладает начальными знаниями о пользе дерева в жизни человека, животных. Отвечает на вопросы взрослого.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. "Осеннее дерево"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Художественно-эстетическое развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Осеннее дерево» ...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по рисованию "Осенние деревья".

Группа: подготовительнаяТема: «Осенние деревья». Рисование Цель: формировать у детей эстетическое отношение к явлениям природного мира через рисование.Задачи: О – закреплять представ...