Конспект занятия по экологии "Я вулканам командир"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Плиско Ксения Михайловна

Опытно-экспериментальная деятельность «Я вулканам командир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_vulkan.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта № 1

Группа: Старшая

Тема занятия: Опытно-экспериментальная деятельность «Я вулканам командир»

Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные: закрепить полученные ранее знания о вулканах, закрепить представление о происхождении и строении вулканов; формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;  расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий и потухший  вулкан.

Развивающие:  развивать у детей активность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

         Оборудование и материалы: столы для проведения опыта, клеёнки; готовые вулканы; стаканчики с чистой водой, пипетки по количеству детей; ложечки для дозирования порошков; ёмкости по 3 шт. на каждого ребёнка; пищевая сода (в сухом виде), лимонная кислота, красный краситель; маленькие воронки; фартук для взрослого, фартуки, нарукавники для детей; интерактивная песочница, салфетки влажные, салфетки бумажные.

Технологии и методы  работы: Здоровье сберегающие, игровые, словесные, наглядные, практические, личностно - ориентированные

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Результаты

1

Вводная часть

Воспитатель:

Ребята, вы заметили, что к нам сегодня пришли гости? Давайте мы поздороваемся с ними.

Ребята, я приготовила для вас интересное занятие, а вот о чём оно вы узнаете, отгадав загадку.

Где с горы летит огонь,

И дымит со всех сторон,

Там опасный хулиган,

Вновь проснувшийся …

Правильно, сегодня мы поговорим о таком удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Давайте вспомним, что такое вулкан?  (объясняю, почему именно из лавы)

 Как устроен вулкан? ( на мольберте вывешиваю макет «Строение вулкана»)

Какие типы вулканов существуют, давайте, их перечислим?

Почему вулкан считается действующим? (прикрепляю картинку вулкана Ключевская сопка) Почему вулкан называют спящим? А, что значит потухший вулкан? Молодцы!

Скажите, как называется профессия людей, которые исследуют вулканы?

Извержение вулкана – это удивительное природное явление, давайте посмотрим, как это происходит с помощью интерактивной песочницы. Ребята, прежде чем приступить, напоминаю вам, что с песком мы работаем аккуратно, чтобы песок не попал в глаза.  Вам нужно построить высокую гору, сделать кратер и убрать руки от песка, чтобы вулкан ожил.

Что происходит с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

Воспитатель. Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, обратите внимание, что лава доходит до воды и появляется пар, происходит это потому, что лава горячая, а вода холодная.

Дети становятся в полукруг около интерактивной песочницы

дети здороваются

 

Дети: вулкан.

Дети: Вулкан гора, но состоит она из лавы, а не из камней, как обычные горы.

Дети: Вулкан имеет форму конуса,  внутри него жерло, по которому поднимается вверх горячая горная порода магма. Сверху – кратер, из него выходит пепел и лава.

Дети: действующие, спящие и потухшие.

Ответы детей.

Дети: вулканологи

Дети формируют из песка конусообразную гору, делают углубление и наблюдают за извержением.

Дети. Он извергается. Лава.

У детей появляется не произвольный интерес.

Дети заинтересованы. Отвечают на  вопросы.

У детей расширяются и систематизируются знания о вулкане

Дети  проявили интерес, работают с песком.

2

Основная часть

Воспитатель: Ребята, у нас в стране есть много вулканов, но находятся они очень далеко, на Дальнем Востоке: на Камчатке и Курильских островах. Но в нашем регионе вулканов нет и увидеть мы их не можем. Конечно, каждому хочется увидеть настоящий действующий или хотя бы потухший вулкан. Однако добраться до Камчатки и Курил нелегко. Но «покорить» вулканы можно и в нашем саду,  вы хотите сами разбудить вулкан?

Я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами станем вулканологами и проведем опыт «Извержение вулкана»  в лабораторных условиях. Строимся за мной в шеренгу, давайте и гостей пригласим с нами в лабораторию. (со словами шагаем в музыкальный зал)

Разминка

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть: «Раз, два, три!»

Вот мы и пришли в лабораторию, прежде чем приступить, наденем фартуки, нарукавники и очки.

А теперь давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

 

Чтобы провести опыт, надо строго выполнять мои инструкции и помнить о правилах безопасности.

Теперь  пройдём за столы и сядем.

Ребята, мы с вами заранее изготовили вулканы, но они спящие, я предлагаю вам их разбудить.

Перед вами на столах стоят ёмкости справа с содой, слева с лимонной кислотой. Давайте их рассмотрим, на что похожа сода? А лимонная кислота?

Ребята, сейчас мы будем их смешивать для создания «вулканической лавы», в отдельную ёмкость кладём 2 чайные ложки лимонной кислоты и 3 ложки соды, перемешиваем их (сама тоже смешиваю соду с лимонной кислотой). Теперь берём воронки и вставляем в жерло вулкана и пересыпаем смесь в жерло вулкана, добавляем несколько капель моющего средства. Молодцы!

Теперь в мерный стакан добавим немного красного красителя и размешаем. Как думаете, почему именно красный краситель? Осторожно добавляем немного воды в жерло вулкана.

Посмотрите, наши вулканы начинают просыпаться. Это взаимодействуют вещества: лимонная кислота и сода (щёлочь). Чем наш вулкан, отличается от настоящего?

Дети: да

Дети строятся в шеренгу и шагают за воспитателем в музыкальный зал.

Дети надевают фартуки, очки, нарукавники.

Дети: Нужно вести себя тихо, работать аккуратно. Ни чего не нюхать, не трогать руками без разрешения взрослого, и ничего не пробовать. При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.

Дети проходят за столы, садятся.

Дети соглашаются

 Ответы детей.

Ответы детей

Дети берут ложки и смешивают соду с лимонной кислотой в отдельной ёмкости.

Пересыпают смесь в вулканы. Добавляют с пипеток моющее средство.

Дети: потому что извергающаяся лава красного цвета.

Дети добавляют воду.

Дети: Наш вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, лава не горячая, как на самом деле.

Дети соглашаются

Дети выполняют движения согласно тексту

У детей развивается зрительное внимание и восприятие.

У детей развивается наблюдательность и познавательный интерес к экспериментированию.

У детей развивается внимание и воображение.

3

Заключительная часть

Воспитатель: Наше исследование подошло к концу,  нам удалось воссоздать извержение вулкана?

 А теперь давайте вспомним, как мы получили извержение вулкана в нашей лаборатории? Что вам понравилось больше всего, что нового вы узнали?

Теперь вы знаете, как можно самим сделать извержение вулкана, но помните любой опыт нужно проводить только со взрослыми, а не самим.

Ребята, я благодарю вас за работу и дарю в подарок эмблемы «Юный исследователь» А теперь давайте попрощаемся с гостями и вернёмся в группу.

Ответы детей

Дети: Смешивали пищевую соду и лимонную кислоту, добавили моющую жидкость, краситель и воду.

Ответы детей

Дети прощаются и уходят в группу с воспитателем.

Обобщение полученного детьми опыта

Формирование элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии

Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...

Конспект занятия по экологии «Я б экологом пошел, пусть меня научат».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Я б экологом пошел, пусть меня научат».Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с профессией экол...

Конспект занятия по валеологии Тема: «Командир моего организма – мозг».

Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.Задачи:Образовательные: формировать знания о том, что мозг является своеобразн...