"Белоствольная красавица"
проект

Халявина Анна Михайловна

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belostvolnaya_krasavitsa.docx69.4 КБ
Файл prilozheniya_k_proektu_1.docx451.48 КБ
Файл prilozhenie_2_2.docx136.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Дельфинчик»

 «Белоствольная красавица»

Рабочая программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста

                                                       Воспитатель:

     Халявина Анна Михайловна

Верхняя Салда

Пояснительная записка.

   В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу надо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

   Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно – ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служит: интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

  Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть  эту красоту, многообразие форм, оттенков, красок... Умение «смотреть» и «видеть», «слышать» и «слушать» не развивается само собой, а воспитывается. И именно в этом сложном познании мира природы велика роль  взрослого, который сам должен «видеть» и «слышать» природу и учить этому  ребенка.

 Природа - это неисчерпаемый источник, играющий очень важную роль в развитии всех органов чувств растущего человека и его эмоций. Но ребенок многого не замечает, его восприятие бывает очень поверхностно. И именно в общении  с природой он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущение, идущие от самой жизни.

   Ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотой, чувствует свою общность с явлениями окружающего мира и одушевляет их. Хорошо, когда  дошкольник чувствует себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования, находит новое в знакомом и знакомое в новом.

   Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях, а его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим.

   При выборе общеобразовательной программы я ориентируюсь:

1 -  на полноценное развитие ребенка как индивида, желание помочь ему

         войти в современный мир, приобщаться к его ценностям

2 - на семью, на возможность предоставить ей качественные  

     образовательные услуги.

Выбирая комплексную программу, руководствуюсь принципами:

- научность программного материала;

- методическая обеспеченность программы;

- наличие в программе задач экологического воспитания

- наличие критериальной базы;

- доступность изложения материала;

- новизна и современность педагогических технологий;

- обеспечение преемственности ДОУ и школы;

- личностно-ориентированный подход по взаимодействию педагога и  

   воспитанников;

- направленность программы на экологическое развитие личности;

    В основу программы Л.А. Венгера  «Развитие» положены:

        - концепция А.В.Запорожца  об амплификации развития в дошкольном детстве (его  обобщение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности);

       - концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями;

      - психологическая теория Л.С. Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания. Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы на протяжении всей человеческой жизни.

   Программа «Развитие» разработана для детей четырех возрастных групп (младшей, средней, старшей и подготовительной).

Цель программы: Развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников представлено в разделе «Ознакомление с окружающим миром».

Направленная работа по ознакомлению с природой  не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Авторы программы  выделяют основные задачи данного раздела по возрастным этапам:

   - помочь детям среднего дошкольного возраста понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилам поведения по отношению к животным и растениям

   - познакомить детей старшего дошкольного возраста с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона.

  - познакомить детей подготовительной к школе группе с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней.

     Анализ реализуемой программы показал, что в ней мало уделено внимания красоте природы, умению беречь и сохранять эту красоту в обыденной жизни. Решению этой проблемы может способствовать реализация  программы «Деревья родного города», так как она содержит следующие цели и задачи:

Цель: Формирование экологически грамотного отношения детей к миру  

            природы, к каждому ее субъекту объекту.

   Задачи:

  • Расширять и обобщать знания детей о дереве, как целостной взаимосвязанной системе.
  • Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, находить причинно-следственные связи.
  • Закладывать основы будущей личности: развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность.
  • Формировать позитивное, осознанное и бережное отношение ребенка к миру природы.

Данная программа состоит из нескольких программ: «Белоствольная красавица», « Пуховый король», «Уральская красавица», «Зеленая иголка» и другие. На примере одной программы «Белоствольная красавица» представляю алгоритм ознакомления детей старшего дошкольного возраста с деревьями

Реализация содержания программы проходит через:  

- совместную деятельность взрослого с детьми;

- организованные формы обучения (занятия, экскурсии, наблюдения);

- творческие домашние задания.

 

   

 

Данная программа в основной своей части базируется на наблюдениях, занятиях и продуктивной деятельности детей.  А также предполагает все виды детской деятельности: музыкальную, художественную, речевую, творческую, игровую, трудовую.

   Организация наблюдения в данной программе предусматривается как сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

   Организуя наблюдения в природе, решается в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о березе предполагается использование разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

  При ознакомлении детей с русской березкой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Данными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни деревьев.

  В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Данная программа как одним из средств образования предполагает использование художественной литературы. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

   Параллельно с наблюдениями дошкольники участвуют и в трудовой деятельности. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

  Основной формой организации детей в программе является занятие, которое даёт возможность уточнить и систематизировать накопленный личный опыт детей.

  Организация экскурсии в лес дает возможность ребенку в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

   В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность,- это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьезные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно - интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии: «Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

   Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарные знания о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.

Развитие культуры подрастающего поколения тормозиться низкой культурой взрослых. Экологическое бескультурье  становится нормой, ребенок воспринимает его  как привычную картину окружающего мира. Опыт общения с окружающей средой крайне беден позитивом. При общении с родителями нужно донести до них мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом  и образцом для подражания. Именно поэтому в своей программе особое место я уделяю работе с семьей. Данная работа включает в себя два блока: теоретический и практический.

   Теоретический блок включает в себя консультации, круглые столы, выпуск печатных изданий.

   Практический блок предусматривает совместные экскурсии. Туристические походы, участие в конкурсах, экологических акциях, сочинение рассказов и сказок, совместная театрализованная постановка сказок.

   

   

  В процессе реализации данной программы будет проводиться отслеживание качества полученных знаний, умений и навыков детей через разнообразные методы диагностики: игры, конкурсы, творческие задания, беседы, решение проблемных ситуаций. Итоговой формой контроля может служить творческий отчет в виде конкурса эрудитов.

   Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течение 3-х месяцев по 1 часу в день (60часов). И включает в себя следующие блоки: «Белоствольная красавица» и «Берёза в жизни человека».

Планируемый результат

1. Создание паспорта дерева.

2. Сборник стихов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.

3. Калейдоскоп детских фантазий «Берёзкины сны».

4. Фотовыставка «Мы с берёзкою друзья».

5. Книга детских рассказов «Белая берёза под моим окном».

6. Детское театрализованное представление.

7. Экологическая акция «Сохраним берёзовую рощу».

8. Буклеты: «Береги берёзку русскую», «Берёзовый доктор».

9. Альбом детских рисунков «Берёзкина галерея»

10.Поделки из бересты «Подарки милой мамочке»

Учебно-тематический план

№ п\п

Название темы

Общее количество часов

Из них

теория

практика

1

Введение

4

1

3

2

Белоствольная красавица

2.1. Знакомство с  

      белоствольной красавицей

13

3

10

2.2. Мы с берёзкою друзья

9

2

7

2.3. Берёзовая рапсодия

10

2

8

2.4. Берёза - символ России

9

2

7

3

Берёза в жизни человека

3.1. Народные умельцы

9

2

7

3.2. Берёзовый доктор

5

1

4

4

Итоговое  занятие

1

-

1

Итог

60

13

47

Содержание

  1. Введение

Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, воспитать эмоционально – положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.

1. Занятие   Прослушивание аудио энциклопедии для детей «Леса России»

                     Рассказ «Леса бывают разные»

    Цель: познакомить детей с разнообразием лесных массивов нашего края

                                                                                                     (Приложение № 1)

2.Поход  «Как прекрасен зимний лес»

    Цель: формировать у детей представление о приспособленности растений  

    к зимним условиям, воспитывать любовь к родной природе.  

    По дороге в лес воспитатель с детьми определяет погоду.

    Остановиться в месте, где хорошо виден лес и побеседовать с детьми.

              - Посмотрите на лес, красив ли он сегодня?

              -  Какими красивыми словами можно его описать?  

   В лесу обратить внимание на снежный покров. Глубокий ли он? Измерить        его палкой. Какую пользу он приносит растениям? Обратить внимание есть ли на ветвях деревьев снег, много ли его? Легко ли держать деревьям такую снеговую шапку? Что может случиться с ветвями деревьев? Чем мы можем помочь деревьям? Осторожно стряхнём снег с ветвей. Почему осторожно?

3.Творческое домашнее задание: «Деревья зимнего леса»

    Цель: развивать творческое воображение,  учить детей передавать

    в  рисунке свои впечатления, используя  различные  техники  

   (рисование,  коллаж, аппликация и другие)

4. Дидактическая игра  «Путешествие в волшебную страну»

    Цель: научить детей всматриваться в снежные сугробы и находить в них  

    сходство с разными птицами и зверьками, развивать фантазию

  1. Белоствольная красавица

2.1  «Знакомство с белоствольной красавицей»

Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Дать детям представление детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении.

1.Рассказ воспитателя: 

    Берёза – это замечательное  дерево, как осенью, так и зимой. Чаще других в нашей стране встречаются береза повислая и пушистая.

    Березу повислую — дерево до 20 м — несложно узнать по поникающим ветвям, она всегда «грустит». Есть особая форма этого вида — «плакучая» береза с особо длинными, низко опущенными ветвями. На молодых побегах растений хорошо заметны бугорки — «бородавки», поэтому раньше этот вид назывался березой бородавчатой.

 

2. Занятие  Рассматривание слайдов картин известных художников

    по методу фасилитации (facilitate – помогать, облегчать). воспитывать  

    эмоциональную отзывчивость на произведения искусства

    Цель: познакомить детей с творчеством известных художников,  

    воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства

    Предложить к рассматриванию:

              И.Грабарь «Февральская лазурь», Левитан «Берёзовая роща»,

             А.И.Куинджи  «Берёзовая роща»,  Якупов  «Утро»

          (Приложение № 2)

    Во время рассматривания слайдов задавать детям следующие вопросы:

               - Что вы видите на этой картине?

               - Что здесь происходит?

               - А, что ты видишь такого, что тебе позволяет так говорить?

3. Занятие Прослушивание аудио энциклопедии для детей «Леса России»

                    Рассказ «Берёзовый лес»

                                                                                                                (Приложение № 1)

4. Наблюдение  на территории детского сада «Что есть у берёзы?»

     Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и берёзе в частности.

     Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить

     с людьми.

     Детям можно задать следующие вопросы:

                   1.Чем деревья отличаются от других растений?

                   2.Какие деревья вы знаете?

                   3.Много ли деревьев растёт на территории детского сада? Как            

                      они называются?

4. Много ли деревьев растёт около вашего дома? Как они              

    называются?

 5.Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям?

 6.Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на                                

    земле? В нашем городе? А почему деревья могут исчезнуть?

5.Наблюдение  «Кора дерева»

Цель: учить детей определять возраст берёзы по коре, дать представление        

о том, что старое дерево тоже растёт.

Вопросы для детей:

1.Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?  (Нет, и  

ветки.)

2.Как можно определить возраст дерева?  

   (По коре, чем дерево старше, тем кора толще, твёрже.)

3. Как определить, что дерево болеет?  (Листья вянут, кора

трескается.)

4.Отчего деревья болеют?  (На коре поселились вредные  

насекомые.)

Посмотреть на кору дерева через увеличительное стекло, найти трещины.

6. Наблюдение   «Первый снег»

Цель: учить детей видеть красоту в засыпанных снегом берёзах.

   Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения –       берёзки в белоснежных шубах, ветки под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков… Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С.Есенина:

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом словно серебром.

    В снежных уборах можно увидеть медведя, гнома, сказочных птиц и дома.    

   Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме.

7.Труд  « Укроем берёзку снежным одеялом»

     Цель: воспитывать желание трудиться, чтобы кому-то оказать помощь                          

     Под снегом берёзке будет тепло, не замёрзнут корни.

8.Занятие « Заполнение паспорта берёзы»

    Цель: обобщить знания детей, полученные в  ходе предыдущих занятий и    

    наблюдений за берёзой.  

    Данные о березе занести в специально разработанный Паспорт Дерева

 (Приложение № 3)

9. Чтение: - «Моя берёза зимой» С.Воронин

     Цель: познакомить детей с художественными произведениями о берёзе.

                   - Стихи о берёзе

(Приложение № 4)

10. Логические игры

 -  «Чьи детки?»

   На листе в ряд или в столбик изображены деревья. Другой ряд или столбик составляют плоды деревьев. Последовательность плодов не соответствует последовательности деревьев. С помощью цветных шерстяных ниток нужно соединить дерево с соответствующим ему плодом.

- «Узнай дерево»

   На листе — контурные изображения деревьев. Нужно узнать, что это за

деревья. Найти среди них берёзу.

(Приложение № 5)

11.  Рисование  «Портрет берёзы», «Берёзовый сон»,  «Снежная сказка»

       Цель: закрепить и углубить представление о рисунке как передачи  

        характера образа, использовать цвет как средство передачи настроения.

12. Творческое домашнее задание

 - «На берёзовый листок напиши скорей стишок»

   Предложить детям вместе с родителями на выданных «берёзовых листочках» найти и написать стихи, загадки, потешки о берёзе. (Для оформления коллективной работы  «Нашей берёзе зима не страшна, стоит зелёная она»)

 - Детские фантазии на тему: «Снятся ли берёзке сны»

   Предложить детям пофантазировать на тему  «Снятся ли берёзке сны»,  

 а родителям записать детские фантазии.

13. Коллективная работа «Нашей берёзе зима не страшна, стоит зелёная    

      она», «Береза золотом покрыта»

      Цель: развивать умение работать в коллективе.

 

 2.2.  «Мы с берёзкою друзья»

 Цель: обратить внимание детей на деревья, которые нас окружают,  

 сформировать эмоционально, бережное отношение к ним.

1.Труд   «Устроим на берёзке птичью столовую»

   Чтобы нашей березке не было одиноко стоять на участке, устроим птичью  

   столовую. Изготовим и развешаем кормушки. Понаблюдаем, кто прилетит      

   к берёзке в гости.

        (Приложение № 8)

2. Фото – вернисаж «Мы с берёзкою друзья»

    Предложить родителям в выходной день, гуляя с ребёнком по городу  

    выбрать самую красивую берёзку и сфотографироваться возле неё.

3.Поэтический вечер  «Люблю берёзку русскую»

   Предварительно с музыкальным руководителем дети разучивают  

   хороводную песню «Во поле береза стояла...». С воспитателем разучивают  

   стихи и загадки о берёзе.

   На вечер приглашаются гости из параллельной группы. Дети им  

   загадывают  загадки, читают стихи, все вместе водят хоровод. В  

   заключение вечера дети  дарят гостям на память «берёзовые листочки».

(Приложение № 4, 6)

4.Экскурсия «Как хороша берёзовая роща»                                               

   Цель:  продолжать развивать способность детей видеть красоту зимнего  

   пейзажа — березовой рощи; учить детей восхищаться красотой стройных

   берез.

   Воспитатель предлагает описать рощу. Какой она стала?

   Каждый ребёнок может выбрать берёзку – подружку, которая ему больше  

   всего понравилась. Спросить у детей как бы они ласково назвали свою  

   березку?

5. Логические игры

               -  «Как зовут тебя деревце?»

Собери ассоциативную цепочку – с листочка. Выбрав  картинку с древом, ребёнок должен подобрать к нему листок, цветок и плод.

               - «Помоги белочке добраться до берёзки»

 (Приложение № 5)

6.Чтение  «Легенды и мифы о берёзе»

     Цель: дать детям знания о том, что Береза – это олицетворение Родины,    

     Весны, дерево душевного добра, дерево “четырех угодий”.

(Приложение № 4)

7.Рисование  «Белая берёза под моим окном», «Берёзовая роща»

     Цель: учить создавать образ к стихотворению. Совершенствовать технику

     рисования гуашью по цветному фону.

8.Коллективная работа  «Что нужно нашей берёзке?»

    Цель: дать детям понятие - коллаж. Обобщить представление о    

    взаимосвязи экологической системы.

9. Творческое домашнее задание:

    Предложить детям дома вместе с родителями сочинить свою сказку,  

    рассказ или историю о берёзе. Для создания сборника «Белая берёза под  

    моим окном»

2.3.  «Берёзовая рапсодия»

Цель: расширить представление детей об искусстве, музыке.

1. Занятие  Прослушивание музыкальных композиций различных  

                     исполнителей о берёзе.                                                                            

    Цель: познакомить детей с музыкальными произведениями о берёзе.

    Д.Хворостовский «Шум берёз», народная песня «Во поле берёза стояла»,    

    хоровая композиция на стихи С.Есенина «Белая берёза», группа «Любэ» и

    С.Безруков «Берёзы»

(Приложение № 1)

2. Разучивание песни «Во поле берёзка стояла»

(Приложение № 6)

3.Развлечение: «Во поле берёза стояла»

4. Разучивание песен  «Берёзонька», «Травушка – муравушка»

(Приложение № 6)

5.Труд « Изготовление шапочек – масок, для театрализованных            

    представлений»

6.Театрализованные представления: «Почему плачут берёзки»

     Цель: создать праздничную ситуацию, вызвать у детей желание быть  

     артистом.

7.Труд: Изготовление подарков для берёзки

8.Развлечение:  «У берёзки день рожденья»

   Развлечение проводится во время прогулки на участке группы.

9.Театрализованные представления: «Разговор деревьев»

     Цель: создать праздничную ситуацию, вызвать у детей желание быть  

     артистом.

10.Пьеса в стихах: «Берёзкины именины»

2.4. «Берёза – символ России»

     Цель: сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать    

     знания о символе славянского культа России - березе. Познакомить детей  

     с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой. Приобщать  

     детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине.

1.Занятие  Рассматривание различных гербов

   Цель: познакомить детей с понятием герб.

   У каждого города есть свой герб, может быть герб и у берёзы.

                                                                                                    (Приложение № 7)

2.Творческое домашнее задание  «Герб березы»

   Предложить детям вместе с родителями придумать и нарисовать герб  

   берёзы.

3. Изодеятельность  «Береги березку русскую»

    Создание серии запретных знаков: «Береги берёзку русскую»

    На знаках отразить действия человека, которые могут нанести вред  

    деревьям и которые, по мнению ребёнка, человек не должен совершать.

4.Труд «Мы деревья защитим»

      На прогулке развешать запретные знаки на дереве и рассказать о них  

      детям из  других групп.                                                                                                            

   

5.Выпуск печатной продукции  «Береги берёзку русскую».

   С помощью родителей составить и выпустить буклеты на тему «Береги  

   берёзку русскую».

6. Изодеятельность  «Зеленей берёзка русская»

    Создание серии разрешающих знаков: «Зеленей берёзка русская»

    На знаках изображается всё, что благоприятно влияет на растение,  

    способствует его хорошему состоянию.

7.Выпуск печатной продукции  «Зеленей берёзка русская».

   С помощью родителей составить и выпустить буклеты на тему «Зеленей  

   берёзка русская».

8.Рисование плакатов для экологической акции «Берёзовый край»

9.Экологическая акция: «Не обижай берёзку русскую»

   Развешивание плакатов с запретными знаками на подъездных дверях домов    

   своего района.

  1. Берёза в жизни человека

3.1 «Народные умельцы»

     Цель: познакомить детей с использованием берёзы в различных отраслях    

     народного хозяйства.

1.Занятие  Прослушивание аудио энциклопедии для детей «Леса России»

                     Рассказ «Берёза – удивительное дерево»

(Приложение № 1)

2.Беседа  «Из истории использования берёзы»                                              

   Цель: рассказать о том, что из древесины делают бумагу.

   Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку  

   бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого

   можно сделать? Старые книги нужно аккуратно заклеивать.

3.Экскурсия в Центр Детского Творчества

    Выставка: «Что можно сделать из берёзы»

4.Творческое задание «Мастер – класс по бересте»

    «Берестяное сердечко»

5.Труд «Книге вторую жизнь или книжкина больница»

    Подклеить книги в своей библиотеке.

6.Творческое задание «Закладка для книги»

    Изготовление закладок для книг своими руками.

7.Экскурсия в Краеведческий Музей

   «Выставка сказочных суеверий»

8.Творческое задание «Мастер – класс по бересте»

    «Браслетик копеечка»

9.Рисование: «Применение берёзы человеком»

   Цель: закрепить знания детей об использовании берёзы в различных  

   отраслях  народного хозяйства.

3. 2 «Берёзовый доктор»

      Цель: развивать познавательную активность детей в процессе  

      формирования представлений об использование берёзы в медицине.

1.Экскурсия в аптеку                                                                                    

   Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о правилах их

   сбора и применения.

2.Развлечение: «Бабушкины секреты»

3.Творческое задание: Мастер – класс: «Берёзовый чай»                                                                                               

   Цель: познакомить детей с процессом приготовления берёзового чая.

   Воспитывать внимание, аккуратность при работе.

4.Творческое домашнее задание «Полезные заметки»

    Предложить родителям вместе с детьми подобрать информацию о  

    целебных свойствах берёзы.

5. Выпуск печатной продукции «Березовый доктор»

    Составления буклета «Берёзовый доктор»

  1. Итоговое занятие

1.Конкур эрудитов «Берёзовые знатоки»

  Цель:  выявить знания детей о дереве, полученных в ходе реализации  

   программы «Белоствольная красавица».

Требования к уровню подготовки

Предметно – информационная составляющая:

-представление о дереве как о части целостной, упорядоченной, взаимосвязанной системе;

-представление о взаимодействии и взаимовлиянии человека и природы;

-знание о многообразии деревьев их красоте и полезности;

-знание об экологически грамотном поведении человека в природе по отношению к деревьям;

Деятельностно - коммуникативная составляющая:

-умение чувствовать и понимать природу;

-выполнение экологических правил поведения человека в природе;

Ценностно-ориентационная составляющая:

-представление о дереве как источнике красоты и вдохновения;

-осознание ценности и уникальности деревьев;

-позитивный опыт общения с природой;

-ответственное и бережное отношение к природе;

Перечень учебно-методического обеспечения

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

- мультимедийная установка

- экран

- слайды  картин известных художников

- увеличительные стёкла

- лопатки

- бумага для рисования

- гуашь

- цветные карандаши

- вата

- манка

- ватман

- ножницы

- цветная бумага

- цветной картон

- белый картон

- пустые коробки из под сока, чая

- шпагат

- фотографии

- фотоаппарат

-  логические игры

- произведения известных писателей

- различные журналы (для коллажа)

- изображение гербов разных городов

- компьютер

- брошюровщик

- береста

- атласная тесьма

- изделия из бересты и берёзы

- музыкальные произведения известных композиторов

- берёзовые листья

- берёзовые почки

- берёзовый гриб (чага)

Список литературы

  1. Дошкольники на прогулке. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80с.
  2. Дошкольное воспитание. 2002, № 3, Рыжова Н.А.,  Работаем по программе «Наш дом – природа», Здравствуй, дерево!
  3. Дошкольное воспитание. 2002, № 7, Рыжова Н.А.,  Работаем по программе «Наш дом – природа», Здравствуй, дерево!
  4. Дошкольное воспитание. 2002, № 10, Рыжова Н.А.,  Работаем по программе «Наш дом – природа», Здравствуй, дерево!
  5. Дошкольное воспитание. 2006, № 7, Р.Баженова, Белая берёза под моим окном, Дошкольное образование. 2005, № 10,издательский дом «Первое сентября», зановес открывается, Во поле берёза стояла
  6. Дошкольное образование. 2005, № 11,издательский дом «Первое сентября», П.Соловьёва, Берёзкины именины, пьеса  стихах
  7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ  Сфера, 2008. – 240с. (Программа развития)
  8. Игра и дети. 2005, № 3
  9. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ  Сфера, 2005. – 144с. (Серия «Программа развития»)
  10.  Монохина Е. Знакомим дошкольников с растениями.mht
  11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада \ С.Н.Николаева. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с., 8 л. ил. – (Дошкольный мир)
  12.  Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа \ Под ред. О.М.Дьяченко. – Гном – Пресс, 1999. – 80с.
  13.  Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка – Пресс, 2002 г. – 192 с.
  14.  Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня \ Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», ТЦ «Сфера», 2006. -192 с.
  15.  © 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября», Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

   

Аннотация

Программа «Белоствольная красавица» рассчитана на 3 месяца (всего 60 часов, в том числе теория – 11 часов, практика – 49 часов) на детей старшего дошкольного возраста.

   В процессе реализации программы у детей формируются экологические знания, познавательный интерес к миру природы, уважительное отношение, ко всем без исключения природным объектам, знание элементарных норм поведения по отношению к природе.

   Целью программы является формирование экологически грамотного отношения детей к миру природы. И разработка алгоритма наблюдения и изучения дерева на примере берёзы.

Полученные в процессе занятий знания, умения, навыки помогут ребёнку увидеть и оценить прекрасное, даже в обычном дереве. А по разработанному алгоритму мои коллеги со своими детьми смогут изучить любое другое дерево.



Предварительный просмотр:

                 

Приложения

к проекту

«Белоствольная красавица»

(Приложение №1)

1.Аудио энциклопедия для детей «Леса России»

2.Аудио запись музыкальных композиций

(Приложение №2)

куинджи берёзовая роща1.jpg

А

А.И.Куинджи «Берёзовая роща»

куинджи берёзовая роща.jpg

левитан берёзовая роща.jpgякупов утро.jpgЯкупов «Утро»

Левитан «Берёзовая роща»

февральская лазурь.jpg

И.Грабарь «Февральская лазурь»

8.jpg

Е.Волков «Октябрь»

10.jpg

А.Рылов «В лесу»

13.jpg

В.Никонов «Ненастье»

(Приложение №3)

ПАСПОРТ ДЕРЕВА

Название дерева ______________________________________________________________

Место «прописки» (название города или района, улицы и т. п.): ______________________

____________________________________________________________________________

 Где растет дерево ____________________________________________________________________________

Примерный возраст ____________________________________________________________

Окружность ствола на высоте 1 метра ____________________________________________________________

Примерная высота дерева ____________________________________________________________

На какой высоте дерево начинает ветвится ____________________________________________________________

Форма кроны (нарисуй и закрась зеленым цветом):

Состояние дерева в момент заполнения карточки (отметь нужное, поставив «галочку»):

Отличное___

Хорошее___

Плохое____

(Приложение №4)

С. Воронин

МОЯ БЕРЕЗА

   Прямо перед моим окном растет высокая стройная береза. Когда-то, давно-давно, лет двадцать назад, я косил траву и в ее гуще заметил маленькую березку и оставил ее. Не срезал. И теперь ее верхушка упирается чуть ли не в небо. Да, теперь она могучая, и, казалось бы, ничто не может ей угрожать, и все же я боюсь за нее. Столько опасного подстерегает мою березу. Это только кажется, что дерево ничего не чувствует. На самом же деле у него своя жизнь, свои радости и тревоги, только люди не замечают этого. Но если присмотреться, прислушаться, то можно многое увидеть.

Я вам расскажу то, что мне удалось заметить. Расскажу, как береза борется за свою жизнь.

Зимой

Ах, какие в этом году были сильные морозы! Чтобы заледенить все живое, им помогали северные жестокие ветры. Погибли яблони, вымерзли клены.

Я глядел на березу и думал, что вот она не покинула эту суровую землю, на которой выросла сама и растут ее дети. Не ушла, а только крепче затаила свои почки, сжала их, чтобы сохранить от морозов.

Ей разодрало ствол, и ее белая мякоть, запорошенная снегом, лезла мне в глаза. Я прикоснулся к стволу. Кора в нем была грубой, вся в трещинах.

Это была рабочая кора, пригодная для борьбы с ненастьем, вьюгами, ветрами.

***

С.Леонидов

   Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки. Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.

Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди, но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду, и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила. Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

Легенда о березе

Русалкам не положено было в древние времена при свете дня показываться над озером. Как только первые лучи солнца пробивались над озером - русалка должна была уйти в свой прохладный дом. И год за годом так и жила себе одна юная русалка. Но однажды заигралась русалка и не успела уйти. Увидела она Бога всемогущего солнца Хорса и полюбила его. И ему полюбилась ее вдумчивая красота. Потянулся он к ней своими лучами. Сначала согревая, а затем обжигая... Попыталась было уйти от него русалка, но не отпустил ее Хорс. И русалка превратилась в дерево... Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обожженными пятнами на ней от поцелуев-лучей бога Солнца.

В старину говорили: "Береза - дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого - быть тому счастливым и удачливым во всем". Зная "капризность" дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было "поговорить" с деревом, попросить у него силы и помощи.

СТИХИ О БЕРЁЗЕ

 «Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую».   (А. Прокофьев)

***

«Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых.

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра малого

Лесную позднюю красу».

(Н. Найденова)

***

Березка

У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зелены косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы.

Стали грызть березку,

А березка — в слезы.

Защищать березку

Стали мы гурьбою,

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

(П.Ворнько)

***

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красные девушки

Венки вьют, плетут.

(Русская народная песня)

***

Березка

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

(В. Рождественский)

***

Белая берёза

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахрамой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

(С. Есенин)

***

Для меня, Россия - белые березы,

Для меня, Россия - утренние росы,

Для меня Россия ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа,

У моей России - длинные косички,

У моей России - светлые реснички,

У моей России - голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

Если дружба велика - будет Родина крепка



Предварительный просмотр:

(Приложение №7)

россия.gif

герб России

герб Москвы москва.gif

екатеринбург.png   герб Екатеринбурга

gerb_g_v_salda.gif

герб Верхней Салды

(Приложение №8)

Кормушка из пакета из-под сока

Кормушка из пустого пакета из под сока или молока. В нижней части пакета прорезаются два- три отверстия. Они могут быть как круглой, так и прямоугольной формы.

Кормушка из коробок для лапши

Кормушка из двух пластиковых коробок от лапши быстрого приготовления, соединенных кусочками картона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Белоствольная красавица"

Проект расчитан на детей 6-7лет и рассказывает об уникальности этого дерева....

"Белоствольная красавица" интегрированное экологическое занятие в подготовительной группе

Что знают наши дети о исконно русском дереве, которое встречается нам повсеместно - березке? Такая знакомая с детства, неотделимая от природы нашего Отечества, белоногая краса...

Проект "Белоствольная красавица" старшая группа

Проект "Белоствольная красавица" (образовательная область "Познание") старшая группа...

Познавательно-игровой проект "Белоствольная красавица"

Задачи проекта можно определить как расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе, о значении ее в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее ...

"Белоствольная красавица"

ПРОЕКТ«БЕЛОСТВОЛЬНАЯ КРАСАВИЦА»Тип проекта: познавательно - игровойХарактер проекта: региональный внутренний.Продолжительность проекта: долгосрочный.Предмет исследования: берёза.Задачи исследова...

Экологический проект для детей подготовительной группы «Белоствольная красавица».

Знакомство детей с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру.Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.Воспитание бе...