Картотека опытов по теме «Микромир» для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

из этой картотеки вы узнаете об опытах с микроскопом для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека  опытов по  теме «Микромир» для детей старшего дошкольного возраста

Название

Цель

Материалы и оборудование

Ход опыта

Результат

Знакомство с микроскопом

Создание условий для знакомства детей с микроскопом, формировать навыки обращения с  микроскопом.

Микроскоп, предметные стекла

Показать детям микроскоп. Вопрос: - Что это такое? Для чего он нужен? (Чтобы рассмотреть предметы в увеличенном виде) Люди каких профессий используют их в работе? (Медики, ученые и др.) Какие детали есть у микроскопа? (Предметный столик, увеличительное стекло, ручки регулировки . Окуляр — место, в которое нужно смотреть. Как правильно смотреть? Один глаз надо закрыть, а другой плотно прижать к окуляру. Лупа объектива — увеличивает изображение. Зажим — закрепляет слайды. Зеркало — отражатель нужно, чтоб поймать луч света.

Микроскоп  -  необходимый прибор в жизни человека.

«Тайны бутылочной пробки»

Знакомство  с понятием

«клетка», ее видом под микроскопом.

Микроскоп, тонкий срез пробки от бутылки

Берем очень тонкий-тонкий срез пробки от бутылки (можно взять из набора препарат «Пробка»), рассмотрим его под микроскопом на малом и среднем увеличении, используя верхний свет.

Мелкие пустые ямки – это и есть клетки. Стенки у них толстые, что не пропускает свет внутрь и не позволяет клеткам взаимодействовать между собой. Поэтому клетки пробки отмирают и выглядят под микроскопом как пустые ячейки. Зато образованная ими ткань благодаря толстым клеточным стенкам получается очень прочной и отлично защищает растение от повреждений.

«Клетки лука»

Создание условий для рассмотрения клеток лука

Микроскоп, предметное стекло, пинцет, покровное стекло, игла, йод, кипяченая вода

Нужно разрезать луковицу на части и отделить один слой. От этого слоя отрезать маленький кусочек, а затем с вогнутой стороны этого кусочка луковицы при помощи пинцета отделить тонкую пленочку. Затем на предметное стекло капнуть кипяченой воды, опустить в нее пленочку и аккуратно расправить иголкой. После чего капнуть на препарат водного раствора йода (для окрашивания бесцветных клеток лука). Накрыть покровным стеклом и промокнуть выступившую воду. И теперь можно приступать к исследованию растения.

Дети делают вывод о том, всё живое в природе состоит из клеток.

«Листок  фиалки»

Создание условий для знакомства детей с микроорганизмом – клеткой.

Микроскоп, кусочек листа фиалки, предметное стекло, покровное стекло.

Положите кусочек среза листа  на предметное стекло и рассмотрите на среднем и большом увеличении при нижнем или верхнем свете.   Дети видят клетки. внутри клеток фиалки есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет.

Дети делают вывод о том, всё живое в природе состоит из клеток.

«Вот какой мой волос»

Установление внешнего вида волоса.

Микроскоп, кусочек волоса, предметное стекло, клей, покровное стекло.

Положить кусочек своего волоса на предметное стекло и рассмотрите на среднем и большом увеличении при нижнем или верхнем свете. (Чтобы волос не двигался, что можно смазать клеем и прижать покровным стеклом). Чем покрыт волос? Погладьте волос руками, тканью и посмотрите, как изменятся чешуйки. Под кутикулой находится средний слой пигментный, он придает волосам цвет. Сравните волосы по толщине различного цвета и у разных по возрасту людей, седые волосы.

Крохотными чешуйками, называются кутикулой. Если чешуйки прижаты, то волосы выглядят блестящими и гладкими, если – взъерошены, то тусклые и неухоженные.

« Что за жители у нас на зубах?»

Создание условий  для установления  вредных микробов на зубах.

Зубочистка, зубной налет, микроскоп, капля воды, предметное стекло

Зубочисткой осторожно берем с зуба зубной налет, размешиваем в капле воды на предметном стекле, прижимаем покровным стеклом и изучим на среднем и большом увеличении под нижним светом.

Вы увидите микроорганизмы, которые живут на ваших зубах. Они питаются остатками пищи (очень любят сахар), «покушали» и выделили кислоту (вредное для зубов веществе), она разрушает зубную эмаль. Из-за этого начинается кариес или зуб совсем разрушается. Поэтому мы чистим зубы, удаляем эту кислоту и вредные микробы. Животные не чистят зубы, потому что они не едят сахар и у них зубы не разрушаются.

«Мёд»

Установление состава меда – сахар и его форму.

Чайная ложка меда, предметное стекло, покровное стекло

Возьмите чайную ложку прозрачного меда. Размажьте ее по предметному стеклу и прижмите покровным стеклом. Рассмотрите т на среднем и большом увеличении, используя нижний свет. Давайте рассмотрим другой препарат из другого меда, и установим, качественный он или нет. Рядом с предыдущим препаратом размажьте другой мед и сравните с предыдущим, сравните и сделайте вывод.

Вы увидите очень красивые. Длинные и тонкие кристаллы. Некоторые производители в мед добавляют не сахар, а заменитель. Кристаллы такого меда имеют форму геометрических фигур или форму крупных глыбок.

«Хлопковая нить»

Создание  условий  для рассмотрения волокон хлопковой нити

Кусочек хлопковой нити, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло

Хлопок – это растение, из которого делают хлопковый материал, нитки и вату. Берем кусочек хлопковой нити, растеребите ее и положите на предметное стекло, прижмите покровным стеклом и на всех трех увеличениях под нижним светом рассмотрим. Теперь возьмите немного ваты, тонким слоем уложите ее на предметное стекло, прижмите покровным и рассмотрите на всех увеличениях под нижним светом. Видите сходство или нет?

Вы увидите длинные клетки. Присмотревшись, вы увидите клеточную стенку, поэтому летом в одежде из хлопка не жарко, ткань «дышит» и легко пропускает воздух.

«Пыль»

Создание условий для определения состава пыли из игровой комнаты.

Предметное стекло, пыль, микроскоп, покровное стекло.

Положите предметное стекло в горизонтальном положении на видное место на полку в игровой комнате. Через три –четыре дня накройте покровным стеклом и рассмотрите на среднем и большом увеличении под нижним светом. Что же мы видим?

Вы видите множество разнообразных частичек. Некоторые имеют клеточное строение – это волокна хлопка и льна, отшелушившиеся частички кожи. В других вы узнаете тоненькие волоски и шерстинки животных. Третьи будут представлять зерна пыли, а другие и вообще невозможно установить принадлежность. Совокупность всего этого и есть пыль.

«Школьный мел»

Создание условий для определения состава школьного мела.

Школьный мел, предметное стекло, микроскоп.

Раскрошите школьный мел на предметное стекло и рассмотрите на малом и среднем увеличении, используя верхний свет.

Если мел хороший, то вы увидите частички раковин. Как они красивы. Мел - это меловые залежи, образованные из прессованных раковинок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...

Проект «Этот удивительный микромир» для детей старшего дошкольного возраста

Внедрение информационно-коммуникационных технологий, в частности учебный микроскоп с нижней подсветкой в образовательный процесс ДОУ....