Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: « Путешествие Лунтика на планету земля».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Семиколенных Людмила Владимировна

формирование представления солнечной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование представления солнечной системы

Задачи:

Обучающие: Учить устанавливать и понимать причинно-следственные связи;

уточнить и расширить представления детей о космосе; совершенствовать

знания о планетах солнечной системы.

Развивающие: Вызвать познавательный интерес к космосу; расширить

словарный запас; развивать мышление, фантазию, воображение.

Воспитывающие: Воспитывать чувство коллективизма, умение работать

сообща; довести до детей понятие о бережном отношении к земле, и о

сохранении ее для последующих поколений.

Словарная работа:

Атмосфера- газовая оболочка, окружающая Землю, некоторые другие

планеты, солнца и звезды( С.И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”

Москва 4-е издание 2005 года, страница 31).

Мотивация: Личностная заинтересованность.

Аудио и видео средства: Видео двойка, диск с записью слайдов, магнитофон,

аудиозапись.

Дидактические средства: Мягкая игрушка Лунтик, магнитная доска с

макетами планет, дидактическая игра “Расположи планеты солнечной

системы”, мячи для экспериментирования и фломастеры по количеству

детей.

Предворительная работа:

Занятия “Планеты солнечной системы”, “Полет на луну”; чтение

художественной литературы о космосе; рисование на тему: “Космический

пейзаж”; конструирование модели ракет, развлечение “Полет к звездам”.

Перед началом занятий проводится игра с мячом “Воздух, земля, вода”

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природой,

например, “сорока”. Ребенок должен ответить “воздух” и бросить мяч

обратно. На слово “дельфин” ребенок отвечает “вода” , на слово “волк” –

“земля” и т.д.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие- Как вы

думаете, на каком транспорте мы можем отправиться в путешествие?

( ответы детей)

- А куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка про луну

- Ночью на небе только один

- Большой серебристый висит апельсин.

- Правильно, наш космический корабль отправится на луну.

-Итак, прошу занять свои места на ракете.

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск!

( На луне детей встречает Лунтик)

Сюрпризный момент

-Ой, ребята, кто это?

- Лунтик, хочет узнать, что вы знаете о его планете.

- Луна- это спутник Земли. Поверхность спутника холодная и темная.

Луна не светится сама, но ее освещает солнце, поэтому она видна на небе.

На луне видны темные пятна, которые называют морями, но в них нет ни

капли воды. Поверхность луны нагревается до очень высокой температуры, и

остывает ночью до очень низкой.

- Что еще есть в космосе? ( Планеты, звезды, кометы).

- Ребята, как вы думаете, на что похожи звезды? ( На маленькие сверкающие

точки).

- Как вы думаете, из чего состоят звезды?

- На самом деле звезды- это огромные раскаленные газовые шары, похожие

на солнце. Самые горячие из них, голубого цвета, менее горячие- красного.

- Как вы думаете, чем отличаются звезды друг от друга?

- Ребята, звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды- гиганты, а

есть звезды- карлики. Нам кажется, что звезды неподвижные, но на самом

деле звезды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся с огромной

скоростью.

- Ребята, как вы думаете, звезды днем светят?

- Днем они тоже светят. Но небо становится настолько ярким из-за

солнечного света, что свет звезд затмевается.

- Какая самая ближайшая к земле звезда?

- Ребята, как называется семья Солнца? (солнечная система).

- Из чего состоит солнечная система? ( из планет).

- Какие планеты солнечной системы вы знаете?

-Ребята, как движутся планеты вокруг солнца?

- Как вы думаете, как называется путь планеты? (Орбита).

- Лунтик хочет узнать, знаем ли мы расположение планет солнечной системы.

Дидактическая игра “расположи планеты правильно”

- Лунтик нам предлагает поиграть в игру “ Расположи планеты солнечной

системы на свою орбиту”.

- Ребята, давайте покажем Лунтику свои знания.

( один ребенок работает у магнитной доски, остальные парами за столом).

Воспитатель загадывает детям загадки про планеты, а дети располагают

планеты на орбиты в порядке удаления их от солнца.

Отгадывание загадок.

- Ребята, Лунтик приготовил нам загадки про планеты солнечной системы.

1. На этой планете, такая жара, что там оказаться опасно, друзья. (Меркурий)

2. А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечным луч не достал ( Плутон).

3. А эта планета, гордится собой

Поскольку считается самой большой ( Юпитер).

4. Планета кольцами окружена

И этим от всех отличалась она. ( Сатурн)

5. А что за планета зеленого цвета?( Уран)

6. Царь морской название той планете дал

Он именем своим ее назвал. ( Нептун)

7. К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови.( Венера и Марс).

8. А эта планета, нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета… (все: Земля)

- Кто расскажет, в каком порядке вы расположили планеты!

- Лунтик, ничего не знает о нашей планете, давайте пригласим его на нашу

планету.

Физминутка “ Луноход”

По луне луноход

Осторожно идет.

Он карабкается еле

По обрывам и по щелям,

Через рутины и ямы,

Через кратеры вулканов.

А вокруг- пустынно, голо.

Днем- жара, ночью- холод.

Только к цели, к цели прямо.

Луноход идет упрямо.

Как разведчик верный, смелый,

Выбирает путь умело.

Отправляясь в полет,

Он на землю нас вернет.

Рассказ воспитателя о том, как раньше люди представляли Землю и

демонстрация слайдов на экране.

- Ну вот мы и вернулись на Землю и будем знакомить Лунтика с Землей.

- Для начала немного истории.

В древние времена люди по-разному представляли, как выглядит Земля.

-В Индии люди считали, что на спине огромной черепахи, стоят 4 слона,

которые на своих могучих спинах держат землю

- В древней Греции считали, что она огромная и плоская, как блин.

- Находились смельчаки, которые мечтали добраться до края земли, а что

там, на краю Земли, и можно ли с него упасть? Те люди, которые

путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до

большой воды моря или океана. Они считали, что их путешествие

закончилось: вот он край Земли, и ничего кроме воды, дальше уже нет. Но

были и такие, который, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и

продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце

концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь в одном

направлении, они почему-то возвращались туда, откуда начинали

путешествие.

“ Почему же так происходит?” – задумались люди. А это мы узнаем, сделав

эксперимент.

Эксперимент.

Воспитатель. Я приготовила для вас обычные мячи. Возьмите их. А еще вам

понадобятся фломастеры. Теперь представьте, что вы путешественники, и

каждый из вас на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь

ваш путь пойдет все время вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за

движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в

одном направлении, то окажетесь в той точке, откуда начали свой путь.

- Какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись после

длительного путешествия в то же место, откуда начали путь!

- Что Земля- это шар.

Рассказ воспитателя о планете Земля и демонстрация слайда.

- Из космоса наша Земля кажется маленьким шаром.

- Кто знает, как называется модель Земли?

- Какие цвета вы видите на глобусе?

- Что она обозначает?

- Какого цвета больше? Что это значит?

- Земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха.

- Как вы думаете, как может называться эта оболочка? И для чего она нужна?

- Эта, оболочка называется атмосфера. Атмосфера- это газовая оболочка

земли.

Окружает земную сферу

Воздушная атмосфера

Ее прозрачная вуаль

Укрыла Землю, словно шаль.

- Почему атмосфера очень важна для земли?

- Потому что, воздухом, из которого она состоит, дышат люди и животные.

- Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и

вредного космического излучения, но в то же время не дает рассеиваться

теплу и спасает Землю от падающих из космоса камней и ледяных глыб. Они

либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере.

- Наша Земля очень красивая.

- Она красивая, потому что она жива: на ней обитают люди, животные, растут

растения. Все они могут жить на земле, так как есть для этого условия:

пресная вода, достаточное количество пищи, есть воздух для дыхания, тепло

и свет.

- Но еще люди построили на Земле много заводов, фабрик, которые

загрязняют воздух, почву.

- Ребята, как вы думаете, а еще как люди загрязняют землю?

Дидактическая игра “Что будет, если?”

-Ребята, Лунтик нам предлагает поиграть в игру “Что будет, если?”

- Что будет, если человек срубит дерево?

- Если три человека срубят деревья?

- Если двадцать человек срубят деревья?

- Что будет, если мальчик кинет в речку бутылку?

- Если три мальчика кинут?

- Мальчики всего города?

- Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных

газов?

- Три машины?

- Половина водителей города?

- Что будет, если в лесу один человек включит музыку на полную мощность?

- Группа туристов?

- Все отдыхающие в лесу?

- Ребята, что мы сможем сделать чтобы сберечь нашу планету?

(ответы детей)

Чтение стихотворения ребенком.

Планета Земля

Есть одна планета- сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно

Береги свою планету-

Ведь другой похожей нету!

Я. Аким

Итог занятия.

-Ребята, давайте напомним Лунтику, сколько всего планет в солнечной

системе?

- Что же такое атмосфера?

- Для чего он нужна?

- Лунтик хочет нам подарить семена цветов, чтобы наша земля была еще

прекрасней.

- Давайте, скажем Лунтику “спасибо”, мы обязательно посадим эти семена у

себя на участке, и будем заботиться о них, чтобы наша земля стала еще

красивее.

- Лунтику пора возвращаться на Луну. Давайте попрощаемся с ним.

- До свидания, Лунтик.

- Наше занятие на этом закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Большая и малая Родина»...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром в средней группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»

Программное содержание:Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообраз...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Здоровые зубы - красивая улыбка»

Цель: формирование умения детей заботиться о своих зубах.Задачи: Обучающие:расширять представления детей о важных компонентах в уходе за зубами, формировать привычку следить за чистотой и со...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое часов»

Познакомить детей с историей часов.Формировать умение  изготавливать простейшие виды часов.Воспитывать интерес к познанию нового....