проект День защитника Оттечества
проект по окружающему миру (средняя группа)

Байцаева Эмма Викторовна

образовательный проект на 23 февраля  краткосрочный длительность  2- 3 недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №4 «Сказка» с.Чикола Ирафский район  РСО-АЛАНИЯ

Конспект интегрированного занятия

« Моя малая Родина Осетия»

                                                         Воспитатель:Байцаева Э.В

2020г

Цели: Подвести детей к всеобщей связи целостности и неотделимости природы родного края от природы Земли

Родина большая и малая.

 Особенности и своеобразие региона: расположение, природные зоны, животные и растения.      

Задачи:

  1. Ознакомление со спецификой  и самоценностью  

                    природы Осетии,

2.Установить причинно следственные отношения «Осетия—Горы»---

а .Углубить знания детей об особенностях родного края, его географическом положении природных зонах, помочь детям открыть идею всеобщей связи природы родного края и природы Земли.

б. Развивать творческое самовыражение и умение придумывать различные ситуации на основе схематического изображения предметов.

г.Воспитывать в детях позицию защитника, хозяина и художника природы своего края – Северной Осетии.

Оборудование: глобус, таблицы–

 «Природные зоны Земли»,

- «Природные зоны Северной Осетии»,

–«животные и растения Северной Осетии»,

– «Матушка-природа в опасности», плоскостные животные  по количеству детей, чистые листы со схематическим изображением отдельных элементов природы, карандаши (фломастеры, краски).

Лэпбуки: « флора и фауна Осетии»,

 «Видео фильм «Лучше гор могут быть только горы , на которых еще никто не бывал»

Методы: воспроизводящая беседа  на уточнение представлений, сообщающая беседа, рассказ с элементами беседы, направленной на выявление общих и отличительных признаков.работа с моделями и плоскостными средствами.

Ход НОД:

Организационный момент: Загадка.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, лица.

Но все знают: млад и стар,

Что она огромный шар.

Она щедра и богата:

Горы, склоны и поля-

Это дом наш родимый ребята,

Это наша планета ……..(Земля)

Воспроизводящая беседа: (показать модель Земли)

-Чем щедра и богата Земля?

-Почему мы говорим, что Земля наш родимый дом?

-Кто еще, кроме человека, живет в этом большом доме?

Экологическая игра «Как звери заблудились»,

Задание:

-назвать природные зоны Земли по таблице.

-расселить зверей по их родным землям.

-назвать диких и домашних животных.

(в игре используются плоскостные животные)

Объяснение нового материала.

«Родина большая и малая»

        Землю мы можем назвать нашим большим домом. Каждый человек на Земле имеет свою родину, страну.

-как называется страна в которой мы живем?

( показать Россию на модели Земли).

Россия как из песни слово

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа….(С.Васильев)

Россия это большая и плодотворная страна необычной и красочной природой. Мы Россию можем назвать нашей большой Родиной.  Но у каждого человека есть еще одна родина малая, но очень дорогая и близкая для его души. Малая родина – это та земля, на которой вы родились, это родной край, где вам знакомы и воздух и травинки, и шум листвы и пение птиц. Это и родной город и тропинка в детский сад. Все кажется близким и дорогим.

-Что для нас с вами является малой родиной или родным краем?

-Как называется наша республика?

(показать детям расположение Северной Осетии на модели Земли)

 Со стороны Северная Осетия выглядит маленьким и незаметным пятнышком на земном шаре. Но это маленькое пятнышко является для многих людей очень дорогим, большим и красивым местом.

-Вы любите ходить в гости?

В гостях хорошо но почему то всегда хочется вернуться домой, дома лучше. Это знают даже птицы, которые каждой весной, возвращаются в родные края.

(стихотворение Л.Воронько «Лучше нет родного края»)

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель,

Облет, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

-Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая:

-лучше нет родного края!

-как вы думаете, почему так ответил журавль?

«Северная Осетия – мой край родной»

(Включается осетинская мелодия)

Северная Осетия – край белоснежных гор великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников, хвойных и смешанных лесов.

 Вот так о родном крае отзывается осетинский поэт Георгий Кайтуков:

…..Люблю я горные края,

Где луч в снегах играет светлый.

Пуская, вершины безответны,

 Но им в любви признаюсь я!..

…..С вершин виднее вся земля,

Как на развернутом экране

Весь мир полней и многогранней:

Леса, дороги и поля…

Северная Осетия имеет богатые природные ценности. Наша Матушка природа очень разнообразна. Посмотрите как выглядит земная поверхность нашего края.

 Она имеет разные природные зоны.

 Горная часть состоит из 5 горных хребтов: Лесистого, Пастбищного, Скалистого, Бокового и Главного.

К числу чудесных и таинственных  творений природы относятся пещеры, внутри которых есть 2 ряда сосулек. Одни свисают с потолка пещеры – сталактиты, а другие возвышаются  с пола пещеры – сталагмиты. Это выглядит очень красиво и необычно.

На ряду с высокими горами  имеются и горные ущелья. Их в Осетии очень много, но наиболее известны Касарское и Цейское ущелья. Есть еще один ледник в Дигории «Караугомский»

 Очень красивые ледники. Они напоминают сказочных героев. Очаровательны высокогорные  луга, покрытые густой травой. На смену лугов выступает лесная зона, которая является главным источником чистого воздуха. Считается, что особым целебным свойством обладает горный воздух.

  Богат наш край лечебными минеральными источниками, которые бьют прямо из-под земли.

  Разнообразен животные и растительный мир Северной Осетии.

-Каких животных вы знаете, живущих в нашем краю?

- Какие растения нашего края вы могли бы назвать?

В нашей республике есть даже такие животные и растения, которых нет в других районах.

Из животных это кавказский зубр, высокогорная птица- улар, кавказский тетерев, недавно завезли в горы Дигории леопардов.

Из растений – это ардонский и цейский колокольчики, кавказский рододендрон.

Что бы посмотреть на это разнообразие и красоту в наш край приезжает очень много гостей из разных уголков Земли.  Все удивляются и восхищаются  нашей природой. Приезжают к нам не только люди , не только люди но и сказочные герои

  • Закрепление.

Экологическая игра «найди лишнее».

Однажды к нам приехал Незнайка. Ему очень понравилось  в нашем крае. Когда он вернулся  в свой сказочный Цветочный город, то стал всем своим друзьям рассказывать о нашей природе. Веселые человечки слушали Незнайку внимательно и восхищались нашим краем. Но Незнайка раньше бывал и в других краях и кое-что перепутал в своем рассказе.

Задание:

-что из перечисленного не подходит к Северной Осетии? Почему?

-назвать одним словом, перечисленные по группам слова.

1) ДУБ, ГРАБ, БУК, СОСНА, БАНАНОВАЯ ПАЛЬМА (деревья)

2)КАЛИНА, МАЛИНА, ИНЖИР, ОБЛЕПИЗА (ягоды)

3)ПОДОРОЖНИК, ВЕРБЛЮЖЬЯ КРЛЮЧКА, ОДУВАНЧИК, КОЛОКОЛЬЧИК АРДОНСКИЙ (травы),

4)КРАКОДИЛ, ТУР, КАВКАЗСКИЙ ЗУБР,ГОРНАЯ ИНДЕЙКА (животные)

5)ТЕРСКИЙ ЛОСОСЬ, САЗАН, ДЕЛЬФИН, КАРП (РЫБЫ)

6)РЕКИ, МОРЯ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ВОДОПАДЫ, (вода)

7) РОЩА ХЕТАГА, РЕКА ТЕРЕК, АЙСБЕРГ, ЦЕЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ (природные памятники)

«Почему Матушка природа в опасности?»

Не все так хорошо у нас. Сейчас Матушка – природа нашего края очень плохо и больно.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

- Как вы думаете, кто обижает Матушку-природу? (таблица №4)

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы-

Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа,

Отнят дом у наших зверей,

Птицам и рабам плохо теперь.

- Что может случиться, если погибнет Матушка –природа нашего края и всей Земли?

Может случится страшная катастрофа – жизни на Земле не будет.

Не будит никого: ни зверей, ни птиц, ни растений, ни нас с вами. Жизнь – это великое чуду. Она бесценна, и человеку надо беречь ее.

Из всех живых существ Человек – самое разумное. И он только может изменить жизнь: сделать ее хуже или лучше, сохранить природу или погубить ее.

-Так что же надо сделать, чтоб сохранить матушку природу и жизнь на Земле?

Давайте будем беречь красоту и ценить матушки-природы.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению

Паучок терпению,

пчелы в поле и в саду

обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы каждый год

Обучаться надо.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

(«ЖИВОЙ БУКВАРЬ»  В. Орлов)

Практическая работа по ИЗО-деятельности «Мой чудесный край».

Задание:

-на основе схематического изображения предметов природы закончить рисунок.

-у каждого должен получиться свой чудесный край.

(после  работы дети рассказывают, чем их  край чудесен.Это задание можно дать, как отдельное занятие или как работу в свободное время.)

Давайте будем беречь, планету,

Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №4 «Сказка»с.ЧиколаИрафский район РСО-АЛАНИЯ

Конспект НОД

Маленький цветок большой земли.

«Экскурсия по родному  селу»

Средняя группа (4-5 лет)

Воспитатель Байцаева Э.В.

2020г

Цель занятия: Расширять представления детей о родном крае ,

 селе Чикола , его достопримечательностях,

показать красоту Чиколы, Ирафского района ,

 воспитывать любовь к родному  краю.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • презентация с изображениями достопримечательностей нашего села, лэпбук,
  • стулья, расставленные в 2 ряда - «автобус».

Аудиозаписи:

-  «Наследники Победы», «Дети Войны», «Герои Осетины»

- «Вальс Чиколы»,  

- «Детские стихи  к 75 летию Победы в ВОВ на родном языке».

Предварительная работа: беседы о родном селе,

 рассматривание  лэпбука  –«Цвети село мое родное Чикола»

 чтение стихов, изготовление из бумаги макетов домов,

 творческая деятельность из  разного бросового материала, камни,

 к дню Победы «Танк», «Моя улица».

 Игра «Мы экскурсоводы».

                                           Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию по нашему селу .

В: -  Ребята, а как вы думаете, на чём можно отправиться на экскурсию по селу?

Д:- На автобусе.

В:- Где взять автобус?

Д: - Ответы детей

В:- Из чего мы можем сделать автобус?

Д:- Ответы детей.

Игровая ситуация «Построим автобус».

В:- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию поЧиколе.

 Познакомимся с достопримечательностями  нашего села.

 Что означает слово достопримечательности? (Это место, куда могут приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться на красивый дом,

памятник. Их показывают гостям.) Молодцы!

В: - Предлагает занять места в автобусе.

Двери закрываются,

Автобус отправляется.

Мы в автобус всей гурьбой

Сели прокатиться.

Наш автобус голубой по дороге мчится.

В:- А я буду экскурсоводом. Ребята ,а вы знаете кто такой экскурсовод?

Ответы детей

(Это человек, который сопровождает экскурсии и рассказывает обо всём увиденном)

Проходите в автобус, садитесь поудобнее. Я вам буду рассказывать о нашем замечательном  селе. (Играет музыка.вальс Чиколы)

В:- Первая остановка –«Братская могила  «Никто не забыт, ничто не забыто»!- это памятник  погибшим в годы войны. Это памятное, можно сказать, святое место. (Звучит песня «День Победы».) Сюда приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу Родину.

Садятся в автобус и едут.

В:- Вторая остановка –памятник «Скорбящей матери»!-этот памятник был сооружен матерям чьи сыновья не вернулись с войны.

 А то здание вам знакомо? (спортивная школа). Для чего люди приходят сюда,

Здесь занимаются борьбой,

С малых лет здесь прививают любовь к спорту, воспитывают упорство, веру в победу.

 Ребята, а кто из вас занимается в спортивной школе?

А сейчас я предлагаю вам сделать несколько спортивных упражнений для поддержки спортивного духа.

Физминутка: дети проходят в зал-имитацию, берут спортинвентарь, занимаются, (звучит спортивный марш)

В:- экскурсия продолжается. Следующая остановка – дворец культуры.

 звучат детские песни. Вы узнали это место? Большое количество людей приходят сюда на разные секции: осетинские танцы, осетинские песни, здесь в каждый праздник  проводятся концерты  . А на Новый год во дворе устраивают огромную елку и сюда приходят люди  со всего села и до утра веселятся.

В:-А теперь ребята пришло время возвращаться в детский сад, занимайте свои места в автобусе.

А по дороге встретилось здание Администрации—здесь сидят наши руководители района        Б.А.Хидиров и Лагкуев О.Т.и много людей кто занимается делами  района.

 Едем дальше и встречаем здание Местной Администрации села здесь председатель сельсовета  Сагкаев Артур и его заместители занимаются делами села Чикола

Знаете ребята что  есть  руководители района и села.

А рядом здание Почты где работают почтальоны,

В: - Вот и закончилась наша экскурсия, мы вернулись обратно.

Давайте с вами вспомним места, где мы побывали.

(Ответы детей)

Во время поездки я была экскурсоводом, а кем были вы (Ответы детей.)

В: - Вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего? Что нового вы узнали?

- Все ребята молодцы, я думаю что мы будем продолжать наши путешествия по родному селу, в следукющий раз мы с вами поедем в военкомат. Пожарную часть, швейную фабрику, вот видите  сколько достопримечательностей есть в нашем селе!

А теперь давайте споем песню о нашем селе: « На Чикола анна цъола»



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №4 «Сказка»с.ЧиколаИрафский район РСО-АЛАНИЯ

Конспект занятия

 Познание

«Лучше гор могут быть только горы…»

                                    Воспитатель Байцаева Э.В.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

3. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и умение  ею любоваться;

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Активизировать словарь детей за счет слов: геологи, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: глобус; слайды «Горы Кавказа»«Животные и птицы, живущие в горахКавказа»; загадки о горах и о глобусе, запись звуков гор, конфеты в виде разноцветных камней

для опыта:

1. Пластиковая бутылка 0,5 л;

2. картон формата А4;

3. Пластилин, коричневого цвета;

4. Подкрашенная вода в красный цвет;

5. Сода 4 ч.л.;

6. Уксус 2 ст.л.;

7. Жидкое мыло;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- рассматривание и рисование картин с изображением гор;

- знакомство с коллекцией  камней;

Просмотр видео «Лучше гор , могут быть только горы»


Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

- На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

- Что это? (Глобус).

- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

- А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты, писатели. Кто из вас назовет горы? (Говорят о  местных горах).

- Молодцы, а еще есть Уральские, Кавказ, Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. (Звучат звуки гор)

Представьте себе, что машина времени перенесла нас в каменный век. Это очень далекое время, мы с вами древние люди. Захотелось нам костер разжечь. Какой мы камень возьмем?  Кремень (объясняют почему). Высеченная этим камнем искра похожа на сухой мох. Вот и загорелся наш костер. Спасибо камню?

Древним людям нужно спрятаться от зверей, дождя, грозы. Какое удобное жилище мы найдем себе? Пещеру (рассуждения детей).

Правильно, каменная пещера стала первым жилищем человека. У древних людей теперь есть дом – пещера, но нужна еще и пища, поэтому мы с вами отправляемся в лес. Но просто руками зверя не возьмешь. И первобытный человек как вы думаете, что взял в руки? Камни (рассуждения).

Конечно камень. Брошенный сильной и ловкой рукой он может сразить зверя наповал. Так камень стал продолжением руки человека.

Пока мужчины были на охоте, женщины племени собирали семена растений. Им нужно было сделать муку, чтобы испечь хлеб. И опять на помощь пришел камень. (Растирали зернышки между двумя камнями). Позднее мужчины сделали каменные жернова. Спасибо камню?  Для еды нужна посуда. Как вы думаете, из чего сделали первую посуду? Из обожженной глины.Каменная значит.

Вот мы с вами побывали в каменном веке. А сейчас давайте встанем, тесно прижавшись друг к другу и представим себе, что мы гора.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка 
(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (
обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (
встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет 
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (воспитатель  дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны.“Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Детские загадки с ответами про горы, про горную речку, про снежную лавину, про ледник…

Ребята, а что такое горы(Ответы детей)

Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

А как вы думаете, зачем нужны горы(Они нас спасают от ветров и ураганов).

 Ребята, а вы знаете, как образуются горы(Предположения детей)

- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.

Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается. Эти горы называются вулканами. А назвали их вулканами потому что существовала легенда.

Жил на свете бог по имени ВУЛКАН, и был он кузнецом. Построил он себе кузнецу внутри высочайшей горы. Бил он тяжелым молотом по железу, раздувал огонь. А гора стояла посередине моря. Когда Вулкан работал, молотом гора дрожала, грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Вулкан работает - со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. Вот с тех пор и стали называть огнедышащие горы  «вулканами».

Сейчас на земле есть три вида вулканов: Спящие, которые могут проснуться, взорваться огненной лавой в любой момент.

Действующие – постоянно извергающие фонтаны кипящей лавы.

Потухшие – те, которые извергались очень давно, а сейчас потухли.

Подойдем к столу. На нем макет вулкана. Вулканы как мы с вами видим, это горы в форме конуса. Если посмотреть сверху, то можно увидеть яму- это кратер, большая чаша с крутыми склонами, а на дне ярко оранжевое – это жерло-дыра уходящая глубоко в землю. А огненная жидкость, выходящая из вулкана - лава. Вот и открылся нам исторический секрет гор.

Предлагаю  самостоятельно сделать вулкан.

Пластиковый стаканчик из - под йогурта. 1 чайная ложечка соды, немного краски гуашевой, лимонная кислота, 3 капли моющего средства. Последовательно смешиваем  и наблюдаем. (Произойдет имитация извержения вулкана)

А вот на дне океана, когда происходит извержение, застывшая лава может образовать конус такой высоты, что если вершина окажется над водой, то после того, как вулкан потухнет, останется остров. Многие острова в Тихом океане вулканического происхождения.Понравился вам секрет горы?

 Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали человека. Многие поэты слагали стихи, а писатели сочиняли  произведения о горах (дети говорят о сказах П.П. Бажова).

- А сейчас мы отправимся в путешествие по горам России.

– «Горы России».

Какая красота. Вам понравилось?

Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)

Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.

-  А вы знаете, из чего состоят горы(ответы детей)

Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.

-А вы знаете, что разрушает горы(Дождь, ветер).

Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

-А еще в горах есть чистейшие озера и реки.

-У меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Дети собирают пазл-картинку.

Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы(Да).

- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

- Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное  образовательное  учреждение №4 «Сказка»

                                                                          с.Чикола Ирафский район РСО-АЛАНИЯ

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 в средней  группе по формированию целостной картины мира.

                     «Хлеб всему голова»

                                                                                   Воспитатель Байцаева Э.В.

Цель:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;

Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

 Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций;лэпбуков;

Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Оборудование занятия:

 Ноутбук, экран, колонки, презентация, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий, зёрна пшеницы, колоски ржи, тарелка с мукой.

                                                 Ход занятия:

Воспитатель:

(На столе под салфеткой лежит хлеб). Дети, отгадайте с помощью загадки что у меня под салфеткой?

Загадка про хлеб

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

 Дети:

Хлеб.

 Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

 Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

 Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:

Его покупают в магазине.

Воспитатель:

А  скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:

Пекут из муки.

 Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают?

Дети:

Из зёрен.

 Воспитатель:

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.

 Воспитатель: : А теперь давайте посмотрим на экран (воспитатель показывает на экран ноутбука, где начинается презентация) и проверим правильно ли вы предположили!

Воспитатель: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью они специальными машинами – разбрасывателями удобряют почву. Потом трактора пашут землю, перемешивая удобрения с землёй, а затем трактор проезжает по полю с бороной. Она рыхлит землю, чтобы не было комков.

(Рассказ идёт одновременно с показом)

Воспитатель: Ранней весной начинается пахота.

Пришла горячая пора – пора больших забот.

Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.

(По ходу рассказа и показа слайдов дети рассматривают технику, проговаривают, какая работа идёт)

Воспитатель: Ребята, какие машины пашут землю? (Трактор)

А кто управляет трактором? (Тракторист)

Правильно. Весной трактор пашет землю. Он готовит землю для посадки зёрен. Ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит».

Далее идёт обсуждение, почему так говорят.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит на тарелке? (Зёрна) Подумайте и скажите, кто знает какие это зёрна, из какого колоска?

Дети выясняют и приходят к выводу, что это зёрна пшеницы и ржи.                                                                            Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

В: Ребята, а как вы думаете, что же происходит с зёрнышками? (Сажают зерно в землю)

В: Давайте посмотрим на экран, что происходит с зёрнышками.

Представьте, что эти маленькие лежали в земле: там тепло, сыро. Пригрело солнышко, прошёл дождик. Зёрнышко набухло, лопнуло и показался первый росток, потянулся к солнышку. Качается на ветру , тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. (Рассматривают колоски, определяют, где какой колосок – пшеничный, ржаной).

Подскажите мне, пожалуйста, что необходимо для роста и созревания колоска?

(Солнце, дождь и руки человека)

Молодцы! Зёрнышки проросли, выросла пшеница.

Колоски золочёные

На ветру качаются

Низко накланяются.

Воспитатель: Но вот зёрна созрели. Начинается жатва. И на поля выходят машины. А для того, чтобы узнать какие машины, надо отгадать загадку:

Он идёт, волну сечёт

Из трубы зерно течёт.

(Комбайн)

Хлеб созрел

В полях моторы

Песню жатвы развели

В степь выходят комбайнёры

Полевые корабли.

Воспитатель: Ребята, а кто работает на комбайне? (Комбайнёр)

Дети рассматривают комбайны

Воспитатель: Дети, скажите, как работает комбайн? Что он делает? Посмотрите на пшеницу, что с ней происходит? (Комбайн идёт, колоски срезает.)

Правильно, колоски он срезал , а дальше специальные щёточки выколачивают из них зёрна. А зачем комбайну нужен такой длинный рукав?

Предположения детей.

Воспитатель: По такому рукаву зёрнышки высыпаются в грузовые машины. Затем зерно везут на элеватор, его там будут сушить. Как вы думаете зачем зерно надо сушить?

Ответы детей.

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелят его в муку.

Воспитатель:

Где пекут хлеб?

Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

   Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)

Меше, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй.(2 раза)

 И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

 

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

А как все эти продукты называются одним словом?

 Дети:

Хлебобулочные изделия.

Как называется профессия человека, который работает в пекарне и выпекает хлеб? (Пекарь.)

А сейчас мы поиграем в игру «Цепочка».

Цель игры: закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба.

Воспитатель: Предлагаю всем встать в круг.

Воспитатель бросает мяч детям и задаёт вопросы.

Где мы хлеб покупаем? (В магазине)

Как хлеб попал в магазине? (Из пекарни)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)

Из чего пекут хлеб? (Из муки)

Из чего делают муку? (Из зерна)

Где находятся зёрна? (На поле, в колоске)

Молодцы ребята! Проследив весь путь от зерна до булочки, мы поняли, что хлеб -  это продукт труда многих людей. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом!

Ребята, так чьи же руки прикоснулись к хлебу? (Тракторист, комбайнёр, водитель, пекарь, продавец)

Воспитатель:«Крошки, что останутся, воробью достанутся»

Хлеб добыт великим трудом, поэтому его надо беречь. Ведь бросить хлеб, это всё равно, что оскорбить всех тех, кто его растил.

Воспитатель: Хлеб нужно беречь!

Человек, который не научился беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.

Воспитатель:

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

 (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

 Пословицы и поговорки про хлеб

 «Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

    Воспитатель:

Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "День защитника Отечества".

Содержание работы:продолжать расширять представления детей о Российской армии.Рассказывать о трудной,но почётной обязанности защищать Родину.Воспитывать в духе патриотизма,любви к Родине.Расширять ген...

Инновационный проект "День защитника Отечества"

Инновационный проект для детей подготовительной группы....

проект "День Защитника Отечества" и его итоговое мероприятие

Информационная карта проекта, паутинка к проекту и итоговое мероприятие проекта День Защитнтка Отечества....

Фотоотчет проекта "День защитника Отечества" старшая группа.

Матерал содержит фотографии, на которых дети принимают участие в различных деятельностях  в рамках проекта "День защитника Отечества"....

Проект "День защитника Отечества"

Тип проекта:  патриотический, познавательно – игровой. ...

Беседа с детьми "День защитника оттечества"

"День защитгика оттечества"...