Материалы методического объединения "Технология исследовательской деятельности"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Барцайкина Тамара Даниловна

Материалы содержат конспект НОД  по экспериментированию, конспект мастер-класса для педагогов и буклет для участников МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект по экспериментальной детской деятельности в старшей группе по типу квест – игры на тему: «В гостях у сказки  «Золушка»».

Цель:

Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами различных материалов посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательная область: «познавательное развитие»

Закреплять у детей представления об основных физических свойствах воды, бумаги, моющего средства, магнита.  Дать представление о том, что вода и мыльное средство могут приводить в движение различные вещества. Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.

Закреплять знание геометрических фигур.

Образовательная область: «речевое развитие»

 Продолжать развивать речь детей; активизировать слова: прозрачная, бесцветная; смешивание, движение, притяжение. Учить детей читать схемы.

Ожидаемый результат: развитие любознательности, появление желания заниматься экспериментированием, наблюдать за свойствами различных веществ и материалов, умение детей делать выводы.

Предварительная работа: работа с детьми по различным схемам,  повторение правил безопасности при проведении экспериментов, чтение сказки «Золушка», рисование – украшение шаблонов платья, повторение геометрических фигур.

Материал:

Костюмы феи,  Золушки, «волшебная палочка», презентация.

«Ковёр»  с отверстиями в виде геометрических фигур,  геометрические фигуры. Колокольчик. «Волшебная палочка».

Правила работы.

Схемы-подсказки для проведения опытов, лист бумаги с нарисованным свечой ключом.

Стол для рисования с красками.

Музыкальная фонограмма.

Разные виды крупы  (горох, гречка, манка), прозрачная емкость, бисер, сито, таз, цветы из бумаги, таз с водой, сухой укроп, средство для мытья посуды, волшебная палочка.

Силуэты платьев различных цветов по количеству детей, различные пайетки с клейкой основой.

Ход детской деятельности.

Играет волшебная музыка. В зал заходит фея.

— Здравствуйте, друзья! Как я рада, что встретила вас! Я очень хочу с вами познакомиться. А поможет мне в этом волшебная палочка. На кого она укажет, тот должен назвать свое имя. Я, Фея сказочной страны.  А тебя как зовут? (Ответы детей).

Вот мы и познакомились!

 - Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Милые дети, очень нужна ваша помощь! Вы согласитесь помочь мне?

(Ответы детей).

Для этого нам придётся отправиться в сказку, а вот в какую, вы отгадаете сами!

(Фея разворачивает «ковёр» с отверстиями в виде геометрических фигур, рядом с ним раскладывает «заплатки», соответствующие вырезанным отверстиям.)

А отправимся мы туда на ковре – самолёте. Только вот беда! Ковёр совсем старый и его испортила моль. Смотрите, как много дырок в нём! Чтобы он смог взлететь, нужно поставить заплатки.

(Дети раскладывают геометрические фигуры по местам).

Какие вы молодцы! Какие геометрические формы напоминают вам заплатки? Теперь ковёр – самолёт снова может летать! Скорее занимайте места, мы отправляемся в путь! Отгадайте, к кому мы полетим в гости:


Звучит волшебная музыка. ( Слайд №1)

Вот мы с вами и в сказке! (Слайд №2)  Смотрите, это хрустальная туфелька! Как вы думаете, кому она принадлежит?

Я с бала королевского

 Однажды убегала

И туфельку хрустальную

Случайно потеряла. (Золушка)

— Правильно! Это туфелька Золушки. Значит, мы попали в сказку Шарля Перро «Золушка». ( Слайд №3)

Золушка: Здравствуйте, ребята, мне очень нужна ваша помощь! Скоро во дворце состоится бал. Злая мачеха отпустит меня туда, только если я выполню все её задания. До бала  осталось не так много времени. Без вашей помощи мне не справиться.  Помогите мне  сделать всё, что приказала мачеха.

Фея: Дорогая Золушка, не волнуйся, иди собирайся на бал, а мы с ребятами выполним все задания мачехи.

(Золушка уходит)

Но сначала давайте вспомним правила, при которых наша работа будет успешной.

Не кричать

Не трогать без разрешения

Работать только на своем месте

Не пробовать на вкус без разрешения

Соблюдать осторожность.  (Выставляются алгоритмы)

Фея: Чтобы совсем запутать Золушку,  мачеха не просто дала ей  задания, а зашифровала их с помощью  подсказок. Посмотрите на экран – это первая подсказка.

(Слайд №4)

Опыт № 1.

На доске на первый взгляд чистый лист бумаги. После того, как дети закрашивают его тёмной краской, на нём проявляется изображение ключа, нарисованного с помощью воска.

Вывод: Воск не впитывает воду, он отталкивает её вместе с акварельными красками.

Фея : Мачеха приказала Золушке  приготовить наряды для сестёр к балу. Но она заперла их в сундуке, а ключ выбросила в пруд. Нам нужно побыстрее достать этот ключ. Но это ещё не все задания, которые придумала вредная мачеха. Она смешала крупу и велела перебрать её! (Слайд №5).

Опыт № 2.

На столе стоит прозрачный сосуд и в нем насыпана и перемешана крупа (горох, гречка). Нужно ее быстро отделить друг от друга.

Дети предлагают различные способы. Фея предлагает им рассмотреть внимательно схему и подумать, как по ней действовать (потрясти тщательно сосуд с крупой и посмотреть, что произойдет, затем отделить крупу и зерно в разные емкости).

Вывод: более мелкие крупинки гречки проваливаются между крупными горошинами. Горох выталкивается на поверхность.

(Слайд №6).

Далее дети видят смешанную манную крупу и бисер. Опираясь на схему, с помощью сита они отделяют бисер от манки.

Вывод: крупные частицы остались в сите, более мелкие просыпались сквозь отверстия.

Фея: Заберём бисер с собой, я думаю, что он нам пригодится.

Физкультминутка

На тропинку - прыг! - лягушка. (Слайд №7)
Ты куда спешишь, квакушка?
С кочки прыг! На кочку прыг!   (Слайд №8)
В воду плюх! Ногами дрыг! (Прыжки на месте.)   (Слайд №9)

Будем прыгать, как лягушка,      (Слайд №10)
Чемпионка -  попрыгушка. 
За прыжком — другой прыжок, 
Выше прыгаем, дружок
! (Прыжки.) 

Ой, ребята, а вот и пруд, в который мачеха выбросила ключ от сундука! Какой же он грязный! В нем ничего не видно! Даже лилии и кувшинки закрыли свои лепестки. Как же очистить его? Давайте обратимся к подсказке.

(Схема №11)

Опыт № 4.

Поверхность водоема «припудрена» перцем. Нужно капнуть мыльной водой в центр водоёма. На глазах у детей в месте падения капли образуется круг, свободный от порошка, «дно» водоема становится видимым.

Вывод: лёгкие сухие листья укропа лежат на тонкой плёнке воды, а мыльный раствор её разрушает и отталкивает укроп к краям ёмкости.

Фея: Какие вы молодцы! Теперь пруд настолько чистый, что видно ключ на дне! Как же нам достать его? Давайте снова обратимся к подсказке.

(Схема №12)

Опыт № 5.

С помощь магнита дети достают металлический ключ из воды.

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

(Достают находящиеся в воде предметы из различных материалов, отмечая при этом, что не все предметы магнитятся. Подтверждают сделанный вывод: магнит магнитит и в воде только металлические предметы).

Фея: Смотрите, в чистой воде снова распустились цветы!

Опыт № 6

Дети по одному чудесному цветку (предварительно с закрученными лепестками) опускают на воду. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Фея: Ребята, мы, наконец, выполнили почти все задания мачехи, нашли ключ и теперь можем открыть сундук и привести в порядок наряды для её родных дочек. (Схема №13)

Фея открывает сундук, а в нём лежат бумажные силуэты платьев. Дети украшают платья с помощью бисера.

Появляется Золушка  в бальном платье.

 Золушка: Расскажите, какие задания вам пришлось  выполнить? (Ответы детей)  

Золушка:  От всего сердца благодарю вас за помощь! Вы такие молодцы! Вы такие умные, что смогли выполнить все задания мачехи!  Теперь я точно попаду на бал!

Пусть громче музыка звучит,

И всех нас в танце закружит.

Чудесный час для нас настал!

Всех приглашаю я на бал!                   

(Слайд №  14)

Звучит музыка, дети с Золушкой танцуют «Ну-ка, дети, встаньте в круг».



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности: «Как муравьишка домой спешил»

Цель мастер – класса:

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.  Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Поделиться с коллегами опытом по развитию познавательный активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть использован педагогами в своей деятельности с детьми, показывает пути развития познавательных способностей на интересном для дошкольников материале.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, железная пластина, кора дерева, виноград, минеральная вода, стакан с горячей водой, кусок льда, 5 стаканов, сахар, красители (синий, зелёный, жёлтый, красный), песок сухой и мокрый, штампы (следы).

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

В наши дни всё труднее увлечь ребёнка каким-либо занятием, поэтому воспитателям приходится думать, как вызвать интерес ребёнка к предлагаемой деятельности? А может быть обратиться к уже известной сказке и рассказать её по-своему? Предложить действовать самостоятельно?  Ребёнку так нравиться всё делать самому. Ведь в этом и заключается познание мира.  Предоставим ему такую возможность.

Нам всем хорошо известна сказка В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». А давайте попробуем её пересказать по-своему.

«Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. 
Муравьишка сел на листок и думает:  «Отдохну немножко — и вниз».

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. 
Солнце уже к лесу спускалось. 
Муравей сидит на листке и думает:  «Ничего, поспею: вниз ведь скорей». 
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. 
Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил.»

В нашей сказке муравьишка остался цел и невредим и отправился домой сам.  Всё было прекрасно, муравьишка приближался всё ближе и ближе к муравейнику, пока на его пути не раскинулось речка. Муравьишка не умел плавать. Что же делать? Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры  дерева и металлическую пластину. С трудом столкнув пластину в воду, муравьишка с ужасом увидел, что она утонула. Муравьишке ничего не оставалось делать, как взять кору дерева. И к счастью, она поплыла. Муравьишка вскарабкался на кору и поплыл на другой берег реки.

Опыт 1:

Опускаем в емкость с водой металлическую пластинку и кору дерева.

 

Вывод: Металл тяжелый, тонет в воде, кора дерева легче и поэтому не тонет.

Проплывая по водоёму, муравьишка  увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Муравьишке не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?»

Опыт 2:

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько ягод винограда. Они падают на дно стакана, т.к. они тяжелее воды и поэтому тонут. А потом виноградины всплывают и снова падают.

Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно

Не успел муравьишка переплыть реку, как на небе появились тучи и пошёл дождь.. 

Опыт 3:

Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя.

Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.

Прошло немного времени, дождь продолжал моросить, но из-за тучки выглянуло солнышко. Муравьишка взглянул на небо и залюбовался красивой разноцветной радугой.

Опыт 4.

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

https://www.2mm.ru/uploads/article/images/1a(2).jpg

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

https://www.2mm.ru/uploads/article/images/2a(2).jpg

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

https://www.2mm.ru/uploads/article/images/4a(2).jpg

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

https://www.2mm.ru/uploads/article/images/5a(2).jpg

Объяснение опыта для детей

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Муравьишка пополз по берегу реки и увидел , прыгающего лягушонка. Но что это остаётся на мокром песке? Муравьишка начал рассматривать разные  следы на песке и думать, кто же их оставил. Но дождь закончился,  ветерок и солнышко быстро высушили песок и следы куда-то исчезли

Опыт 5:

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, затем делаем отпечатки на песке заранее изготовленными слепками следов (следы можно изготовить из пластилина, дерева и т.п.). Пробуем оставить следы на сухом песке, они осыпаются, теряя форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

«И тут муравьишка увидел, что солнце прячется за край земли и со всех ног бросился бежать домой. Ему не терпелось рассказать своим друзьям-муравьишкам про такое чудесное путешествие».

Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Используемые источники:

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-bianki/kak-muravishka-domoj-speshil-bianki-v-v/

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16527

 https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2027/opyty-dlya-detey-raduga-v-stakane

https://infourok.ru/masterklass-dlya-pedagogov-dou-udivitelnoe-ryadom-3608280.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Методические основы исследовательской деятельности в ДОУ»

Задачи и выды исследовательской деятельности в ДОУ....

Методическая разработка «Исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе «Теремок»

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Познавательная деятельн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» .

laquo;Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» ....

Методическая разработка исследовательской деятельности дошкольников.

    В процесс дошкольного воспитания и обучения начинает входить такой вид деятельности как познавательно - исследовательская деятельность. Практическая исследовательская деятельность...

Наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду.

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает об...

Материалы для познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательно-исследовательская деятельность - важнейшая и неотъемлемая часть развития ребенка. Она включает в себя следующие направления: предметная деятельность и экспериментирование,познавател...