НОД. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Путешествие воды» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Елена Тимофеевна Пак

Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды. развивать  познавательную  активность  в  ходе  познавательно-исследовательской

деятельности, расширять знания детей о воде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_vody.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Конспект НОД по Познавательному развитию.

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Путешествие воды» в старшей группе.

Воспитатель: Пак Е.Т.

2019

Конспект НОД по Познавательному развитию.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: «Путешествие воды".

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация,

художественное творчество, здоровье, физическая культура.  

 Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды. развивать  познавательную  активность  в  ходе  познавательно-исследовательской

деятельности, расширять знания детей о воде.  

Задачи: 

  1. Образовательные:

-Расширять знания детей о воде, познакомить детей со свойствами

воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

            -Уточнить значение воды для всего живого.  

            -Закреплять знание  детей о  круговороте воды в природе. 

            -Закреплять   правила безопасности при проведении опытов.

            -Обогащать словарный запас детей ввести  в  активный  словарь  детей  слова: гейзеры, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.  

  1. Развивающие:  

-Развивать  организационные  умения:  понимать  цель  задания,

названную  педагогом,  работать  по  плану,  предложенному  педагогом.    

            -Развивать любознательность,  мышление  и  речь  детей;  

            -Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;      

            -Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности     в познании окружающего мира;    

            -Развивать  самостоятельность у детей в процессе опытов;  

            -Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою      речь;                                                                                                  

  1. Воспитательные:  

-Воспитывать  у  детей  познавательный  интерес,  дружеские

взаимоотношения между детьми, находчивость, самостоятельность, желание помочь друг

другу;  

            -Воспитывать  бережное,  заботливое  отношение  ко  всему  живому;  

            -Формировать интерес к окружающему миру, а также эмоционально-целостное отношение к нему;  

             -Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;  

Предварительная  работа:                                                                                                                                Беседа с детьми о значении воды. Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ». Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой. Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды». Чтение сказки «Путешествие Капельки». Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий). Знакомство с круговоротом воды в природе.

Материал и оборудование:  

 

  1. Мультимедийная презентация «Круговорот воды»; «Царство Воды»
  2. Аудиозапись «Звуки воды».    
  3. Инвентарь  для  опытов:  Стаканы (по  количеству  детей),  «формочки» с солью и сахар, зеленка, марганцовка, ложечки, ведро, ваза, лейка, банка, кувшин, фужер, чайник,   песок, тарелочки пластиковые, камешки, термос с теплой водой, трубочки. 
  4. Шаблоны животных, насекомых, растений и др, предварительно вырезанные детьми.  
  5.  Шаблоны капельки (по количеству детей).  

 

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

1. Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Дети, вы слышали кто- то постучал к нам в дверь. Хотите узнать кто же это? Сейчас мы посмотрим. (открываю дверь, лежит письмо. Вношу в группу. – Дети, хотите узнать, что написано в письме? Тогда давайте прочитаем!

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся». Дети, мы можем помочь Незнайке? А как мы это сделаем?

Постановка цели детьми

Нужно рассказать Незнайке все то, что мы знаем о воде. Проведем опыты с водой,  выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чтение стихотворения о воде.

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

- Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить  книжечку и отправить Незнайке. А какие свойства воды вы знаете? Какая она? (Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса. Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.) (если дети затрудняются ответить на вопросы, навожу детей к правильному ответу с помощью наводящих вопросов).

3. Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

4. Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. )

Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. (воспитатель просит детей подойти к столу) - Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

(Не шуметь – этим мы мешаем другим. -Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.      -Нужно слушаться воспитателя. -Внимательно следить за результатом опыта. -Закончив наблюдение, сделать вывод.)Прежде чем приступить к работе, мы с вами немного отдохнем и разомнемся.

5. Проведение опытов совместно с воспитателем.

Опыт 1.Вода бесцветная. (см. картотека опытов и экспериментов)

Опыт2. Вода прозрачная.

Опыт3. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

– Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане? (Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? (Ответы детей). Значит, что можно сказать о воде? - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ картинки). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

- А в каких состояниях встречается вода в природе? (В жидком, твердом и в газообразном виде.) - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе. (показ картинки).

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

6.Самостоятельная работа: Дети самостоятельно зарисовывают схемы проведенных опытов. (при затруднении помогаю детям схематично изобразить проведенные опыты.) используют заранее вырезанных животных (по мере необходимости)

Подведение итога

Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!

Рефлексия

На магнитной доске дети рисуют фломастером какое у них настроение после НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательно-исследовательскому развитию) На тему: «Чудесница вода» для детей 2 младшая группа.

Цель: формирование знаний о различных свойствах   воды (вкус, цвет, текучесть, вес);развитие  речи (активизация словаря, закрепление прилагательных, работа над предложениями), мышления, ...

Конспект познавательно-исследовательского занятия по теме: «Путешествие капельки»

Тема недели: "Маленькие исследователи". Мне очень ходтелось с детьми провести опыты с водой. На мой взгляд это удалось, потому что дети просили показать, поэксперементировать еще. И у нас время пролет...

Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».

Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги....

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа Воспитатели: Волобуева М.В.Поддубная Ю.В. Цель – расширить представле...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема: «Лаборатория воды» в старшей группе.

Формирование основ экологической культуры и элементарных естественно научных представлений с использованием здоровьесберегающих технологий.Пробуждать в детях исследовательский интерес. Показать значен...

Познавательно-исследовательский проект на тему «Удивительная ткань» в старшей группе

Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.». В проце...

Методическая разработка занятия – игры по театрализованной деятельности тема: «Путешествие по сказкам» (старшая группа детей с ТНР)

Цель:  Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;развивать интонационную выразительность речи...