Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы «Звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бережная Людмила Анатольевна

Экологическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_1.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию

для детей средней группы

«Звери готовятся к зиме»

Конспект занятия подготовила:

 воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38   «Домовёнок» 

Бережная Людмила Анатольевна

Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал. Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц.  Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель:

- Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (Ответы  детей)

- Ребята, а вы  хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?

- Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?

Дети: - Не шуметь,  не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: - Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать. А сейчас мы с вами отправимся в лес на паровозике.

Звучит музыка.

Воспитатель: - Вот мы и оказались в сказочном лесу.

Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.

Воспитатель: 

- Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Дидактическая игра «Опиши картину»

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Воспитатель: 

- Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).

- Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться).

- Ребята, а где  же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно).

- Почему зайка спрятался за берёзой? (Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой).

- Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов).

- Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (Белочка).

- Что белочка запасает на зиму? (Грибы, ягоды, шишки).

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель: 

- Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

- Послушайте интересную историю про белочку.

- Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Опытническая работа

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (Веточка, на которой больше шишек, колышется дольше).

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (Веточка, на которой больше шишек, колышется дольше).

Воспитатель: 

- Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше).

- Какая веточка колышется дольше? (Та веточка, на которой больше шишек).

- Где белочка прячет свои запасы? (В дупле).

Дидактическая игра «Поможем белочке собрать запасы на зиму»

Воспитатель: 

- Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (Устраивает себе берлогу).

- Что такое берлога? (Это домик для медведя).

- Какие запасы на зиму делает медведь? ( Медведь не делает запасов на зиму, потому что  он всю зиму спит).

- Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме).

- Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

- Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей).

Буратино предлагает детям поискать его друга. 

Гномик:

- Где может быть его друг?

Воспитатель: 

- Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик:

- Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?

Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей  угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.

Воспитатель: 

- А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (На паровозике).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось в лесу?

- Что вам больше всего запомнилось?

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание - руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся).

Загадки

 1. Зверь мохнатый, косолапый,

 Он сосёт в берлоге лапку. (Медведь)

 2. Кто по ёлкам ловко скачет

 И взлетает на дубы,

 Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка)

 3. Кто зимой холодной

 Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

 4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (Заяц)

Игра «Подскажи словечко»

- Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

- У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

- У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

- Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

- У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

- У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

- А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Воспитатель: - Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Как звери готовятся к зиме» в средней группе.

Цель: Обобщение представлений о жизни диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Задачи: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать любовь к природе и ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы «Звери готовятся к зиме»

Расширять представления детей о многообразии природных явлений. ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по теме «В гости к осени»

конспект НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе по теме "В гости к осени"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «О тех, кто умеет летать».

Конспект НОД по экологии в средней группе на тему "О тех, кто умеет летать"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по экологии «Я и планета моя – вместе мы одна семья».

Конспект НОД по экологии в средней группе по теме "Я и планета моя - вместе мы одна семья"...

Конспект занятия по экологическому развитию детей средней группы "Посадка лука"

Конспект занятия по экологии в средней группе "Посадка лука"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Угадай по описанию» по мотивам стихотворения С. Михалкова «Лесная Академия»

Познакомить детей со стихотворением С. Михалкова "Лесная академия". Обобщение знаний о насекомых, представлений о взаимосвязи их с природой.Расширять знания о насекомых, существенных признак...