Отчёт самообразования по теме: "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Отчёт самообразования по теме: "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»
ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
за 2019-2020 учебный год
воспитателя Вахрушевой О.С.
Тема: «Уголок природы в группе как средство
формирования экологических представлений детей 5-7 лет»
Тема: Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-7 лет
Цель: изучить влияние уголка природы в группе на формирование экологических представлений детей 5-7 лет.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности формирования экологических представлений детей 5-7 лет.
3. Проанализировать влияние уголка природы в группе на формирование экологических представлений детей 5-7 лет.
4. Изучить и проанализировать опыт педагогов по формированию экологических представлений детей 5-7 лет посредством создания уголка природы в группе.
5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дошкольное учреждение призвано проявить настойчивость в воспитании поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологических проблем много. И не только в России, но и во всем мире. К примеру, региональной проблемой считаю проблему сохранения озера Байкал, которое относится к мировым объектам природного наследия, отличается богатейшей и самой необычной пресноводной жизнью: из нескольких тысяч видов и разновидностей растений и животных, населяющих это озеро, 3/4 признаны эндемичными, что по мировым меркам является исключительно высоким показателем.
Наблюдая за детьми, я решила расширить кругозор детей о природе, познакомить детей с её необычными дарами, секретами, не выходя их группы, для этой цели был создан уголок природы с добрым названием : «Благодея» (благие, добрые деяния, действия), в котором представлены разнообразные коллекция природного материала. Все природные объекты дают возможность детям наблюдать за растениями, в последствии ухаживать за ними (полив, рыхление, опрыскивание, с природными материалами ребята могут не только играть, но и проводить небольшие эксперименты (морские камни, ракушки, песок, шишки, семена растений). «Благодея» является местом систематического труда и наблюдений (на занятиях и в повседневной жизни, где дети имеют возможность проявлять активность и самостоятельность, бережное отношение к природе. Дети учатся видеть эстетическую красоту растений, природного материала, бережно относиться к ним, желание ухаживать за объектами природы. Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, процессе этой деятельности ребенок получает познавательные знания.
ПЛАН- ОТЧЁТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел плана | Сроки выполнения | Форма работы Этапы работы | Практические результаты |
Изучение методической литературы и интернет-ресурсов | Сентябрь Октябрь-ноябрь | Самостоятельная деятельность педагога. 1. Изучение традиционных методик 2. Современный взгляд на проблему | Изучила дополнительную литературу: Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993. Познакомилась со статьей Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995. Познакомилась с книгой Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей |
Разработала план внедрения изучаемой темы в пед. процесс | Ноябрь-декабрь | Совместная работа с педагогом-напарником, старшим воспитателем, специалистами ДОУ 1. Выбор методов и приемов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей 2. Подбор пособий и наглядного материала, создание картотеки (дидактических, настольно-печатных игр и т.д.) 3. Разработка современного плана работы по месяцам (по теме самообразования) | Подобрала методы проведения дидактических игр по экологии: Организация игр осуществлялась педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры по экологии, её проведение и анализ. В подготовку к проведению игры входило: – выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; – определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; – установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы; – подготовка игрового и экспериментального оборудования; – определение времени для эко.занятий в режиме дня. Проведение дидактических игр включает: – ознакомление детей с содержанием уголка природы и эко.игр, с дидактическим материалом и оборудованием в природном уголке для опытов и эк4спеиментов, который будет использован (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей); – выработка у детей желания к занятиям в природном уголке; Создала картотеку опытов и экспериментов, дидактических игр по экологии, картотеку опытов и экспериментов. Разработала план мероприятий. |
Внедрение разработанного плана в пед. процесс | Январь-март | Совместная деятельность педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями | Анкеты для родителей «Экологическое образование в семье». Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. Разработка дидактических игр и помощь в создании мини-музея |
Распространение опыта среди педагогов ДОУ | Апрель | Показ открытого мероприятия. Выступление на семинаре-практикуме. | Разработка идеи макета и помощь родителей в создании уголка природы «Благодея» Создание мобильного мульти –бокса (интерактивной мини- лаборатории) совместно с родителями. |
Анализ работы по самообразованию | Май | Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете | Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете |
Закрепление изученного материала в процессе самообразования | Май-август | Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период). Распространение опыта через интернет-сайт, статьи в периодических изданиях. | Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течение года) |
Уголок несет в себе не только эстетическую функцию, но и позволяет приобщать детей к экологическому воспитанию, трудовой деятельности, экспериментальной. Это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию группового пространства, наблюдений в природе. Все это позволило, не покидая территории детского сада знакомить детей с растениями, приобщать к природе, быть ближе к ней, желание ухаживать за растениями, бережно относиться к объектам живой природы, повышать уровень экологических знаний детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация отчёта самообразования по теме "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"
Презентация отчёта самообразования по теме "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"...
План самообразования за 2019-2020 уч.год по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"
План самообразования за 2019-2020 уч.год по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"...
Самообразование "Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
метеоплощадка...
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...
Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...
Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...