Конспект непрерывной образовательной деятельности «Загадки русской избы» (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лёшина Людмила Сергеевна

Программное содержание:

  1. Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством.
  2. Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.
  3. Развивать мелкую мускулатуру рук, творческие способности, координацию движений в игре «Передай снежок».
  4. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Приложение https://cloud.mail.ru/public/W28g/4gAzR2DqE

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_russkoy_izby.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребёнка - детский сад №57 «Ладушка»

города Димитровграда Ульяновской области»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

 «Загадки русской избы»

(средняя группа)

                                                                   Подготовила: воспитатель

Лёшина Людмила Сергеевна

2018 год

Программное содержание:

  1. Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством; обогащать знания детей о русском народном творчестве; вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
  2. Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.
  3. Формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, загадки; расширять и активизировать словарь детей по теме (предметы старины).
  4. Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста, развивать мелкую мускулатуру рук, творческие способности; воспитывать доброе отношение к окружающим людям
  5. Развивать координацию движений в игре «Передай снежок».

Словарная работа: лапти, печь, чугунок, русская изба, ухват, сундук.

Материал и оборудование: комната русского быта. 

Предметы быта: печь, колодец, колыбель, лапти, полотенца вышитые (рушник), горшки, самовар, сундук.

Раздаточный материал: картинки (предметы быта старины и современные)

Предварительная работа:

- рассматривание макета «Русская изба».

- беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».

- рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы».

- слушание народных мелодий.

-чтение художественной литературы: русские народные сказки.


Ход НОД:

Воспитатель: Я хочу вам сегодня предложить отправиться в путешествие в прошлое. Вы хотите туда отправиться?

Дети. Да. 

Воспитатель: А поможет нам в этом волшебный клубочек. Но, чтобы клубочек указал нам путь, нужно сказать волшебные слова. Я вам сейчас их скажу , а вы повторите.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Дети идут за волшебным клубком и подходят к музею «Русская изба»,

где их встречает домовой Кузьма Егорович.

Домовой:

Ой, вы гости дорогие,

Все нарядные какие!

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

Дети. Здравствуйте.

 Хорошему гостю и хозяин рад! Проходите, да присаживайтесь.

(дети садятся)

- "Много гостей, много и новостей".

Домовой.  Это моя изба, в которой я живу и старинные предметы есть, которые сейчас нигде не встретишь.

Воспитатель: Кузьма Егорович, а наши ребята знают предметы старины. Ребята, какие старинные предметы вы знаете?

Дети. Печь, колодец, колыбель, сундук, самовар, лапти, рушник.

Воспитатель: А вы знаете, что в избе было самым главным?

Я вам сейчас загадаю загадку:

«Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча»

Дети. Печка.

Воспитатель: Чем же так важна была печка для русского народа?

Дети. В печке готовили еду, на печке спали, сушили одежду, обогревала хозяев, лечила от разных болезней.
Домовой.  Какие вы догадливые! Правильно, без печи – изба не изба!

Воспитатель: Кузьма Егорович, коль гости пожаловали. Надо печь истопить, дрова нарубить и воду наносить.

Домовой.  Засиделся я с вами. Ребята, а вы знаете, где раньше брали воду?

Дети: В колодце.

Домовой.  А вот и колодец! Чтобы воду достать надо потрудиться.

Воспитатель: Что для этого надо?

Дети: Вёдра и коромысло.

Воспитатель: Кузя. а ты любишь играть?

Аудиозапись: игра «Передай снежок» (дети по кругу передают снежок)

Воспитатель: По русской традиции принято гостей приглашать за стол, угощать чаем. А в чём  же мы будем кипятить воду?

Домовой.  Предлагаю поставить самовар, да замесить тесто.

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол.

В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам очень нужно,

Сушки вылепить всем дружно.

Воспитатель:  Мы с вами сегодня будем работать с тестом- выпекать сушки.

Какое на ощупь тесто?

Дети: Мягкое, податливое, меняет форму.

Воспитатель: Давайте подумаем как мы будем лепить сушки.

Дети: Нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят сушки, воспитатель готовые ставит в печь).

Воспитатель: А пока пекутся сушки мы с вами еще немножко поиграем.

Игра «Что было, что стало» (дети находят пару картинкам).

Раньше носили лапти, а сейчас…(туфли).

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите).

Раньше в колыбели детей качали, а теперь… (на кровати).

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу).

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода).

Воспитатель: Давайте посмотри, готова ли наша выпечка?

(воспитатель достает из печи настоящие сушки)

Воспитатель: Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи. Угощайся, Кузьма Егорович.

Звучит колыбельная (фонограмма)

Воспитатель:  Что за песня звучит, ребята?

Дети: Это колыбельная.

Воспитатель: Да, это колыбельная. Её пели мамы своим малышам, укладывая их спать. Только раньше детей качали не в кроватке, а в колыбели, оттуда и название песни – Колыбельная. Давайте колыбельную споём, да малыша в ней покачаем.

Звучит «Колыбельная», дети подпевают.

Домовой. А вот и наш сундучок с секретом, в котором живут загадки, а загадок  видимо-невидимо, хотите послушать? 

 

Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча (печь)

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок).

Рожища рогатого

Поддели пузатого,

В печь посадили,

Еды наварили. (Ухват, горшок)

 

Я в России был рождён,

Для тепла был сотворён.

У меня в жаровне жар,

По краям клокочет вар.

Собирается родня

Посидеть вокруг меня,

Посидеть, чайку попить,

По душам поговорить…(Самовар).

Два младших брата-близнеца

На старшем виснут без конца,

Идут на речку — тарахтят,

А возвращаются — молчат. (Ведра и коромысло)

 

При дворе казна,

Серебра полна.

Хоть черпни ведром –

Всё казна с добром…(Колодец).

Я и амбарная,

Я и пекарная,

Я огородная,

Вёслам я сродная…(Лопата).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти).

Воспитатель:  В гостях побывали, а теперь пора и честь знать.

Домовой. Ну что, понравилось вам у меня?

До свидания, гости дорогие. Скатертью дорожка! Будет свободная минутка заходите ко мне на огонёк!

Дети: До свидания!

Воспитатель:  До свидания, Кузьма Егорович! А нам пора возвращаться в группу, дорогу все запомнили?

Дети с воспитателем возвращаются в группу

Воспитатель:  Ну вот мы и дома. «В гостях хорошо, а дома лучше».

Понравилось ли вам в гостях ?

Какой Кузьма Егорович хозяин ?

Дети: Гостеприимный, приветливый, радушный…

Воспитатель:  Что нам помогло попасть в гости к Кузьме Егоровичу?

Что вам понравилось в избе?
Какие задания были самыми интересными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...

Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Сценарий специально организованной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой» в группе среднего дошкольного возраста

Цель – знакомство детей с бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.Задачи:·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ...

Конспект по ознакомлению с народной культурой " Знакомство с русской избой" Младшая группа №1

Познакомить детей с предметами старинного русского быта, с жизнью людей в русской избе....

"Знакомство детей с русской избой" (старшая группа)

Способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию России...

Проект по познавательному развитию "Русская изба" средняя группа

Проект по познавательному развитию "Русская изба" средняя группа...

Конспект ОД Образовательной области «Познание» «История Русской избы» (подготовительная группа)

Познакомить дошкольников с историей русской избы, с частями русской избы....