Конспект ОД Образовательной области «Познание» «История Русской избы» (подготовительная группа)
методическая разработка (подготовительная группа)

Багаева Анастасия Игоревна

Познакомить дошкольников с историей русской избы, с частями русской избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_russkaya_izba_-_kopiya.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД Образовательной области «Познание»

«История Русской избы»

(подготовительная группа)  .

Воспитатель: Багаева Анастасия Игоревна.

Цель: познакомить дошкольников с историей русской избы, с частями  русской избы.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с традициями наших предков, предметами быта русского народа,  обогатить словарь детей народными пословицами;

Воспитательные:  воспитывать интерес к прошлому нашей страны, уважение к культуре и традициям наших предков;

Развивающие: развивать интерес к прошлому и традициям  России,  интерес к русскому фольклору, вызывать эмоциональную отзывчивость.

Словарь: ИЗБА, ВЕНЕЦ, КОНЕК, НАЛИЧНИК, СТАВНИ.

СЛАЙД 1Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

Уходят в прошлое деревни,
к закату клонится их день…
Как нету леса без деревьев,
России нет без деревень!

Воспитатель.. Кто из вас был в деревне?(Ответы детей). Какие вы видели дома в деревне?(Ответы детей)

СЛАЙД 2 Воспитатель. Сейчас в деревне можно увидеть и деревянные, и кирпичные дома, но в старину дома строили только из дерева.

СЛАЙД 3 Воспитатель : Сегодня , я хочу вам рассказать как строили избы,где жили наши предки. Деревянный деревенский дом назывался изба. Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете почему?

СЛАЙД 4 Воспитатель -В лесистых местах,по берегам рек и озер садились,оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. Как вы думаете почему наши предки выбирали места рядом с лесом.?(ответы детей) Правльно ребята не зря наши предки говорили :«ВОЗЛе леса жить –голодному не быть», В  лесу зверь и птица ,смола и дикий мед ,ягоды грибы.

СЛАЙД 5 Воспитатель - Избу строили не день и не два, когда выбрали место ,где изба будет стоять, начинали осваивать участок , Готовили землю ,рубили,  корчевали лес. Для строительства больше всего годились сосна и ель: так как у них стволы прямые ,древесина крепкая и надежная . Говорили в старину «ИЗ ГНИЛОГО ЛЕСА НЕ НАДОЛГО ИЗБА».

СЛАЙД 6 Ствол дерева очищали от сучьев  и коры , а затем ,положив бревна и немнго отступив от его конца , «выбирали лунку» , Четыре бревна ,связанные в квадрат (Лунка к лунке), образовывали венец .и так дальше

СЛАЙД 7 венец на венец , и ставили избу.На бревнах ставили зарубки- порядковые номера.Ребята как вы думаете для чего это делали ?(ответы детей) Избу можно было разобрать по бревнышку ,перевезти в другое место и снова собрать. Большое мастерство нужно было ,чтоб бревна плотно прилегали друг к другу- щелочки не видно было. «НЕ ДЛЯ ЛЕТА ИЗБА РУБИТЬСЯ ,А ДЛЯ ЗИМЫ».Строили Русские избы без единого гвоздя, вот такие были мастера – плотники.

  СЛАЙД 8 Воспитатель:  На Руси говорили: "Плотник - первый на селе работник". -Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топором)

СЛАЙД 9 Воспитатель - Да, топором и лес валили, и ложку могли выстругать.

-Ребята посмотрите какие красивые у меня есть деревянные ложки , сейчас мы поиграем немного.

Физ. Минутка ( НА выбор ): ИГРАЕМ НА ЛОШКАХ под мелодию.

«Кому досталась ложка?»

Игроки под музыку двигаются вокруг стола, на столе лежат ложки. Когда перестает играть музыка игроки должны схватить 1 ложку. Количество ложек убавляется. Игроки выходят из игры,которым ложки не хватило.

Слайд 10 -Много тепрения требовалось для возведения крыши,Доски для нее тоже тесали топором . Их укладывали так ,чтобы любую можно , было заменить, не разбирая всей крыши. 

СЛАЙД 11 Воспитатель: Как вы думаете, почему крыша была со скатом, а не прямая?(.Дети. Крышу делали со скатом, чтобы стекала вода и снег скатывался.)

СЛАЙД 12 Воспитатель. Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала фигурка коня, ее называли «конек». Люди верили, что конек охраняет дом, служит оберегом. ПОКАЗ СЛАЙД 13, 14.

СЛАЙД 15 Воспитатель.Избу распологали «лицом к дороге» Та часть избы, которая выходила на улицу, была «лицом» избы, поэтому дорогу, у которой стояли избы, стали называть улице.

СЛАЙД 16 Воспитатель -Как ,правило на боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо.Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля.  На крыльцо вели ступеньки.Теплыми летними вечерами собирались на крыльце –посидеть,поговорить, обсудить новости.

СЛАЙД 17 - Уделяли большое внимание и окнам дома. Окна – «глаза дома» ,ведь глаза на руси называли ОКО, Очи  . Для чего в доме нужны окна? (Ответы детей). Правильно, через окна в избу входил солнечный свет, люди наблюдали за происходящим через окна. Над окнами крепились козырьки—наличники. Как вы думаете, почему наличники получили свое название? ДЕТИ : Правильно, они находились на «лице» дома.  Они прикрывали окна от дождя и снега.

СЛАЙД  18 Позже появились накладные наличники со ставнями. Ставни выполняли еще одну функцию.

СЛАЙД 19 С улицы каждый мог видеть : открыты ставни – значит, хозяева уже встали , а закрыты- значит,еще спят или ушли куда то.

СЛАЙД 20 У каждой избы был свой особый облик.ПОКАЗАТЬ ДАЛЬШЕ СЛАЙДЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СТАВНЕЙ.

-Посмотрите какйой красивый туесок с изображением избы у меня есть. Ой ребята там чтото лежит . записка. Интересно от кого она .ПИШЕТ НАМ БАБА –ЯГА.  ДОРОГИЕ РЕБЯТА СОБРАЛАСЬ ДЕЛАТЬ РЕМОНТ В СВОЕЙ ИЗБУШКИ ,ХОЧУ ПОМЕНЯТЬ окна (Сделать новые наличники и ставни) НО немогу определиться ,какой  узор,рисунок придумать.

- Поможем БАБЕ –ЯГЕ ? сейчас я вам расскажу как мы будем делать эскизы  рисунка на ставни и наличник..  для бабушки яги.

Рефлексия:

Где выбирали место чтобы построить избу? (У леса и реки )

Как называется Четыре бревна ,связанные в квадрат (Лунка к лунке), ( венец)

Как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных зданий?(Плотники)

Почему «Глаза дома » стали называть Окнами ?

Как мы помогли  с вами БАБЕ – Яге ?(Делали эскизы , ставни для окон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема: «Защитники Отечества» подготовительная к школе группа

Тема:  «Защитники  Отечества»Цель: Расширять знания детей о защитниках  Отечества.Программные  задачи:1.Образовательные:  Познакомить с разными родами войск (пехота, моряки, в...

Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и...

Конспект НОД Образовательная Область "Познание", "Коммуникация" "Юные экскурсоводы" старшая группа

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в старшей группе на тему "Юные экскурсоводы "...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Чистим зубы правильно!» (Подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Чистим зубы правильно" создан на основе здоровьесберегающей технологии. Цель данной образовательной деятельности научить детей правильно следить ...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей и подготовительной группе «Космос»

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей и подготовительной группе «Космос»...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» с моделированием задач ( подготовительная группа).

Программное содержание:Уточнять знание детей о количественном и порядковом счете предметов; обучать решению простых задач на сложение и вычитание приемами моделирования; определение соседства числа, р...