Сценарий ООД по познавательному развитию в старшей группе «Природный материал – песок, глина, камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скворцова Ирина Сергеевна

Сценарий занятия по ознакомлению с природой в старшей группе с применением квест-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_v_st.gr_po_oznakomleniyu_s_prirodoy.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Шалдежский детский сад «Теремок»

Сценарий

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей 5-6 лет

Тема: «Природный материал – песок, глина, камни»

(Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

 Старшая группа. Занятие 17 стр.74)

                                                       Выполнила: Скворцова Ирина Сергеевна

воспитатель

д. Шалдеж

2020г.

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

Задачи: Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентации «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни», «Как человек может использовать камни в своей жизни». Различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и тарелочки с песком, глиной, палочки, монетки, письмо, руль, лейка с водой.

Предварительная работа: игры с песком, опытническая деятельность, беседы о рабочих специальностях.

Способы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня прекрасный день! Светит солнце! Представляете, когда я сегодня шла в детский сад, то встретила странного человека. Он был одет в длинный плащ, а в руках он держал раскрытый зонтик. Его лицо скрывала шляпа с широкими полями. Он сказал, что его зовут профессор Знайкин и он хочет пригласить нас в свою страну Опытландию. Это не большая, но очень интересная страна. Нас будут ждать там интересные открытия. Вы хотите побывать в такой стране? (Ответы детей) Тогда вперед!

Воспитатель: Профессор Знайкин сказал, чтобы очутиться в его стране нам нужно закрыть глаза, покрутиться и сказать: Крутись, вертись, в Опытландии очутись. (Дети закрывают глаза и крутятся на месте).

Воспитатель: Ну вот, мы и очутились в этой замечательной стране. Посмотрите, как здесь много разных интересных предметов. (На стуле в коробочке лежит письмо. Воспитатель обращает внимание детей на письмо). А вот, и какое-то письмо. Хотите его прочитать? (Читаем письмо)

Воспитатель: «Дорогие ребята, меня зовут профессор Знайкин. Вы прибыли в мою страну Опытландию. Она очень интересная и вы многое в ней узнаете. Но чтобы по ней путешествовать вам нужен транспорт. Поэтому я приготовил его для вас. А чтобы узнать на чем вы будете ездить вам необходимо отгадать загадку.

Выезжаем на природу!

Будем изучать погоду!

Собираем карты, глобус

И садимся на... (Автобус

Воспитатель: Правильно. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда давайте сядем в автобус. Только в письме еще что-то написано. (Читаем продолжение письма). «Ребята, чтобы попасть на вашу первую остановку, вы должны отгадать загадку т.к. отгадка относится к названию станции.

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть. (Песок)»

Воспитатель: Молодцы. Едем на станцию под названием «Песок». (Дети встают парами друг за друга, а один ребенок берет в руки руль и будет изображать водителя).

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали на станцию «Песок». Посмотрите сколько здесь песка. (Дети садятся за столы). Внимательно рассмотрите образцы песка у вас на столах. Какой песок по цвету? По форме? По размеру? (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь возьмите стаканчик с песком и высыплете песок из стаканчика на тарелочку и обратно. Скажите, песок легко сыплется? (Ответы детей).

Воспитатель: У каждого из вас есть два стаканчика с одинаковым количеством песка. Сейчас я каждому из вас налью в один стаканчик немного воды, а вы внимательно посмотрите, что будет происходить. Скажите, что происходит с песком, в который налили воду? (Ответы детей) Правильно. А теперь возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, а в другую – с влажным. Одинаковые ли стаканчики по весу? Почему стаканчик с влажным песком тяжелее стаканчика с сухим песком? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем из этого песка слепить шарик. Возьмем влажный песок и слепим шарик. А теперь из сухого. Почему у нас не получилось слепить шарик из сухого песка? (Ответы детей)

Воспитатель: Итак. Сделаем выводы. Песчинки бывают разными по величине, цвету и даже форме. Песок – это сыпучий природный материал. Песок легко впитывает и пропускает воду. Песок становиться влажным. Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находиться воздух, а во влажном – вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому и стаканчик с влажным песком тяжелее. А слепить шарик из сухого песка не получиться, потому что он сыпучий.  

Воспитатель: Понравилось вам проводить опыты с песком? (Ответы детей) Мы с вами посидели и поработали, а теперь надо немного отдохнуть.

Динамическая пауза.

              Вы, наверное, устали?

                     Ну, тогда все дружно встали.

                     Ножками потопали,

                     Ручками похлопали,

                     До носочек дотянулись,

                     Вправо, влево повернулись

                     Тихо все на месте сели.

                     Глазки крепко закрываем

                     Дружно до 8 считаем

                     Открываем, поморгаем

                     И работать продолжаем.

Воспитатель: Отдохнули? Хотите продолжить наше путешествие по Опытландии и узнать еще что ни будь интересное? (Ответы детей) Тогда читаем загадку про  следующую остановку.

Гончар для меня разведѐт жаркий пламень.

 Сухая, я твѐрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

 Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая? (Глина)

Воспитатель: Правильно. Садимся в наш автобус и едем дальше. (Дети имитируют движение автобуса парами).

Воспитатель: Вот мы и прибыли на остановку «Глина». Сколько здесь вокруг глины. И под ногами глина, и предметы из глины, и даже стулья из глины. Давайте на них присядем. (Дети садятся на стулья около стола с опытами) Посмотрите, здесь находятся образцы сухой глины. (На тарелочка расставлены образцы сухой глины разных цветов) Сравните их по цвету. Какие они? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь давайте попробуем воткнуть палочку в стаканчик с сухой глиной. Арсений, помоги мне пожалуйста. (Ребенок берет палочку и втыкает ее в глину) Такую же палочку мы воткнем в стаканчик с сухим песком. Арсений, куда палочка втыкается легче и почему? (Ответ ребенка) Молодец.

Воспитатель: А Варя П. поможет мне добавить в стаканчик с сухой глиной немного воды и размешать. Скажи, Варя, что происходит с глиной? (Ответ ребенка) Умница.

Воспитатель: Андрей, как ты думаешь, куда палочку воткнуть легче в мокрую глину или в сухую? Подойди, попробуй. (Ребенок втыкает палочки в глину и отвечает) Молодец.

Воспитатель: Варя А., поможешь мне слепить из глины шарик? Я буду лепить шарик из влажного песка, а ты из глины. Посмотри, какой из этих шариков прочный? Что произойдет с шариками, когда они высохнут? (Ответ ребенка) Молодец.

Воспитатель: Давайте подведем итоги. Глина бывает разного цвета – белая, красная, черная. Палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый. Если в глину добавить воды, то она становится вязкой и из нее можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить. Палочка втыкается легче в мокрую глину, чем в сухую. Шарик из глины более прочный, чем шарик из влажного песка. Шарик из глины при высыхании стане твердым, а шарик из влажного песка рассыплется.

Воспитатель: Ребята, скажите, а как человек может использовать песок и глину в своей жизни? (Ответы детей, просмотр презентации).

Воспитатель: Ну что ж, наше время на остановке «Глина» прошло. Вы хотите продолжить наше путешествие? Тогда нам нужно отгадать еще одну загадку.

 В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

А может быть мелким - в ладошке лежать,

(Камень)

Воспитатель: Садимся в наш автобус и отправляемся на следующую остановку.

Воспитатель: И вот наша последняя остановка. Выходим из автобуса. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: У вас на столах лежат камешки. Посмотрите их и сравните по величине, и по цвету. Какие они? (Ответы детей)

Воспитатель: А если внимательно рассмотреть камешки, то что можно увидеть на их поверхности? (Ответы детей) Посмотрите, у наших камешков разная поверхность. Скажите, какая поверхность бывает у камней? А если постучать камнями друг о друга, какой звук они издадут? Сравним издаваемый звук со звуком, который получиться если постучать камнем о деревянный предмет, о пластмассовый предмет. (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Возьмите в одну руку пластилин, а в другую камень, и сожмите. Сравните эти материалы на твердость. Что тверже? (Ответы детей) А теперь, возьмите монетки и почертите ими по разным камешкам. Посмотрите, остались ли следы на камнях? (Ответы детей) Перед вами стоят стаканчики с водой. Опустите камешки в воду. Что с ними произошло? Изменился ли цвет камней в воде? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Камешки бывают разной величины и разного цвета. На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки и т.д. Поверхность камней бывает гладкой и шершавой. Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с более тяжелыми предметами. Камень – твердый материал, а пластилин мягкий. Так как при сжимании пластилин меняет форму и из него можно лепить, а камень остается прежней формы. На камнях остаются разные следы, так как их твердость разная. Галька утонула в воде, а керамзит нет. Галька тяжелее воды, а керамзит легче. В керамзите есть воздух, поэтому он легче гальки. В воде цвет камней меняется. Мокрые камни становятся более яркими.

Воспитатель: Для чего используются камни? (Ответы детей и просмотр презентации).

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Опытландии. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза, покрутимся и скажем: крутись, вертись, в детский сад возвратись.

Воспитатель: И мы в нашем детском саду. Скажите, где мы с вами были? А что мы делали? С чем мы проводили опыты? Какие опыты вам понравились больше всего? Вам понравилось путешествие в Опытландию? А вы хотели бы вернуться туда еще?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по теме недели "Природные материалы" (песок, глина, камни)

Информирование родителей по теме недели. Рекомендовать родителям поиграть, провести опыты с детьми....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе: "Природный мир Краснодарского края"

Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе о животном, растительном, водном мире, природных памятниках Краснодарского края...

Конспект по познавательному развитию старшей группы. «Природные материалы: песок, глина, камень»

Конспект по познавательному развитию старшей группы.«Природные материалы: песок, глина, камень»    Составила и провела:ВоспитательБобровская Елизавета Сергеевна...

Конспект организованной образовательной деятельности "Природный материал - песок, глина, камни".

Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств природных материалов....

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»...