Конспект по познавательному развитию старшей группы. «Природные материалы: песок, глина, камень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елизавета Сергеевна Бобровская

Конспект по познавательному развитию старшей группы.

«Природные материалы: песок, глина, камень»

 

 

 

 

Составила и провела:

Воспитатель

Бобровская Елизавета Сергеевна

 

 

 

Д. Марковка.

Технологическая карта занятия.

ФИО: Бобровская Елизавета Сергеевна.

Приоритетная образовательная область: Познавательное  развитие

Образовательные области в интеграции: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное  развитие», «Физическое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «Математическое развитие».

Тема занятия: «Песок, глина, камень!»

Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)

Должность: Воспитатель

Место работы: МКОУ «Галицкая ОШ» дошкольная группа

Цель занятия: Продолжение ознакомление дошкольников с почвами – землёй, песком, глиной и их свойствами с помощью проведения опытов.

Задачи занятия:

Обучающая: Продолжать формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром,

Развивающая: Продолжать развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения,

Воспитательная: Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Словарная работа: Песчинки, сыпучесть, пластичность, твёрдость.

Планируемый результат занятия: дети ознакомились с песком, глиной и камнем, узнали их свойства, участвовали в беседе, отвечали на вопросы педагога, приняли активное участие в проведении опытов.

Подготовительная работа: Беседы о песке, глине, камне и их свойствах. Материалы и оборудование: песок, глина, разных размеров камешки пластиковые тарелки, ложки, стаканы, трубочки, салфетки, вода. 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы.

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационный – мотивационный этап

Способствовать

Развитию интереса детей к предстоящей деятельности. Настроить детей на занятие.

Устанавливает зрительный  эмоциональный контакт, рассказывает о предстоящей деятельности.

Словесный: загадывание загадок, вопросы детям, рассказ педагога о предстоящей деятельности.

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности, внимательно слушают педагога, эмоционально настроены на занятие.

2.

Основной этап

Продолжать формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, камня знакомить с окружающим миром. Продолжать развивать любознательность, внимательность, логичное мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения. Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Педагог вводит детей в проблемную ситуацию, озвучивает предстоящую деятельность, напоминает правила при проведении экспериментов.

Словесный: педагог объясняет задания, рассказывает интересные факты

Практический: эксперименты- элементарные опыты.

Проводят опыты, делают выводы и умозаключения.

Дети проявили интерес к деятельности, провели опыты, придержались всех правил при проведении опытов, сделали умозаключения.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, анализ деятельности, формировать навыки самооценки детей.

Анализировать занятие с детьми, проводит рефлексию.

Словесный: задаёт детям вопросы.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о проделанной деятельности, анализируют свои успехи и ошибки.

Подведены итоги  и проанализирована на занятии, проведён анализ полученных результатов

 

 

 

Ход  занятия:

Организационно – мотивационный этап:

Воспитатель: Ребята, посмотрите я пришла не с пустыми руками, а с волшебной коробкой, чтобы узнать, что внутри вам нужно отгадать загадки. Готовы?

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Желтый, красный, белый

Или светло серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте  (песок)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно!

Гончар для меня разведёт жаркое пламя.

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат – как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая? (глина)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно!

В сережках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

А может быть лёгким  - в ладошке лежать. (камень)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали все загадки! Давайте посмотрим, что спрятано в этой волшебной коробке.

Воспитатель открывает коробку в ней ёмкость с песком, глиной, камнями.

Ребята всё это песок, глину, камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно геологи! А кто такие геологи?

Ответы детей: Геологи – это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.

Основной этап:

Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и камень. Итак, давайте начнём, посмотрите на своё рабочее место, тут расположены стакан с песком, ложка, стакан с водой, трубочка.

- Перед тем как начать нашу работу, давайте вспомним правила поведения:

Не пробовать то, с чем экспериментируете!

Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!

Слушать внимательно воспитателя!

Работать дружно!

Мыть руки после экспериментирования!

- Свои исследования мы начнём с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.

1 опыт:

Ход эксперимента:

Из чего состоит песок?(из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыпется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? ( Сыпучий) А теперь возьмите трубочку и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (ответы детей) Куда делась вода? (ответы детей)

Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что – то – из мокрого или сухого? (ответы детей).

Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок сухой и сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

Воспитатель убирает песок, ставит на стол тарелку с глиной.

Опыт 2:

- Ребята, внимательно рассмотрите, что лежит у вас в тарелке. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Правильно, глина. Какого она цвета? Возьмите в руки, легко её мять? (ответы детей)

- Давайте нальём в тарелку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой из неё можно лепить). В заключение воспитатель делает вывод : глина состоит из множества маленьких частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (вращение головой)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем –

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять.(приседания)

Напоследок потянулись

Вверх и стороны. Прогнулись.(Потягивание вверх и в стороны)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (дети садятся)

Воспитатель: Молодцы! А теперь перейдём к нашему следующему опыту.

Воспитатель убирает глину и ставит на стол камни.

Опыт3:

Рассмотрим , какие бывают камни. Найдите среди них самый большой. Теперь найдите самый маленький. Самый красивый (невзрачный).

Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого тёмного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладки (шершавый), самый круглый (неровный).

Рассмотрите самый круглый камень. Как вы думаете, этот камень всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушки становятся круглыми. Дети берут камушки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.

Потрогаем разные камушки. Холодные они или тёплые? Зажмите камушек в кулаке и подержите. Каким он стал? Почему? Значит, камушки могут нагреваться. Это можно увидеть на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря.

Что будет, если мы положим камешек в воду (предложения детей) Он утонет? Будет плавать? Бросим камушек в воду и понаблюдаем, что произойдёт. На воде образуются круги. Может ли камушек плавать? Опустим в миску ещё несколько камушков, потрогаем их в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камни по сравнению  с сухими? Какие камушки красивее?

Заключительный этап

Воспитатель; Ребята мы провели все опыты, узнали много о песке, глине, камнях. А знаете ли вы, где же применяются эти материалы? Где человек применяет песок? А глину? А камни? (ответы детей)

Мало кто знает, что соль – это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Дети , скажите, что вам понравилось? Какой опыт особенно запомнился? Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю использовать эти материалы в вашем творчестве. Слепить что-то из глины, нарисовать песком или сделать панно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Песок и камень"

Сравнение  двух  материалов - песка и камня-  опытно-экспериментальным путём....

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (Старшая группа): «Домашние животные города. Кто с нами живет» (открытое занятие для студентов педагогического колледжа г. Улан-Удэ)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе расширения представления о домашних животных.Задачи:Формировать умение выделять основные признаки домашних животных и выражать их в ре...

Сценарий ООД по познавательному развитию в старшей группе «Природный материал – песок, глина, камни»

Сценарий занятия по ознакомлению с природой в старшей группе с применением квест-технологий....

конспект занятия познавательное развитие старшая группа Одежда и обувь

конспект занятия познавательное развитие старшая группа Одежда и обувь...

"По следам Осени"конспект занятия познавательное развитие старшая группа

Цель: Формировать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект ННОД познавательное развитие старший дошкольный возраст

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде, дать представления свойствах предметов «сухой», «мокрый, влажный&raqu...