План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Песок и камень"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тихонова Елена Николаевна

Сравнение  двух  материалов - песка и камня-  опытно-экспериментальным путём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  экспериментальной деятельности в старшей группе

«Песок и камень»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Развивать познавательные  интересы детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Учить сравнивать материалы (песок, камни).

Уточнить представления детей об использовании камней и песка человеком.

Развивающие задачи:

Развивать  логическое мышление, воображение, наблюдательность

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к объектам неживой природы (песок, камни).

Воспитывать аккуратность в процессе выполнения опытов и творческой изобразительной деятельности.

Методические приемы:

Наглядные:  использование иллюстраций, схем.

Словесные:  вопросы, художественное слово, поощрение.

Практические: экспериментирование с разными материалами,  игровые , творческая деятельность детей с песком и камнями.

Материал  к  НОД:

Демонстрационный:  иллюстрации «Пустыня», « Горы» , схемы проведения опытов, схема для анализа свойств песка и камня, схемы-карточки « Как человек использует камни и песок», большой камень с надписью.

Раздаточный: две тарелочки с песком и камнями, трубочки, два стаканчика с песком и камнями, стаканчик с водой. Для творческой работы : гуашь, крупные морские камешки ( для рисования на них), наборы для рисования цветным песком.

Ход НОД

1. Воспитатель приглашает детей в лабораторию. Однако,  на пути детей лежит  большой камень с надписью: « Направо пойдёте – обо мне ( камне) много узнаете, налево пойдете – о  песке много узнаете , а прямо пойдете –  и о камнях,  и о песке много узнаете». Воспитатель подводит детей  к выбору узнать, как можно больше  и о песке , и о камнях.

2.Дети идут по выбранному направлению и оказываются в лаборатории.

Опыт 1.  Из чего состоит песок.  Песок насыпать на лист бумаги, посмотреть на него в лупу. Вывод: песок состоит из отдельных песчинок. Рассмотреть камни, вспомнить свойства камней.

Опыт 2 . Что тяжелее?  С помощью трубочек создать сильный поток воздуха и подуть на песок, затем на камень. Что происходит с песчинками? с камнем? Почему? Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые.

Опыт 3. Взаимосвязь с водой. Налить немного воды в стаканчик с песком, потрогать песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? Налить воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? Почему? Вывод: песок быстро впитывает воду, камень воду не пропускает.

3.Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка и камней? (В пустыне, в горах - показ иллюстраций )  Какие горы вы знаете? Какие пустыни вы знаете?  «Пустыня как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне – как волны. Волны песка называются барханы. В сильный ветер барханы передвигаются и засыпают всё на своём пути… » (Г. Снегирёв) .

4.Физкультминутка «Пустыня» ( по стихотворению С. Маршака) – см. Приложение 1.

3. Как человек использует камни и песок. Дети по схемам-карточкам рассказывают, где используется песок и камень ( камень: в строительстве, украшения, мозаичные картины, скульптуры, украшения; песок: песочные часы, строительство(растворы), делаются песочные скульптуры, картины)

4. Творческая изобразительная деятельность детей . Дети по желанию выбирают, с каким материалом будут экспериментировать. На выбор предлагаются: крупные морские  камешки и гуашь , а также наборы для рисования цветным песком .

5.  Чем мы сегодня занимались? Что  узнали нового? Анализ деятельности детей в процессе НОД.

Приложение 1.

Физкультминутка «Пустыня»

Вот жёлтая страница-

Пустынная страница.

Стоя лицом в круг, руки опущены вниз

Песок по ней кружится

Вращение вокруг себя с поднятыми вверх руками.

Несётся, как волна

Стоя на месте, руки вытянуты перед собой

Бредут по ней верблюды –

Степные поезда.                   

Идут они в кочевье

Под музыку звонков.

Медленная ходьба по кругу друг за другом, взявшись за руки.

  

Лежачие деревья 

Растут среди песков.                 

Стоя на  коленях, покачивания поднятыми вверх руками.

Безлиственные     сучья           

К сухой земле пригнул      

Живучий и колючий

Кустарник саксаул.

Лёжа на полу, руки прижаты к полу.

А ветер носит   тучи      

Горячего песка.           

Идёт песок летучий

На приступ, как войска.

Лёгкий бег врассыпную по свободному пространству группы.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Путешествие в Королевство Здоровья"

Цель:· Воспитывать привычку здорового образа жизни.·  Учить детей заботиться о своем здоровье.Задачи:· Формирование неречевого дыхания· Совершенствование артикуляционной моторики.·...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Зайчонок и Мишутка"

Программное содержание: Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10; Закрепить знание геометрических фигур; Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами...