конспект нод по познавательно - исследовательской деятельности Удивительный магнит
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тамара Владимировна Новикова

Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельности, поиску причин. Способу действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Дидактический материал обеспечивает детскую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_udivitelnyy_magnit_-_starshaya_gruppa.docx397.29 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект  непосредственно - образовательной деятельности

по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе на тему: «Удивительный магнит».

Составитель:  Новикова Т.В.

Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельности, поиску причин. Способу действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Дидактический материал обеспечивает детскую активность.

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая,  индивидуальная,)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Развитие поисково-познавательной деятельности предполагает решение следующих задач:

- Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.

- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

- Поддерживание у детей инициативности, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Систематизировать знания детей о магните,  и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

Образовательная область «Художественное развитие».

1. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Предварительная работа:

Познакомить детей с магнитами разной формы.  Дать  возможность проверить их свойства; магнитная игра «Поймай рыбку», «Магнитные цифры и буквы», «Подбери предмет»; использование на занятиях магнитной доски; беседа о профессии учёных; рассматривание  иллюстраций   деятельности учёных в лаборатории. Показ магнитной сказки «Колобок» на новый лад. (Приложение  №5)

Оборудование и материалы:

Мультимедийная  установка, слайды с изображением «Золушки», «Магнитолика», (рыцарь в железных доспехах),  вывеска «лаборатория», столы, стулья. Халаты, шапочки на каждого ребенка.

 Магниты различной формы и  разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с гречкой каждому ребёнку; банка с водой, ключик,  заводные игрушки,  перфокарта  на каждого ребенка. Медальки «За Смекалку» на каждого ребенка.

Методы и приёмы:

1. Практические (динамическая пауза, экспериментальная деятельность,).

2. Наглядные (слайд анимированный со спецэффектом с изображением «Золушки», презентация - «Магнитолик», (рыцарь в железных доспехах), изображение горы.)

3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Воспитатель:

Я хочу вам рассказать одну интересную легенду:             (Приложение №1)

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие силой притягивать к себе некоторые предметы.

Неподалёку от горы бы стоял город Магнессия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа. Поэтому он ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.

Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ни разу не был, возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе, и, больше уже не отпускает.

Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно было ему, что за колдовство  в этом месте скрыто. Вот и поспорил он, что мимо горы  проедет, и живым и невредимым вернется.

Но как бы не был Магнитолик силен и отважен, гора все равно его к себе притянула.

Магнитолик был не только храбрым, но и умным, и смышлёным. Он нашел способ, как освободиться, но и освободить всех рыцарей.

- Ребята, а, вы догадались,  как называлась эта гора?

Ответы детей:

- Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей: (снять доспехи, сделанные из железа)

Показываю магнит:

Вот это перед вами магнит

Много секретов в себе он таит.

- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он притягивать и другие предметы? Чтобы проверить, давайте поэкспериментируем.

Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.

-Прежде чем приступить к опытам, нам нужно надеть фартуки. Помогайте друг другу или попросите наших гостей.

-Вспомним правила поведения в лаборатории.

 1.Не кричать.

 2.Не трогать без разрешения.

3.Не пробовать на вкус.

 4.Работать только на своём месте.

 5.Соблюдать осторожность.

 -Я вижу, вы готовы к работе.

Эксперимент №1.

(У каждого ребенка набор предметов:  металлические, дерева, пластмассы бумаги и др.)

Возьмите магнит и самостоятельно определите,  какие предметы притягивает магнит, а какие нет. Разделите на 2 группы.

Дети делают вывод: (притягиваются только металлические предметы.)

Эксперимент №2.

Далее показываю заводные игрушки, но завести их не могу, так как ключ случайно упал в воду.

Условие: завести игрушку сможет тот, кто достанет ключ, не намочив руки, не сливая воду.

Вывод:

(дети  должны догадаться вести магнит по стенке сосуда  и  достать ключ из воды)

Эксперимент №3.                                                               Приложение №2

Вспомните сказку «Золушка», где злая мачеха перемешала горох и гречку. Кто ей помог перебрать все? (дети – птички, мышки)

А сейчас она снова придумала испытание Золушке. Она перемешала гречку с  шурупами, болтами, гайками. И заставила перебрать все. Птицы в этот раз не могут помочь, боятся сломать клювики. Как быть?

Дети – (мы поможем)

Дети берут магнит, и выбирают шурупы, гайки, болты. Молодцы! Догадливые вы.

- Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

 - Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

 -Зафиксируем наш вывод на карточке. Обведите карандашом те предметы, которые притягивает магнит.

Работа за столом: (дети садятся) на столе лежат листы с заданием.

 « Притягивает – не притягивает».                           (Смотреть приложение 3.)

Молодцы! Все справились с заданием.

Физкультминутка                                                            ( под музыку)                                        

Воспитатель:

Делать научные открытия дело не из лёгких.

 Поэтому  в лабораториях бывают перерывы для отдыха.  Давайте и мы с вами немножко отдохнем.  Все  дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу

И идем, идем по кругу.

Вместе сели, вмести встали,

Головою покачали,

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево – вправо повернулись,

Наклонились, потянулись!

Отдохнули и вновь за дело.

Эксперимент №4. (фокус)

 Ребята, знаете, а не ведь немного волшебница. И могу заставить двигаться предметы не касаясь их. Подойдите к столу.

Под  столом вожу магнитом и, притягивая металлические предметы, сверху вожу, другой рукой не касаясь предметов.

Дети должны догадаться от чего движутся предметы.

Вывод: магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни бумага, не пластилин. Молодцы! Славно поработали!

Понравилось ли вам сегодня экспериментировать?

Ответы детей: (Да, понравилось)

Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?

А вам большое спасибо, вы оказались достойными помощниками.

 Спасибо вам большое за вашу находчивость, смекалку.

И награждаю вас медалью за смекалку.

Золушка  - картинка со спецэффектами                                     Приложение №2

Приложение  №3

https://alekseenkods38.edumsko.ru/uploads/34600/34588/section/735925/tablica_ChTO_PRITYaGIVAET_MAGNIT-1.jpg?1540746128709

Приложение  №4

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1019901684.jpg

                                                         

Приложение №5

Магнитная сказка   «Колобок» на новый лад.

-Приглашаю всех в театр, посмотреть магнитную сказку  “Колобок” да  на новый “магнитный” лад.

Жили-были Дед и Баба. Не было у них ни детей, ни внучат. Решили они сделать себе помощника. Долго они думали из чего сделать - из бумаги, ткани, дерева. … Да только жили они так бедно, что ничегошеньки у них не нашлось. Уж мела, мела старуха по амбару, скребла по сусекам, по всей горнице – ничего не нашла. Устала и пошла спать. Помел старик по сараюшке, да намел немного гаечек, болтов и шурупов. Вздохнул:

“Разве из этого что-нибудь сделаешь?” Открыл печь, швырнул туда горсть с

железками, да и пошел спать. Наутро опять встали, собрались печь топить,

открывают, чтобы дрова положить, а там “колобок” лежит, да не простой, а

железный. Обрадовались старики. И стал он им по хозяйству помогать.

Но колобок оказался любознательный. Попросился он как-то погулять, свет

посмотреть.

Катится, катится и поет свою песенку:

Я колобок, колобок,

Я железный бок.

Я хочу гулять,

Все на свете знать.

 Услышал его песенку заяц.

Говорит: “Колобок, железный бок, я тебя съем!” Схватил, да не смог даже от

земли оторвать, такой тяжелый был колобок, и слишком твердый по зубам

зайцу. Так и остался заяц ни с чем, а колобок покатился дальше.

Катится, катится, а навстречу ему волк:

 “Колобок, колобок я тебя съем!” Схватил колобка, чуть приподнял, да не удержал, уронил и прямо себе на лапы. Завизжал волк, а колобок в это время покатился дальше.

Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь:

“Колобок, колобок, а я тебя съем!”

Схватил колобка, в карман положил, идет и думает:

 “Сейчас зайду подальше в лесок, сяду на пенек и съем колобка”. Тропинка в лесу вела возле Магнитной горы. Идет медведь, мечтает, как колобка есть будет, и даже не заметил, как Магнитная гора вытянула колобка у него из кармана. Колобок прилип к горе, не может освободиться.

А тут мимо горы бежала лиса. Видит – колобок к горе примагнитился. Уж очень ей есть хотелось. Подбежала, хотела оторвать, не получилось. Ходила возле него, и понюхает, и полижет. Только зубы обломала. Постучала по нему – понравился звон, который он издавал. Песенку поет.

Эту песенку услышал дедушка, он колобка уже давно ходил искал. Вытащил магнит, поднял к колобку потянул и забрал его домой.  С тех пор стали они вместе жить. Радуются старик со старухой. Вот и сказке конец.

-Герои моей сказки из чего сделаны? (Из бумаги).

- А экран какой? (Бумажный).

- В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по

бумажному экрану? (Раскрыть секрет детям).

-Ребята, а магнит нам в группе помогает? Что у нас есть магнитное?

Магнитная доска, магнитики для крепления картинок, магнитный

конструктор…

- Сейчас, после занятия, я предлагаю вам взять магниты и обследовать

группу – найти предметы, которые магнит притягивает.

А домашнее задание такое: я предлагаю вам вырезать любых героев сказок и

с обратной стороны приклеить (с помощью родителей)  металлическую

пластинку. Будем придумывать, и показывать новые сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнит и магнетизм»

развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Удивительная осень"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18269420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 480px; height: 320px;"}}]]...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Удивительная вода"

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова...

Исследовательская деятельность "Удивительный магнит"

Формирование представлений о магните и его свойстве притягивать предметы....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительный камень – магнит»

Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование,формирование понятия детей о магните, расширение их представл...