занятие по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие по стране органов чувств".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Голенкова Юлия Викторовна

Цель: формировать  представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Путешествие по стране органов чувств".

Цель: формировать  представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.

2. Познакомить детей с тем, как люди с ограниченными возможностями (слабовидящие, слепые, глухие, немые) общаются в обществе.

2. Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания.

3. Закрепить знания о личной гигиене и предметах личной гигиены.

Развивающие задачи:

1. Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.

2. Развивать внимание, восприятие, словесно-логическое мышление, память, координацию речи движения.

Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки работы в группе, взаимопонимание, доброжелательность.

2. Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приёмы

  • Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).
  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
  • Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
  • Практические (опыты, исследование).

Оборудование и материалы

  • На каждого ребёнка: клей-карандаш, фломастеры, распечатки: "Что внутри?", "Азбука жестов", "Угадай по вкусу", "Азбука для слепых».
  • Демонстрационный материал: набор из трех баночек, внутри которых находятся: горох, монетки, скрепки.
  • Набор продуктов: мёд, клюква, солёный крекер, горький шоколад, вода.

Предварительная работа

Обучение грамоте: провести звуковой анализ слов "мама", "папа", "день", "ночь".

Ход занятия

Воспитатель (далее В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие с паровозиком из Ромашково, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.

Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!

А вот и первая остановка (Слайд №2). Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса

Помогают нам:(Ответы детей, слайд №3)

В.: Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.

Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд №4)

В.: Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение.

Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы, слайд №5)

В.: Как вы думаете, чем общество может помочь таким людям? (Ответы детей, слайды №6,7)

Комментарий к слайдам:

  • Для слабовидящих изготавливают разнообразные очки.
  • Специально обученные собаки-поводыри для слепых людей.
  • На тротуарах укладывают специальную, так называемую тактильную (выпуклую) плитку.
  • В общественных местах устанавливают специальные знаки, полосы ярко- жёлтого цвета на входных дверях, пешеходных переходах, лестницах, как предупреждение о препятствии на пути.
  • Устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах.
  • Чтобы слепые люди могли получать информацию, для них издают специальные книги. Кто знает, чем эти книги отличаются от тех, что мы читаем? (Ответы детей, слайд №8)

В.: Есть специальная азбука, в которой не буквы, а выпуклые точки. Такие книги "читают" не глазами, а пальцами рук. (Слайд №9) Посмотрите, на слайде вы видите эту азбуку.

Задание: прочитайте, что написано на карточках? (Ответы: "мама", "папа", "день", "ночь". Слайды №10,11)

В.: Трудное задание? (Ответы детей)

А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!

Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.

Физкультминутка

А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

В.: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №12):

Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны -
Нашей Оле : (Ответы детей, слайд №13)

В.: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №14)

Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.

Дидактическая игра "Что внутри?" (слайд №15)

В.: у меня три баночки разных цветов / красного, зелёного, жёлтого/. Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. Определите, что лежит внутри каждой баночки.

(Дети угадывают, подводятся итоги)

В.: Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить. Как же таким людям общаться между собой, с другими людьми? (Ответы детей) Они могут делать это с помощью мимики и жестов. Существует специальная "Азбука жестов". (Слайд №16)

В.: Вот, например, как будет "звучать" слово "мама" (Показ воспитателя)

На картинке девочка и ее зовут Таня и она сейчас вам  показала как "звучит" её имя. (Слайд №17)

Каждый из вас может попробовать "произнести" своё имя, используя эту азбуку. Вырежете из "Азбуки:" буквы своего имени, наклейте на полоску бумаги и попробуйте повторить жестами.(Домашнее задание)

 (Дети вырезают буквы своих имён из "Азбуки жестов", приклеивают на полоску бумаги и пробуют воспроизвести)

В.: Ребята, мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!

Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 18)

Между двух светил,

В середине я один. (Ответы детей)

В.: Что человек чувствует носом? (Ответы детей, слайд №19)

В.: Нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.

Что мы чувствуем носом? (Слайд №20).

Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. У вас на столе стоит вазочка с цветами (бархатцы), возьмите по одному цветку, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? (Ответы детей)

А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

В.: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом.

Какие бывают запахи? (Ответы детей)

Можем мы по запаху определить качество пищи? (Ответы детей)

Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

В.: Мы покидаем станцию "Нос" и едем дальше. Слайд №21. Станция №4.

Загадка:

Всегда во рту,
А не проглотишь.

Что это? (Ответы детей, слайд №22)

Зачем человеку язык? (Ответы детей)

Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

Дидактическая игра "Определи на вкус" (слайд №23)

Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус

(Работа детей, ответы, подведение итогов)

В.: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Слайд №24. Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши ... (Ответы детей, слайд №25)

В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№26)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

Дидактическая игра "Определи на ощупь".

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! (Слайд №27)

Давайте вспомним их:

  • Один говорит,
  • Один нюхает,
  • Двое глядят,
  • Двое слушают,
  • Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей)

В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены:

  • относиться бережно, содержать в чистоте;
  • не переохлаждаться;
  • не обжигаться;
  • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
  • не читать книги при плохом освещении;
  • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе!

В.: А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:

Дети говорят друг другу добрые пожелания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Страна, где мы живем".

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....

Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по изучению органов чувств «В гостях у доктора Пилюлькина»

Тема: В гостях у доктора Пилюлькина. Цель: Изучить органы чувств. Задачи: Расширить знания об органах чувств, развивать зрительную память, фонематический слух, мелкую моторику...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

Задачи:1.     Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2.     Познакомить детей с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"

Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в страну Насекомия".

На занятии дети знакомятся с разнообразием насекомых, о том, что в природе все целесообразно. Заложены основы экологического воспитания.Занятие по познавательному развитиюв старшей группе«Путеше...

"Путешествие по стране Математических Заданий" (конспект занятия по познавательному развитию) в старшей группе

quot;Путешествие по стране Математических Заданий" (конспект занятия по познавательному развитию) в старшей группе...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Цель: Продолжать формировать у детей элементарные математические представления....