Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе Тема: Секреты соли.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Замятина Светлана Александровна

Конспект НОД в подготовительной группе "Секреты соли" направлен на изучение детьми особенностей соли, ее свойств и качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Тема: Секреты соли.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, научить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;

Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и ее значении в жизни человека; воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку; вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Предварительная работа:

- Загадывание загадок про соль;

- просмотр видеофильма «Как добывают соль»;

- просмотр презентации «Чудесные свойства соли»;

- беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

- чтение пословиц и поговорок о соли;

- чтение художественной и научной литературы.

Словарная работа:

- Соляная пещера;

- Сталактиты;

- Морская соль;

- Кристаллы соли;

- Эксперимент, опыт

Методические приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, пояснение, напоминание, рассуждение, повторение, поощрение, художественное слово.

Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

Практические: опыты, выращивание кристаллов, раскрашивание соли.

Перечень оборудования и используемых материалов: Иллюстрации, стаканы с водой на каждого ребенка, одноразовые стаканчики для каждого ребенка, нитки с привязанными на них кристалликами соли, сырые яйца, соль мелкая, крупная, морская, цветная соль, губка, грязный стакан, лупы, ложки для смешивания соли, измельченный цветной мел, салфетки, фартуки.

Интеграция ОО: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдём к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.

- У гостей ладошки тёплые? Наши гости добрые и поделились своим теплом с нами, а вы поделились своим теплом с ними.

Я приглашаю вас к столу с колокольчиками. Сейчас зазвенит колокольчик у того, кто любит рисовать, у того, кто любит кататься с горки. А сейчас зазвенит мой колокольчик, я люблю читать книги, узнавать из книг что-то новое и делиться этим новым с вами. Мой колокольчик приглашает вас занять места за столами.

Основной этап

Воспитатель: - Сегодня мы представим себя учеными, будем экспериментировать, делать опыты. А то, что мы будем изучать и исследовать спрятано в моей загадке. Послушайте - «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна»

Дети: - соль.

Воспитатель: Правильно - это соль.

Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно.

Воспитатель: - Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью.

Какого цвета соль?

Дети: Белая.

Воспитатель:  Посмотрим через увеличительное стекло

Дети: Похожи на зернышки, кристаллики.

Воспитатель:   Сделаем игрушечный ветер

Дети: Разлетаются, соль сыпучая.

Воспитатель:   Имеет ли соль запах?

(Ответы детей.)

Какое это вещество: жидкое, твердое ?

Дети: Нет.

Как вы думаете, соль полезна или вредна?

Дети: Полезна.

Воспитатель: Конечно, соль полезна так, как содержит минеральное вещество - Йод. Молодцы вы всё правильно назвали. 

Воспитатель: И так, соль состоит из маленьких кристаллов. Замечательно.

Воспитатель:

- Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль, кто знает?

Дети: Покупают в магазине.

Воспитатель: - Ребята соль – полезное ископаемое. Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

В некоторых местах соль добывают через специальные соляные скважины.

Обычно скважины бурят для того, чтобы добывать воду. В соляные скважины, наоборот, наливают горячую воду. Вода растекается под землей и растворяет соль. Под землей образуется рассол. Потом рассол выкачивается и подогревается в огромных резервуарах. Там вода испаряется, а соль оседает на дно.

Иногда подземную реку месторождения каменной соли пересекают подземные реки. Тогда вода растворяет соль, и под землей образуются соляные пещеры.

Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы.

По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне.  (показываю фото)

Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).

Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли).

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Дети: Без соли не вкусная еда.

Воспитатель: Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли).

Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?

Дети: Мне мама делает соленую воду для полоскания горла.

Воспитатель: Соль применяют в медицине

1. Соль помогает при ангине: полоскание горла соленым раствором.

2. Промывают солёным раствором нос при насморке.

3. Посещение соляных пещер (показ картинки)

Соляная пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Воспитатель: Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

Воспитатель: В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.

Воспитатель: В консервировании овощей: соль в жизни людей важный продукт. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков).

Воспитатель: На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. А что происходит, если посыпать снежные дорожки солью? Мы с вами проделывали опыт на прогулке, расскажите, что мы делали и что в итоге получилось? Какой вывод можно сделать? (показ фотографий).

Дети: Там, где мы посыпали снег солью, он растаял.

Вывод: Соль растворяет снег и лед.

Физ.минутка. Подвижная игра «Море волнуется»

Воспитатель: А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Дети проделывают опыт № 1: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: Взяли прозрачный стакан с водой. Поместили соль в воду. Что с ней произошло?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель: Попробуйте на вкус воду.  Значит, какой можно сделать вывод?

Дети: Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.

Воспитатель: Мы определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой. Мы с вами смотрели презентацию и видели, что, плавая в очень соленых озерах, человек не тонет, а плавает на поверхности. Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2. Плавающее яйцо.

Воспитатель. Возьмите яйцо аккуратно ложкой положите его в стакан с пресной водой – яйцо опустилось на дно стакана. Выньте яйцо из стакана и опустите его в стакан с соленой водой. Что происходит?

Дети:  яйцо плавает на поверхности воды .

Воспитатель. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложней в ней утонуть. В некоторых озерах вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. А вы бывали на таком озере в нашем крае?

Дети:  Мы ездили на соленое озеро, а мы летали на море….

Воспитатель. Еще из презентации мы узнали, что соленая вода не замерзает на морозе, и проделали заранее такой опыт.

Опыт №3.

Воспитатель. В одном стакане мы растворили соль, а в другой стакан налили обычной воды и вынесли их на мороз. На морозе они простояли целую ночь, а сейчас мы посмотрим, что из этого получилось.

Дети:  Пресная вода замерзла, а соленая вода не замерзла.

Вывод: соленая вода не замерзает.

Воспитатель. Просматривая презентацию, мы узнали, что соль можно применять не только в пищу, но и использовать ее, как чистящее средство. Проверим.

Опыт № 4. Соль - чистящее средство.

Воспитатель. Я возьму грязный бокал, обмакну губку в соль и почищу бокал. Посмотрите, какой он стал?

Дети:  чистый и блестящий.

Воспитатель.  Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Вывод: соль можно использовать, как чистящее средство для мытья посуды.

Воспитатель: - Назовите пословицы, и поговорки о соли.

Дети рассказывают пословицы и поговорки про соль:

- «Соль не жалей, так и есть веселей»

- «Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»

- «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

Воспитатель: - Молодцы! Сколько всего интересного вы знаете о соли. Мы с вами через микроскоп видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите сами вырастить кристаллы.

Дети:  Да!

Воспитатель: Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:

• вода;

• стакан;

• соль;

• нитка, на конце нитки подвязан небольшой кристаллик соли.

Опыт №5.

Воспитатель: Наполняем  сосуд водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосуда не появится осадок из кристалликов соли. Опускаем нитку с кристаллом в стакан.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.

Для этого заведём тетрадь, и будем в ней делать зарисовки нашего кристалла соли.

Воспитатель: Ребята, из соли можно делать очень красивые и яркие поделки, для этого нам надо раскрасить соль.

Творческая мастерская «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка мел разного цвета.)

Воспитатель: Возьмём стакан с солью.  Добавляем в соль измельченный цветной мел. Все хорошо перемешиваем.  Что с ней произошло?

Дети:  она окрашивается.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети:  Соль можно красить.

Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Пересыпаем полученную цветную соль в банку. Посмотрите, какая красота у нас получилась.

Итог занятия

Рефлексия.

Воспитатель: Сейчас мы подойдем к столу с колокольчиками.

Сейчас зазвенит колокольчик у того, кто сегодня узнал что-то новое, пусть зазвенит колокольчик у того, кому было интересно, зазвенит у того, кому было трудно. А сейчас зазвенит мой колокольчик. Послушайте, пожалуйста, что я хочу вам сказать. Мне было приятно с вами трудиться. Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе  «Исследователи воды»...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Вода-это жизнь»

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Вода-это жизнь»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”.

Конспект  занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада «Плавание тел. Изготовление корабля»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада«Плавание тел. Изготовление корабля»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Синяя вода» , направленного на воспитание бережного отношения к живой и неживой природе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Синяя вода» Конспект познавательного развития, на...