Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Безуглова Людмила Григорьевна

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе  «Исследователи воды»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безуглова Людмила Григорьевна воспитатель МКДОУ ЦРР – д/сад №21 г. Россоши Воронежской области.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе

«Исследователи воды»

 Цель: развивать любознательность, прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, ее значимостью в жизни человека.

Учить сравнивать и определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки, учить самостоятельно находить решения поставленной задачи посредством проведения эксперимента.

Учить анализировать, делать выводы, умозаключения, устанавливать взаимосвязи, закономерности.

Развивающие: развивать логическое мышление, речь, любознательность.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: проведение бесед: «Что мы знаем о воде», «Зачем людям нужна вода?»; проведение экспериментов и опытов с водой; чтение стихов и рассказов о воде; составление альбома «Вода, кругом вода».

Демонстрационный материал. Презентация «Вода в жизни человека»; видео запись физминутки «Капельки прыг-прыг»; графин и кувшин стеклянные, в графине 3 стакана воды, в кувшине – 4; 8 стаканов по 250 мл. 2 банки по 500 мл. стеклянная кастрюля 1,5 л. гречневая крупа 300 гр., соль, сахар, по 2 ст.л.; сода пищевая, средство для мытья посуды, пищевой краситель - 5 цветов, уксус, все по 1 ст.л.

Раздаточный материал. На стол: пластиковая бутылка с водой 750 мл., сосуды разной формы (1шт. на стол), столовая, чайная ложки; на каждого ребенка: стакан 250 мл. одноразовые тарелочки, губка для мытья посуды, салфетка, миска с гречневой крупой по 4 ст.л., лист бумаги ф А5, простой карандаш.

Ход НОД

1 часть: Воспитатель: Ребята, чтобы нам узнать, о чем мы будем с вами сегодня говорить, предлагаю вам послушать стихотворение и сказать про что оно.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

                                        Н. Рожова.

- О чем говориться в стихотворении?

- Ребята, где можно встретить воду в природе? (в водопаде, в море, в реке, в водопроводном кране, в душе, в чайнике и т.д.)

- Зачем нам нужна вода? (чтобы мыться, купаться; руки мыть; огород, цветы поливать; чтобы пить; чтобы животных поить, и т.д.)

- Посмотрите картинки где люди используют воду.

Презентация «Вода в жизни человека»

- Ребята сегодня мы с вами будем исследовать воду. Кто такие исследователи?      (ответы детей).

- Мы тоже сегодня станем исследователями, пройдем в лабораторию и будем исследовать воду. Чтобы работать в лаборатории нужно надеть фартуки, надевайте фартуки.

2 часть: - Сейчас мы с вами определим: имеет ли вода форму.

Налейте в тарелочку половину той воды, что у вас находится в стакане. Что вы видите? (вода разлилась по тарелке)

- Зарисуйте на своих листочках, то, что у вас получилось, а теперь уберите воду с помощью губки, и снова налейте оставшуюся воду в стакане на тарелку, что с водой произошло? Она приобрела ту же форму или нет? Зарисуйте, что у вас получилось.

- У вас на столах у всех есть разные сосуды, налейте воду из бутылки в сосуд.

- Что можно сказать о форме воды? (она приобрела форму сосуда).

-Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Вода принимает форму того сосуда в которой она находится.

- Зарисуйте на листочках, что у вас получилось.

3 часть: У воспитателя на столе кувшин, графин, 8 стаканов.

- Сегодня мы будем учится измерять воду. Как вы думаете, где больше воды в кувшине или в графине? Как это проверить? (ответы детей). Правильно, нужно измерить объем воды в графине и в кувшине и результаты измерения сравнить. Чем можно измерить объем воды? Можно ли его измерить теми же мерками, какими мы измеряем длину, высоту, ширину? (воспитатель показывает мерки, линейку, метр). Почему нельзя? (потому что не удобно, вода жидкая, она льется).

- Чем же можно измерить объем воды? (объем воды можно измерить стаканом, банкой, чашкой, ложкой, другой меркой куда можно налить воду).

- Мы будем измерять объем воды в кувшине и графине стаканами.

- Как мы называем предмет, которым измеряем? (мерка).

- Сначала узнаем, сколько стаканов воды в кувшине. (Педагог наполняет стаканы водой. 4 стакана) Теперь надо узнать сколько воды в графине. (педагог вызывает ребенка, ребенок наполняет стаканы из кувшина. 3 стакана. Во время выполнения задания педагог задает вопрос детям).

- Дети, как надо наполнять стаканы водой и почему? (надо наполнять до определенного уровня, одинаково, не перелить, чтобы не разлить воду).

- Сколько воды было в графине? (3 стакана)

- Где воды было больше? (в кувшине)

- Запишите результат на листочке, а Ксюша выложит на доске. 4 > 3.

-Давайте проверим сколько воды поместилось в ваших сосудах? Я возьму 3 сосуда (круглый, каплеобразный, волнистый) Как вы думаете одинаковое количество воды в этих сосудах или нет? Давайте проверим. (Дети по очереди переливают воду из сосудов в стаканы: 3 ст.; 2 ст.; 1 ст.)

Вывод: У сосудов разный объем. Чем больше объем сосуда, тем больше воды входит в него.

- Если вместо стакана нам будет служить меркой вот эта банка (0,5 литров), то число мерок получится больше или меньше? Давайте проверим. Катя будет измерять объем воды в кувшине банкой.

- Сколько получилось банок? (2 банки).

- Когда измеряли стаканом сколько получилось мерок (4).

- Дети, мы измерили объем воды в одном кувшине. Почему же получились разные числа? Когда мы получили число 4. Какая мерка была? (стакан). Когда мы получили число 2, какая была мерка (банка).

- Что меньше стакан или банка? (стакан)

- Какой мы сделаем вывод?

Вывод: чем меньше мерка, тем больше число получается в результате измерения.

4 часть: Сейчас мы проверим наш вывод на сыпучих предметах, у вас на столах в мисках находиться крупа, как эта крупа называется? (Гречка).

- Те дети которые сидят с правой стороны, будут измерять гречку столовой ложкой, а те, кто сидит с левой стороны, будут измерять гречку чайной ложкой, и посмотрим, что у нас получится. Вы будете брать гречку из миски и перекладывать в стакан, а чтобы не ошибиться в измерении, вы будете записывать на листочках: высыпаете 1 ложку крупу в стакан, сразу пишите палочку на листочке. Сколько ложек у вас получится, столько же палочек у вас должно быть.

Столовых ложек – 4.

Чайных – 8 -10.

Наш вывод подтверждается: чем меньше мерка, тем больше число получается в результате измерения.

Физминутка: «Капельки прыг-прыг» (Дети делают физминутку под видео)      

С неба капельки летели,

В ручейки попасть хотели,

И захватывая дух

Капельки упали – ух!

        Капельки прыг-прыг,

        Капельки хлоп-хлоп,

        Капельки топ-топ, топ-топ-топ!

С неба капельки упали,

Ручейками побежали,

Побежали ручейки

И прозрачны, и легки.

        Капельки прыг-прыг,

        Капельки хлоп-хлоп,

        Капельки топ-топ, топ-топ-топ!

5 часть: - Ребята, какая каша получается из гречки (гречневая). Давайте сейчас мы отмерим ингредиенты для гречневой каши.

- Что нужно, чтобы сварить кашу? (крупа, вода, соль, сахар, масло)

- Чтобы сварить кашу нам нужно взять: 2 мерки крупы (меркой нам будет служить стакан); 4 мерки воды; 1 чайная ложка соли; 2 столовые ложки сахара.

(Дети по одному отмеряют и складывают в стеклянную кастрюлю, на столе у воспитателя).

6 часть. Опыт: «Вулкан из цветной пены». Вы сегодня так хорошо работали в лаборатории, и я вам хочу показать один опыт в состав которого входит вода, а вы мне поможете. (дети работают парами).

- Налейте в стакан воды до красной метки (половина стакана), 1 чайную ложку красителя, налейте туда средство для мытья посуды, то, что у вас стоит в маленьком стаканчике на столе, насыпьте 1 ст. л. соды, хорошо перемешайте, поставьте стаканы на поднос, который стоит на моем столе. (Дети ставят на поднос 5 стаканов с разноцветной жидкостью).

- А, сейчас самый интересный, самый главный момент начинается, делаем цветной вулкан – я наливаю уксус. (Дети наблюдают за извержением цветного вулкана)

Итог НОД. – Ребята, вам понравилось исследовать воду, что мы свами выяснили:

  1. Вода принимает форму того сосуда в котором она находиться;
  2. Воду можно измерять теми мерками, куда можно её налить;
  3. Чем меньше мерка, тем больше число получается в результате измерения;
  4. Чем больше объем сосуда, тем больше воды в него входит.
  5. Что вода нужна всем: людям, животным, растениям.

Человек запомни навсегда

Сила жизни на земле – вода.

Мы ведь на планете ни одни.

Воду попусту не лей,

Надо дорожить водой уметь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности, познавательного развития, с элементами экспериментирования "Что мы знаем о воде?". Для детей старшего дошкольного возраста.Занятие позволяе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Вода-это жизнь»

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Вода-это жизнь»...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”.

Конспект  занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”....

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе Тема: Секреты соли.

Конспект НОД в подготовительной группе "Секреты соли" направлен на изучение детьми особенностей соли, ее свойств и качеств....