Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Испытание магнита» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Татьяна Григорьевна

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представления о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно осуществлять возможные решения, проверять эти решения, делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать желание приходить на помощь другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ispytanie_magnita.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №136» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Испытание магнита»

(старшая группа)

Подготовили: воспитатели

Иванова Татьяна Григорьевна,

Смородинова Альбина Анатольевна

Чебоксары 2019

Программное содержание:

Образовательные: 

Познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представления о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно осуществлять возможные решения, проверять эти решения, делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле.

Развивающие: 

Развивать познавательную активность ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные: 

Воспитывать желание приходить на помощь другим.

Оборудование и материалы: посылка, письмо из цветочного города, схемы опытов.

Раздаточные: пластмассовые, металлические, стеклянные, деревянные, предметы. Магниты, ёмкости с водой, крупа.

Методические приемы:

Организационный момент «Доброе утро».

Игра «Волшебная рукавица».

Художественное слово (чтение загадки).

Опытно-экспериментальная деятельность.

Динамическая пауза «Магнетизм». 

Рефлексия «Дерево настроения».

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы разные, этим и прекрасны вы, и, конечно же, очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам «Доброе утро!»:

«Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

- Доброе утро!

- Доброе утро, солнцу и птицам!

- Доброе утро, улыбчивым лицам!

И  чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день, предлагаю всем взяться  за руки и подарим друг другу свою улыбку».

Игра «Волшебная рукавица»

Воспитатель: Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а я вам приготовила сюрприз (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).

У меня есть рукавица,

С ней я просто мастерица.

Повнимательней смотрите,

За рукой моей следите!

(Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).

С помощью моей «волшебной рукавицы» я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).

Попробуем разгадать это волшебство в нашей лаборатории?                        

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, куда мы сейчас попали? Да, мы пришли в Лабораторию волшебников. Кто из Вас уже бывал в лаборатории? Так как никто из Вас не был, я познакомлю Вас с правилами поведения в лаборатории (проводится беседа «Как нужно вести себя в научной лаборатории», изучают правила).

И сегодня мы познакомимся с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

(Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника. Так как он уже побывал в данной лаборатории. И знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших лаборантов. Воспитанники одевают халаты).

Воспитатель достает коробку, она закрыта.

Воспитатель: Сегодня к нам привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что это? (чтение загадки)

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий непременно

Найдет иголку в стоге сена.

Дети: Дают ответ

Воспитатель: Перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит, наша задача познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города Магнезия, вблизи которого его нашли. Люди стали делать из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычные свойства магнетита. А вот какие это свойства нам сейчас и предстоит выяснить. Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Воспитатель: Магниты бывают разных форм и размеров. Мы сегодня проведем исследование, которое назовем «Этот удивительный мир Магнита».

Предлагаю с помощью опытов выяснить и узнать полезные свойства магнита.

Воспитатель: Вот на нашем первом столе лежат предметы (металлические, деревянные, пластмассовые) и так наш первый опыт.

Опыт №1. « Какие предметы притягивает магнит»

Воспитатель: Беру магнит и провожу над предметами (металлические, деревянные, пластмассовые) Затем это проделывают дети по очереди.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, бумажные предметы. 

Какие вы, молодцы узнали первое свойство магнита.

Воспитатель: Магнит не только притягивает предметы, он еще умеет, и передвигать (двигать) предметы.

Опыт №2 «Поможем Золушке перебрать крупу»

На тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из гречки убираем.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?

Дети: Я провел магнитом над крупой и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в ней. Значит, магнитные силы проходят сквозь крупу.

А теперь внимание! Ребята нам написала письмо Золушка. Она просит нас помочь ей перебрать крупу, в которую просыпались металлические предметы. Давайте подумаем, как мы сможем помочь Золушке.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, попавшие в крупу. Приступайте.

Опыт №3 «Танец бабочек».

На картон посадить бабочку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться бабочку.

Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, бабочки притягиваются к магниту - чем ближе, тем сильнее. Что с ними произошло?

Воспитатель: Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство. 

Динамическая пауза «Магнетизм». Воспитатель – магнит, называет предмет и протягивает руки детям. Дети берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину и приседают.

Воспитатель: Продолжаем наши эксперименты со свойствами магнита, но теперь в воде.

Опыт №4 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук»

У каждого ребенка стакан с водой. В стакане находится скрепка. Ребенок по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того, как детям удается вытащить скрепки из воды, с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

Вывод: магнитные силы проходят через воду.

Воспитатель: Итак, давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах?

1 ребенок: Магнитные силы притягивают металлические предметы.

2 ребенок: Свойства Магнитного поля – магнитные силы проходят через картон.

3 ребенок: Магнитные силы проходят через крупу.

4 ребенок: Магнитные силы проходят через воду.

Воспитатель: Так что же мы узнали о магнитных силах?

Дети: Магнитные силы проходят через разные материалы.

Рефлексия «ДЕРЕВО настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги ЛИСТОЧКИ, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ДЕРЕВО.

Воспитатель:  Мне очень понравилось с вами сегодня заниматься. Мы хорошо и плодотворно поработали. На этом наша лаборатория закрывается, а вам на память вот эти магнитики.

Список литературы

  1. Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика - 2012. - №1. - С15
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М., 2002
  3. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. Ребёнок в мире поиска. - М.,2017                      
  4. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 21-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Искатели игрушек»

Методическая разработка представляет собой конспект ООД, где дети в игровой ситуации учатся ориентироваться в окружающем пространстве, а также , совместно с воспитателем, учатся составлять план игрово...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Дикие животные»Цель: формирование лексико - грамматического строя речи.Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитательные задачи):Образовательные:• расширить и акти...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Безопасность на дорогах»

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщение  знаний детей о Правилах дорожного движения.  Задачи:Закрепить знания детей о...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие колобка» для детей второй группы раннего возраста

Продолжать формировать умения различать три  основных цвета(красный, синий, желтый, ); умение выбирать заданный цвет из нескольких предложенных. Продолжать знакомить детей с круглой формой.Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к школе группа

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»на тему: «Путешествие по математическим островам»подготовительная к школе...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к школе группа(РМО2)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к ш...