Непосредственно – образовательная деятельность по познавательному развитию «Животные на планете» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Должикова Ольга Викторовна

Непосредственно – образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_na_planete_.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность

по познавательному развитию

«Животные на планете»

в подготовительной к школе группе.

Цель: формирование начальных представлений об экосистеме «Пустыня».

Задачи:

  1. Углублять знаний детей о приспособленности животных этой природной зоны к особенностям климата и природы.
  2. Закреплять знания о разных группах животных (хищных, травоядных, водоплавающих).
  3. Расширять представлений об охраняемых животных и «Красной книге природы».
  4. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
  5. Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли, бережное отношение к природе.  

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, презентация к занятию, картинки животных, глобус, предметы с разным основание (палочка, миска и пр.), ёмкость с песком, маски для подвижной игры, пластилин, доски, стеки, лист ватмана, выкрашенный «под песок».

  1. Введение в ситуацию

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы хотите отправиться в путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: (на подносе лежат картинки животных разных континентов). Эти животные тоже путешествовали, и нам сегодня предстоит их вернуть туда, где они живут. Ребята, вы хотите помочь животным? Вы сможете?

Дети соглашаются.

  1. Актуализация знаний и умений.

Воспитатель: Прежде, чем помочь животным, давайте вспомним, как называется наша планета?

Ответы детей.

Воспитатель: На протяжении многих веков знаменитые географы совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли. А для того, чтобы представить себе не только ее поверхность, но и форму, ученые изобрели модель Земли – глобус (обращает внимание детей на глобус). Если внимательно посмотреть на глобус, то можно увидеть, что наша планета состоит из воды и суши. Вода – это реки, озера, моря, океаны. Суша – это леса, поля, луга, степи, пустыни. Послушайте об этом стихотворение.

Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса, и горы, и моря,

Все называется – Земля!

А кто знает, сколько на нашей планете существует материков и их названия?

Дети: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида. Воспитатель: Каждый материк отличается друг от друга по цвету. Цвет на глобусе

обозначает климат. Ведь животный и растительный мир зависит от климатических условий.

  1. Затруднение в ситуации.

Воспитатель: А как же мы будем помогать животным, если не знаем, куда мы отравимся! Где можно путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Можно и в жаркие страны. А как вы думаете, что это за страны такие?

Дети: Это страны, где всегда жарко, никогда не выпадает снег.

Воспитатель:  Если мы отгадаем загадку, то узнаем, куда отправимся путешествовать.

Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год.
Кто его мне назовет?

  1. «Открытие» нового знания.

Дети: Африка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно догадались. Африка - самый жаркий континент на Земле. Берега Африки омывают два океана - Атлантический океан и Индийский океан.

Слайд 2 «Карта Африки».

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает желтый цвет на карте?

Дети: Желтый цвет говорит о том, что на этом материке в основном преобладают пески.

Воспитатель: Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?

Дети: Пустыня.

Воспитатель: Конечно, пустыня. Ребята, а почему пустыню так назвали – пустыней?

Дети: От слова пусто, пустынно.

Воспитатель: В Африке много пустынь. Но самая большая - это пустыня... Сахара.

Слайд 3 «Пустыня Сахара».

Как вы уже догадались, что мы совершим небольшую прогулку по пустыне Сахара. Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море?

Ответы детей.

Воспитатель: В пустыне песка очень много. С помощью ветра песок путешествует по пустыне, перетекает с одного места на другое. Большие холмы песка называются – барханы. Барханы есть только в пустыне. Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать свои песочные холмы-барханы и посмотрим, как движется песок, когда дует ветер.

Физкультминутка. Игра «Мы – песчинки». Ход игры. Подул сильный ветер и песчинки полетели в воздухе (дети свободно бегут по групповой комнате). Ветер затих и песчинки опустились на землю - собрались в «песочные холмы-барханы» (дети собираются в небольшие группы, тесно прижавшись, друг к другу и приседают). Повторяем 2 – 3 раза.

Воспитатель: А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения?

Ответы детей.

Воспитатель: Здесь небогатый растительный мир. Есть места, где на сотни километров нет ни одного растения. Но, оказывается, растения могут выжить и в таких условиях. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Длинные корни — одна из особенностей растений пустыни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Зачем растениям такие длинные корни?

Дети: Доставать воду, которая находится глубоко под землей.
Воспитатель: К жизни в пустыне приспособились и животные. Послушайте загадку и

отгадайте о ком она?

Зовут его Корабль пустыни,
Да он там ходит и поныне.
Колючки - главное из блюд,
Но он привычен, он...

Дети: Верблюд.

Слайд 4 «Дромадеры (одногорбые верблюды)».

Воспитатель: В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют дромадеры. Как вы думаете, они приспособились к пустыне?

Ответы детей.

Воспитатель: Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. Верблюды умеют прикрывать ноздри во время песчаных бурь, чтобы не вдыхать песок. Длинные ресницы защищают их глаза. Чтобы не перегреться, под кожей у верблюда нет жира. Весь он сосредоточен в горбу. Верблюды — очень выносливые животные. Они могут бежать без остановки целый день, могут подолгу обходиться без воды. А когда верблюд пьет, то может поглотить сразу до 130 литров воды! Животные не привыкли находиться на месте, переходы совершаются регулярно. Само слово верблюд переводится как «тот, который много ходит». Предпочитают ходить группами, состоящими их 5-8 особей. Телосложение верблюдов сильно напоминает телосложение копытных животных. На самом деле как раз копыт у этих животных и нет.

Слайд 5 «Ступни верблюда».

Обратите внимание, какие широкие ступни у верблюда. Для чего?

Дети: Чтобы было удобно ходить по песку и не проваливаться.

Воспитатель: Давайте проведём эксперимент.

Воспитатель ставит предметы с разным основание: палочка, миска и пр. на песок и надавливает. Дети наблюдают и отмечают, что одни предметы, с широким основанием, не увязли в песке.

Воспитатель: Верблюд, какое животное?

Дети: дикое, травоядное.

Воспитатель: В еде животные абсолютно не привередливы - горькая и соленая трава, сухая и колючая растительность. Верблюда называют «кораблем пустыни». Почему, как вы думаете?

Дети: Движения плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей.

Воспитатель: Для людей они являются незаменимыми помощниками. А как называется детёныш верблюда?

Дети: Верблюжонок.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в подвижную игру «Верблюд и верблюжонок». Правила игры. Выбираются верблюд и верблюжонок, остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. Верблюжонок стоит в кругу, а за кругом бродит старый верблюд. Входить и выходить из круга верблюд может только в том случае, если дети не успели присесть. Дети, стоящие в кругу, должны помогать верблюжонку.

Воспитатель: Мы помогли верблюду найти место, где он живёт. В пустыне есть животные, которые предпочитают жить в песках. Слушаем следующую загадку.

Извивается, скользит
И на солнышке блестит,
Длинный хвост и чешуя
Называется...

Дети: Змея.

Слайд 6 «Рогатая гадюка».

Воспитатель: Правильно. Это ядовитая змея - рогатая гадюка. Ее легко отличить от других змей по ее рожкам, расположенными над глазами. Часто она остается незамеченной, так как полностью зарывается в песок, оставляя снаружи только голову. Это животное издавна обосновалось на территории пустынь. Отлично переносит перепады температур и безводье. Предпочитает жить в одиночестве. Бодрствует она в ночное время. Днем же в основном спит. Змея, какое животное?

Дети: дикое, хищное.

Воспитатель: Питается она птицами, пресмыкающимися, грызунами и прочей мелкой добычей. Мы помогли рогатой гадюке найти место, где она живёт. Слушаем следующую загадку.

Не любит семечки из шишек, +

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса! +

Плутовка рыжая...

Дети: Лиса.

Слайд 7 «Лисица фенек».

Воспитатель: Правильно. Эта лиса называется Фенек. Отличительной ее чертой являются большие уши и такой же немаленький хвост. Выделяются большие и выразительные глаза на острой мордочке животного. С поразительной ловкостью они умеют запрыгивать на высокие предметы. Они умеют лаять, скулить, фыркать и ворчать. Лисица фенек, какое животное?

Дети: дикое, хищное.

Воспитатель: Питаются животной пищей, состоящей из мяса, рыбы, яиц. Охотиться фенек предпочитает в гордом одиночестве и в ночное время суток. В дневное же время скрывается в собственной вырытой норе. Это животное без проблем переносит нехватку воды. Она компенсируется у них с помощью влаги, которая содержится в пище. Мы помогли лисице найти место, где она живёт.

Слайд 8 «Оазис».

Воспитатель: Посмотрите, среди песков небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы. Кто знает, как оно называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Такие места в пустыне называются оазисами. Оазис – это райский уголок пустыни, где все могут утолить свою жажду. А где вода, там и жизнь. Слушаем загадку о следующем животном.

Стоит на бархане, под солнцем палящим,

Трудно поверить – дракон настоящий.

Восторга, он, нашего не понимает,

Ведь он - то, наверное, сказок не знает.

Дети: Ящерица, варан.

Слайд 9 «Варан».

Воспитатель: Варан является самой крупной ящерицей в мире. Его называют «крокодилом пустыни», потому что его размеры сравниваются с размерами крокодила, у него острые зубы, длинный, раздвоенный на конце язык. Для обитания выбирают водоемы. Большая часть их времени проходит именно в воде. Питаются насекомыми, лягушками, птицами, змеями, даже ядовитыми. Иногда им приходится преодолевать не один километр, чтоб найти себе еду. Укусы их ядовитые. Для своей защиты они используют хвост и больно кусают врага. Яйца, мясо и кожа варанов пользуются большим спросом, поэтому на них всегда идет охота. В результате варанов осталось мало, и теперь принят закон об охране варана, охота на него запрещена. Многие их виды занесены в «Красную книгу природы». Варан, какое животное?

Дети: хищное, водоплавающее.

  1. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Да - нет». Я буду говорить предложения. Если вы считаете, что оно правильное то хлопните в ладоши, а если неправильно то топайте ногами.

Мы сегодня путешествовали в Австралии. 
Африка – это царство холода.

В Африке всегда лето.

В Африке нужно надевать теплую одежду.

В Африке редко идут дожди.

Следующая игра «Животные пустыни». На подносе лежат картинки разных животных (черепаха, сурикат, черная кобра, рогатая гадюка, скорпион, варан, верблюд, тушканчик, фенек, морж, белый медведь). Вам надо выбрать только обитателей пустыни. Приступайте к выбору. Молодцы, правильно выбрали всех животных пустыни. Я предлагаю вам теперь слепить обитателей пустыни и разместить их в «песках».

Дети лепят и расставляют поделки на листе ватмана, выкрашенного «под песок».

  1. Осмысление.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось путешествие? Где мы побывали? Скажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего. Что нового узнали? Кому помогли?

Ответы детей.

Воспитатель: В следующий раз мы обязательно продолжим путешествовать и поможем

другим животным нашей планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Планета Земля в опасности»

Программное содержание: ·        Закрепить знания детей о планете Земля (Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки: Африка, А...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Загрязнение воды» для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  «Загрязнение воды»  для детей подготовительной к школе группы...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Страна Экономика: семь шагов" подготовительная к школе группа

Конспект  организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию  "Страна  Экономика: семь шагов"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Планета «Математика»

Цель: вызвать интерес к математическим занятиямОбучающие задачи:    - Упражнять детей в прямом и обратном счете;    - Закрепить знания состава чисел первого десятка;- Зак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Жизнь птиц зимой" в подготовительной к школе группе

Цель: Обобщить знания детей о перелётных птицах, зимующих птицах, познакомить с другими птицами и особенностями их жизни зимой....