Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. «Путешествие исследователей»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

формирование представлений о воздухе, воде и их свойствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста.

 «Путешествие исследователей»

 Технологии: здоровьесберегающая, детского экспериментирования, игровая, решение проблемных ситуаций.

Воспитатель: Ефремова И.Б.

2020

Литература

 Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост.Н.В. Нищева. — СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «детство пресс».2017. — 320с. — (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

Организация опытно–экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. — СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС» ,2017. —240с.(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

Цель: формирование представлений о воздухе, воде и их свойствах.

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха, воды

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,

«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа: Наблюдение за облаками на прогулке, игры с водой, шарами. Изготовление мыльных пузырей для игр на улице. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением тумана, облаков разных форм. Игры-эксперименты с воздухом. Ежедневные наблюдение за погодой.

Оборудование: Чудесный зонтик, снежинки (для каждого ребенка), музыкальное приглашение «Волшебная страна». Форма, пакеты по количеству детей, игрушки для бассейна, 2 апельсина. Большая миска с водой, один контейнер с апельсином, другой с гранулами кофе.  «Свистульки» (для каждого ребенка). "Крио опыты ", снежки-впечатления.

Ход совместной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много сегодня у нас гостей! Давайте с ними поздороваемся!

Приветствие (или музыкальное приглашение «Волшебная страна»)

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся

Доброе утро

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в воздушное путешествие с помощью нашего чудесного зонтика. Полетим? (Ответы детей) ….

Только волшебный шар не запускается. Что же делать? Давайте устроим снежную бурю! Все знают, как создать ветерок? (Ответы детей) …. Тогда берем снежинки, они помогут поднять наш зонт вверх, и мы полетим. (музыка……)

Воспитатель: Вот и оказались мы свами в нашей любимой лаборатории. Наш друг «ветерок» сегодня к нам прийти не смог, но он прислал нам посылку и письмо. (Читаем письмо)

Здравствуйте мои друзья. Я приготовил для вас волшебную коробочку «чудес», но для того чтобы вы её смогли открыть надо отгадать загадки.

Первая загадка:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

Что это? (воздух)

(Ответы детей) ….

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Давайте оденем спец. Форму. И вспомним правила нахождения в лаборатории. (Ответы детей) …. Молодцы!

Мы собираемся делать опыт с воздухом. А где же он? (Ответы детей) ….

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Ответы детей) ….

(Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный) Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами можете убедиться.

Опыт№1 «Воздух» Ребята, мы можем поймать воздух? (Ответы детей) Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух «заперли» его в пакет, а потом выпустили. Ребята, давайте подумаем где ещё используется «запертый «воздух? (Предположения детей) ….  (игрушки для бассейна, круги …)  Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают. Молодцы!  Мы справились с загадкой. Ребята, мы с вами приготовили с помощью воды и мыла раствор для весёлых пузырей, а что внутри пузырей? Ответы детей…Молодцы! Предлагаю подарить нашим гостям большой пузырь. (Запускаем большие пузыри)

Опыт №2. «Плавающий апельсин.» Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.  Опустим в воду апельсиновую кожуру. Кожура плавает. Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Ребята, а какой аромат апельсина по группе. Вкусно? А теперь чем пахнет? (открываем банку в которой гранулы кофе) Ответы детей… Значит воздух имеет запах? Ответы… Вывод: Воздух запах не имеет. Ароматы передаются по воздуху. (К нам доносит запах ветерок)

Воспитатель: вот мы опять вернулись к воздуху. Они всегда рядом воздух и вода. Вода и воздух-это главные компоненты, без которых нет жизни.  Давайте проверим, а внутри нас есть воздух?

Опыт №3 «Свистульки»

На столе для каждого ребенка свистулька. Дети дуют и слышат звук.
Воспитатель: Воздух который мы выдыхаем вращает специальные крылышки внутри свистульки и она издает звук. Нам свами удалось доказать, что в нас есть воздух. Мы знаем, что звук распространяется по воздуху. Любопытно, что скорость распространения звука в воде почти в четыре раза выше, чем в воздухе. То есть, рыбы слышат «быстрее», чем мы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте немножко отдохнем и поиграем.

Физкультминутка. (или музыкальная «четыре шага»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, давайте немного побеседуем. Мы с вами очень любим наблюдать за облаками. Они бывают разные. Какие облака вы знаете?
Ответы детей….  Облака – состоят из огромного количества капелек воды. Они образуются, когда теплый воздух поднимается вверх от земли. Что такое облако? Ответы детей…

Воспитатель: Вы такие молодцы! Столько знаете!

Предлагаю в нашей лаборатории сделать облака. Попробуем? А пока я буду открывать подарок от «ветерка». Вы сделайте пожалуйста гимнастику для глаз. (видео гимнастика «шарики воздушные»)

(выключаем свет и готовим «Крио шоу») + музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Но оно подходит к концу и нам пора возвращаться. У меня для вас приготовлены снежки-впечатления. Предлагаю оставить их там, где вам было интереснее всего!

Дети разложили снежки в те центры, которые им были наиболее интересны. Попрощались с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХОГИМНАСТИКАДЫ...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. «Путешествие в сказку» (сказкотерапия)

Цель:Закрепить знания детей о цифрах от 1 до 7, прямого и обратного счета, знания о времени суток и дней неделиЗадачи:Учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения, доказывать свое мн...

Конспект Совместной Деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " Путешествие в Олимпиаду 2014"

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Олимпиаду-2014»Цели и задачи:1. Развивать физические качества у детей.2. Формировать потребность в двигательной а...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в города страны Здоровья"

Целью данного занятия является формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью. Дети совершают путешествие в разные города страны Здоровье, где знакомятся с местными жителями. Ребята уз...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну «Математика».

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации задач познавательного развития (математическое развитие) дошкольного образования через использование детской худож...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в страну здоровья»

Спортивное развлечение в средней группе для формирования у детей понятия о том, что такое здоровье, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым....