Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Калак Олеся Петровна

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»

в старшей группе

 

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять у детей представления о песке и его свойствах;
  • формировать умения осуществлять осознанную практическую деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделано).

Развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
  • развивать навыки опытно-экспериментальной деятельностис использование схем.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Программное содержание:

Игровое вхождение в занятие, просмотр презентации и беседа, проведение опытов, сюрпризный момент – игра с кинетическим песком, рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»

в старшей группе

 

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять у детей представления о песке и его свойствах;
  • формировать умения осуществлять осознанную практическую деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделано).

Развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
  • развивать навыки опытно-экспериментальной деятельностис использование схем.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Программное содержание:

Игровое вхождение в занятие, просмотр презентации и беседа, проведение опытов, сюрпризный момент – игра с кинетическим песком, рефлексия.

Предварительная работа:

Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы, «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и материалы: экран, ноутбук, съемный диск (флэш-карта) с демонстрационным материалом. Песок, вода. Салфетки, одноразовая посуда, мерная ложка, трубочки для коктейля, лупы. Наборы кинетического песка, игровая атрибутика и т. д.

Методы и приемы: Беседа, наблюдение, создание проблемной ситуации, экспериментально-опытный, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

А теперь детвора, начинать игру пора.

Проводиться игра «Тепло и холодно» (дети прикасаются ладошкой к ладошке воспитателя и называют объекты и явления не живой природы)

Воспитатель: молодцы, ребята

Поиграли мы с утра,

Заниматься нам пора:

Ждут в лаборатории нас дела.

-Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Уважаемые коллеги, готовы? (ответы детей)

-А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

-Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и сказать с каким материалом мы будем сегодня работать. (ответы детей)

-Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действительно сухой песок.

-Что же такое песок и откуда он появился? (ответы детей)

-Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке

Просмотр презентации «Здравствуй, песок».

Слайд 1-5. Как образуется песок.

Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была еще совсем новенькая, песка на ней не было. Тогда к небу вздымались огромные скалы. Но постепенно, от того, что солнце сильно нагревало эти скалы а холодный ветер охлаждал, вода с силой билась об эти скалы, они стали разрушаться. Сначала от скал отламывались крупные куски, потом они распадались на более мелкие, но кроме камней вода выбрасывает на берег и ракушки, вода перекатывает камешки и ракушки измельчает их и превращает в песок. Так на Земле появился песок.

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло – серый.

То морской он, то речной.

Отгадайте кто такой!

Слайд 6. Морской песок.

Морской песок бывает разный: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.

Слайд 7. Речной песок.

Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков.

Слайд 8. Карьерный (горный) песок.

Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.

Слайд 9. Песок пустыни: барханы.

Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Вот какой разный песок.

-Вы согласны заняться изучением этого природного материала? (ответы детей)

-Скажите, а где можно проводить исследования и опыты? (ответы детей)

А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию, и занять свои рабочие места.

Сначала повторим правила поведения в лаборатории:

  • внимательно слушать воспитателя,
  • выполнять предложенные действия аккуратно
  • нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,
  • нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,
  • всегда мыть руки по окончании работы в лаборатории
  1. Опытно-экспериментальная деятельность детей

 

Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).

-Проведите свои исследования и дайте ответ.

Опыт 2 «Раз песчинка, два песчинка» - обратить внимание, на размер песчинок… они одинаковые?

Дети просеивают песок через сито и делают выводы.

Опыт 3. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого песка.

-Возьмите все необходимое для проведения этого опыта.

-Легко ли сыпется песок? (ответы детей)

-Почему, как вы думаете? (ответы детей)

-А, как вы, думаете, они скреплены между собой? (ответы детей)

-Если песок сыпется, то он какой? (ответы детей)

Опыт 4. «Может ли двигаться песок».

Игра с песком «Песчаный конус» - горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.

Опыт 5. «Песчаная буря в банке».

Песок в банке - имитация пустыни. Для повышения безопасности опыта, банка закрыта крышкой с дырками, в одну из которых вставлена соломинка для коктейля. Заставить песок перемещаться с одного места на другое - у самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик - бархан.

Опыт 6. «Есть ли запах у песка»

Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок? (ответы детей)

Опыт 7. «Растворяется ли песок».

Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой. --Что произошло с водой и песком?

-Итак, кто даст ответ на этот вопрос? (если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)

-Попробуйте слепить из сухого песка куличик. Что получилось? (ответы детей).

-Что надо сделать, чтобы слепить куличик? (ответы детей)

Опыт 8. “Свойства мокрого песка”

Предложить детям намочить небольшое количество песка с помощью пульверизатора. Проверяем свойства мокрого песка, сравниваем с сухим песком и делаем выводы:

Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;

Цвет – темнее, чем сухой песок;

Не движется под воздействием ветра;

Имеет специфический запах

Мокрый песок лепиться.

-А кто догадается, почему это произошло?

Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.

Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

-А теперь я предлагаю поиграть представить модели сухого и влажного песка.

-Представьте, что вы песчинки. А я ветер. Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).

-Это модель сухого песка.

-А теперь, полил дождь и намочил песок, что получилось? Покажите мне модель мокрого песка.

  1. Рефлексия.

Ну что, уважаемые коллеги, я очень довольна вашими исследованиями. А какое у вас осталось впечатление от работы в лаборатории? Я предлагаю вам это оценить самостоятельно, для этого нарисуйте веселого или грустного смайлика (в зависимости от ваших впечатлений) на песке.

Поработали не зря,

В сад возвращаться нам пора.

Где нас ждет веселье и игра.

Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему:

Цель: Расширить представление детей о зимних явлениях в природе.            -Закрепить знания детей о зимних месяцах...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»

Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рис...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Волшебный магнит»

Цель: Решение задач по речевому развитию, по средствам познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию на тему: "Солнце дружбы" в старшей группе

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.Задачи: Обучающая - обогащать  лексику  дошкольников  (дружба,  чуткость,  понимание, ласковые  имена);  конкретизир...

Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнедеятельности на тему «В стране сказок» старшая группа.

Цель: Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах...