Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе " Спасаем профессора Почемучкина"
план-конспект занятия по окружающему миру

Гилева Рафига Шамильевна

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе «Дельфиненок»

компенсирующей направленности

Тема: " Спасаем профессора Почемучкина"

Возрастная группа: подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид НОД: интегрированное

Форма организации: групповая

Цель: создание условий для опытно – исследовательской и экспериментальной деятельности детей

Задачи:

Образовательные:

учить соблюдать правила безопасности вовремя опытно – экспериментальной деятельности; 

учить понимать поставленную задачу и находить способы ее достижения;

совершенствовать умение детей самостоятельно делать выводы, проводить опыты самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;

Развивающие:

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать связную речь;

развивать воображение, память, логическое мышление;

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к сверстникам, способность учитывать их мнение;

воспитывать нравственные качества личности ребенка – желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности:

детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.

Средства и оборудование: 

сундук, закрытый на замок, ключ, магнит;

таз с водой, предметы из различных материалов,

макет вулкана, сода, моющая жидкость, лимонная кислота (для приготовления лавы);

 апельсины, емкость с водой;

2 яйца, соль, 2 стакана с водой;

свеча, акварельные краски, лист бумаги

Предварительная работа:

Проведение опытов со свечой, с воздухом, водой, солью , магнитом,

рассматривание фотографий с изображением вулкана, чтение энциклопедии о вулканах, просмотр видео извержение вулкана.

Ход НОД:

I часть. Организационная

Воспитатель. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Подарим им наши улыбки и поделимся нашим хорошим, бодрым настроением (дети приветствуют гостей и дарят им бумажные сердечки).

 Воспитатель.  Ребята, я сегодня получила конверт, в нем пустой лист бумаги. Какое-то таинственное письмо. Как нам с ним поступить? (высказывания детей)

Правильно, нужно применить акварельные краски.

II часть. Опытно – экспериментальная.

Опыт 1«Акварельные краски + свеча»

Свеча, лист бумаги, акварельные краски, карандаши.

Из всего ассортимента материалов ребенок должен выбрать акварельные краски и раскрасить ими поверхность листа.

Вывод: Из-за того, что воск отталкивает воду – места с восковым контуром останутся белыми, в то время как лист будет полностью закрашен краской.

(дети читают текст)

Воспитатель.   Профессор Почемучкин просит нас о помощи. Его злой волшебник спрятал на необитаемом острове. Сможем мы помочь Профессору? (высказывания детей)

Воспитатель.  Тогда отправляемся в путь, впереди нас ждут препятствия и опасность, но вместе мы сможем их преодолеть. Как же мы доберемся до острова? (высказывания детей)

Воспитатель.  Правильно, можно построить лодку.

Опыт 2 «Тонет - не тонет».

Воспитатель.  Какими свойствами должна обладать лодка? Из чего мы можем построить лодку? (высказывания детей )

Воспитатель.  И как узнать подходят ли предложенные материалы для строительства лодки? (высказывания детей)

Дети подходят к столу, на котором находятся таз с водой и предметы из дерева, металла, картона, стекла, пластмассы, поролона, самостоятельно  проводят эксперимент и делают вывод.

Вывод: самый плавучий и крепкий материал – дерево.

Предложить детям построить лодку из стульчиков и отправиться в плавание.

Упражнение на дыхание.

Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет лодочка моя
На большие острова.

Воспитатель.  Вот мы и на острове (воспитатель наталкивается на сундук, на котором весит замок)

Воспитатель.   Но достать ключ от этого замка не так просто. Ключ будет нашим, если мы достанем его, не касаясь ключика рукой.  Как же мы сможем с вами достать ключ, не дотрагиваясь до него рукой  (рассуждения детей).

 Опыт 3 «Свойства магнита»

Предложить одному из детей достать ключ при помощи магнита.

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы, магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

 Воспитатель.  Вот мы и добыли наш ключ. Теперь сможем открыть сундук и узнать, что в нем лежит (открываем и находим в нем карту острова).

Воспитатель.  По карте наш путь проходит между двух озер: соленое и пресное. Нам необходимо взять с собой пресную воду.

Как поступить? (высказывания детей)

Опыт 4 «Определи емкость с соленой водой».

Перед детьми емкости с водой, в одном - вода соленая. Ребята должны вспомнить свойство соленой воды – удерживать предметы и воспользоваться яйцом.

Вывод: плотность соленой воды больше, поэтому она удерживает предметы на поверхности.

Воспитатель.  Дальше путь лежит через высокие горы.

Как же нам перебраться через горы? (высказывания детей).

Почему этот опыт нельзя проводить детям самостоятельно? (уксусная кислота- опасная жидкость)!

Опыт 5 «Уксус и сода надувают воздушный шарик» (опыт проводит воспитатель)

Внутрь воздушного шарика насыпать 2 чайных ложки соды. В бутылку налить полстакана уксуса. Наденьте шарик на горлышко бутылки, соду из шарика высыпьте в бутылку.

Вывод: При взаимодействии уксуса и соды выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Воспитатель.  Ну что ж нам удалось перебраться через высокие горы, молодцы ребята. А сейчас привал у озера, возле которого растут мандариновые деревья.

Опыт 6 «Почему не тонет апельсин»

Воспитатель.  Смотрите, обезьянки набросали в озеро мандарины, но одни мандарины плавают на поверхности, а другие опустились на дно. Почему? (высказывания детей)

Вывод: кожура у апельсина пористая. Эти поры заполнены воздухом, поэтому апельсин не тонет. Воздух легче воды.

Воспитатель.  Ребята, предлагаю перекусить (воспитатель угощает детей долькой апельсина)

Воспитатель.  Ну что ж,  отправляемся дальше , профессор Почемучкин нас ждет. Наш путь подходит к концу, мы подошли к подножию горы. Смотрите, здесь происходит извержение вулкана.

Воспитатель.  А что такое вулкан и как он происходит? (ответы детей)

Опыт 7«Извержение вулкана»

Воспитатель.  Прежде чем мы будем выполнять опыт, давайте вспомни правила безопасности (дети называют правила безопасности при проведении опыта)

Воспитатель.  Молодцы, хорошо запомнили правила, а сейчас можно приступить к опыту (дети под руководство воспитателя выполняют опыт за столам).

Воспитатель Соединяем соду, лимонную кислоту, краситель, несколько капель моющего средства, добавляем воды и получаем извержение вулкана. 

Вывод: При соединении щелочи и кислоты начинается реакция с бурным выделением углекислого газа, который вспенивает залитую в жерло смесь.

III часть. Рефлексия.

Воспитатель.  Ребята, мы подошли туда, где на карте обозначено местонахождение профессора Почемучкина.  Благодаря вашим знаниям и умениям, вашей дружбе и взаимопомощи Профессор Почемучкин спасен. Наше путешествие подошло к концу.

Воспитатель.  Ребята, вы молодцы, вы столько сегодня совершили необычного и удивительного с помощью самых обычных вещей и самое главное – не остались равнодушными к чужой беде.

Понравилось вам ребята наше необычное путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что вас больше всего удивило? Как вы помогли профессору Почемучкину?

Воспитатель.  Теперь послушаем наших уважаемых гостей.

Понравилось вам наше необычное путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что вас больше всего удивило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «В гости к профессору Знайкину»

Конспект НОД по экспериментально -  познавательной деятельностив подготовительной  к школе группе   «В гости к профессору Знайкину» 1. Возрастная группа &nda...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Методическая разработка "Конспект занятия по ФЭМП для детей с ТНР в подготовительной к школе группе "Учебник профессора Почемучкина"

Представляю Вашему вниманию свою методическую разработку - "Конспект занятия по ФЭМП для детей с ТНР в подготовительной к школе группе "Учебник профессора Почемучкина"....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе "Лаборатория профессора Чудакова"

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе"Лаборатория профессора Чудакова"...